ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ГБПОУ РС (Я) «ЯКУТСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» И В ГБПОУ РС (Я) «ГОРНО- ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ГБПОУ РС (Я) «ЯКУТСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» И В ГБПОУ РС (Я) «ГОРНО- ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Винокурова Н.А. 1
1ФГАОУ ВО «СВФУ им М.К. Аммосова», Институт естественных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях, продиктованных социально- экономическими изменениями в обществе, появляются новые требования к специалистам разных профессий. В связи с этим синдром профессионального выгорания становится одним из важных феноменов профессиональной деформации [3]. Актуальность исследования профессионального выгорания обусловлена неблагоприятными последствиями развития этого синдрома как для самой личности, так и для ее окружения.

Профессиональная деятельность педагога связана с разными стрессогенными факторами, такими как постоянная сдача срочных отчетов, выступления на конференциях и интенсивная работа со студентами. Также от преподавателя зависит вся воспитательная, профориентационная, учебная деятельность. Многие из них исполняют разные роли, такие как куратор, преподаватель, тьютор, психолог одновременно. В связи с быстрыми изменениями в требованиях ФГОС, введением профстандарта он находится в постоянном стрессовом состоянии [2]. Поэтому в силу своей специфики педагогическая деятельность связана с повышенным риском формирования синдрома профессионального выгорания. С увеличением педагогического стажа изучаемый синдром только усугубляется, если его не выявить и не проводить своевременную профилактику. [4]

Изучение специфики эмоционального выгорания нашло отражение в трудах российских и зарубежных исследователей, таких как В.В. Бойко, Б. Пельман, Е. Хартман, А. Пайнс, В.И. Ковальчук и другие.

Рассмотрим результаты проведенного исследования среди преподавателей ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» (далее ГБПОУ РС(Я) «ЯСХТ») и ГБПОУ РС(Я) «Горно- геологический техникум» (далее ГБПОУ РС(Я) «ГГТ») . В нем приняли участие 22 респондентов со стажем работы от 3 до 30 лет с высшим образованием. 6 педагогов из ГБПОУ РС(Я) «ГГТ». Изучение проходило с помощью методики К.Маслач.

В фазе истощения доминирующим является симптом эмоционального дефицита. Он проявляется в большей степени у преподавателей ГБПОУ РС(Я) «ГГТ» (83 %). Симптом редукции сложился у 56 % опрошенных в ГБПОУ РС(Я) «ЯСХТ» и 83 % в ГБПОУ РС(Я) «ГГТ». Деперсонализация выявлена у 40 % респондентов. Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми [1]. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Напряжение, рабочая нагрузка оказывают такое влияние на преподавателей, что они стараются сократить свои обязанности, не уделяют большего внимания на профессиональную деятельность, не стремятся развиваться [5]. Редукция говорит о том, что в данных образовательных учреждениях большая ответственность у преподавателей, необходимо постоянно повышать уровень квалификации, проходить процедуру аттестации.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к следующим выводам. У большинства педагогов сформирован синдром эмоционального истощения. Также у большинства преподавателей с педагогическим стажем более 10 лет формируется редукция личностных достижений. В ГБПОУ РС(Я) «ЯСХТ» и в ГБПОУ РС(Я) «ГГТ» следует провести профилактические работы.

Список литературы:

Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – СПб.:Питер, 1999. 95 с.

Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование/ А. Лэнгле// Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.

Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. //Психологический журнал. 2001. № 1. С. 22.

Селье Г. Стресс без дистресса.- М.: Прогресс.2002.123 с.

Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. //Медицинские новости. 2002. № 7. С.10.

Просмотров работы: 6