КОУЧИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КОУЧИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ

Фомин А.В. 1, Серова Н.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важных задач, в реабилитации является повышение ее эффективности. И важнейшую роль в этой системе реабилитационных мероприятий играет психология, объединяющая физический и психологический аспекты данного процесса, рассматривая личность как индивидуальную целостную структуру.

Факт ограниченности в движениях у человека после травм или болезни, привносит психологические последствия – снижение уверенности в себе и процессе, ухудшение настроения, появление писсимизма, подавленности, замкнутости и других неэффективных эмоциональных состояний, блокирующих эффективность реабилитационных мер. Поэтому для достижения восстановления необходима не только физическая, но и психологическая реабилитация, помогающая создать положительный эмоциональный фон вокруг, адекватную самооценку и желание преодолевать трудности. Особо выделяют такие психологически аспекты, как: формирование позитивного отношения лиц с ограниченными возможностями здоровья к реабилитации, стимулирование активности и целеустремленности, повышение уровня мотивации и настойчивости. Все это в комплексе дает возможности активировать функциональные резервы организма и здоровья человека по максимум.

Все знания на сегодняшний день, о резервных возможностях организма получены в результате наблюдений за состоянием человека в экстремальных и стрессовых условиях. В данном аспекте - реабилитация имеет особую ценность, как стрессовая ситуация, требующая от человека мобилизации всех функциональных резервов, - биохимических, физиологических, спортивно-технических, и, в первую очередь психо-эмоциональных, связанных с мотивацией достижения цели, со способностью превозмочь утомление и противостоять сопротивлениям, с готовностью пойти на риски ради достижения цели, максимально эффективно использовать время и совершать другие усилия. Особую значимость вопрос эффективности приобретает на фоне нестабильности и изменчивости внешней среды, что требует от человека длительных действий и эмоциональной гибкости в реабилитации [2].

Если рассматривать этот процесс с точки зрения его постоянного усиления и совершенствования, то следует отметить, что ключевая роль в нем принадлежит управлению мотивацией. Эффективность конкретных реабилитационных методик зависит не только от правильности индивидуального подбора и дозировки упражнений, но и от психолого-педагогического мастерства реабилитолога, его определенных компетенций в области позитивного психологического воздействия. Результатом такого взаимодействия является эффективная реабилитация.

Сейчас можно говорить о нескольких важных направлениях в системе мотивации. Одно из направлений связано с тем, что система мотивации должна быть максимально эффективной, то есть - использование минимального количества ресурсов, должно приводить к максимальным результатам. Другое направление говорит о том, что мотивация – это, прежде всего, вопрос внутреннего лидерства человека, идущего от воли, способности достигать цель при наличии трудностей и видеть происходящие процессы как систему, позволяющей выстраивать долгосрочные позитивные изменения в здоровье в целом, а не только на короткий промежуток времени.

В области исследования коучинга следует выделить работы Т. Голви, Т. Дж. Леонарда, Дж. Уитмора, Д. Гоулмена, 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Штерна, Л. Терстона, Дж. Гилфорда, Г. Гарднера, М. Перре, У. Бауманна, В.П.Пугачева, Дж. М. Иванцевича, А.А. Лобанова, Э.Парслоу, М. Рэй, С.А Рогачева, А.Д. Савкина, М.А Данилова, Дж. Харрис и др. Коучинг в этих работах рассматривается по большей части как эффективная технология управления, раскрытия талантов и инструмент достижения целей, однако вопрос применения коучинга как технологии мотивации изучен недостаточно и носит характер новизны. В настоящее время многие люди, вовлеченные в процесс реабилитации и сами клиенты в том числе, не придают особого значения происходящим изменениям, что существенно снижает эффективность результата. На взгляд автора, это связано с отсутствием методологии построения четкой системы управления мотивацией, учитывающей реальные потребности и индивидуальный подход.

Инструментом, который позволяет не только объединить в себе различные методики физической реабилитации, но и открывает новые возможности развития, является коучинг [1].

Согласно многочисленным исследованиям, в современных условиях развитие коучинга происходит все более активно. Подтверждением этому является и готовность многих российских компаний, в том числе государственных, рассматривать и внедрять коучинг как инструмент, усиливающий эффективность психологических процессов. Технология коучинга становится объектом исследования различных дисциплин: психологии, экономики, менеджмента, спорта высших достижений, философии и медицины – что дает возможность говорить о коучинге в контексте междисциплинарой интеграции наук. Это подтверждает актуальность проблемы и ее фундаментальное значение для наук социально-гуманитраного цикла.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, во-первых, значимостью изучения роли коучинга в управлении эффективностью и раскрытия ресурсного потенциала человека в сфере реабилитации, а во-вторых, слабой изученностью этой проблемы.

Степень разработанности проблемы и научная новизна. Исследование избранного аспекта проводится в трех направлениях: мотивация, психо-физиологические процессы эффективности в реабилитации и коучинг.

Кроме того, разработанная в ходе исследования методика внедрения технологии коучинга в процесс реабилитации также является новаторским инструментом.

Целью диссертационного исследования (Научный результат) является определение эффективности внедрения коучинга в процесс реабилитации, как технологии, влияющей на мотивацию эффективность процесса реабилитации.

Объектом диссертационного исследования является мотивация в процессе реабилитации.

Предметом диссертационного исследования является технология управления мотивацией на различных этапах реабилитационного процесса на основе коучингового подхода.

Гипотезы диссертационного исследования

Уровень мотивации в процессе реабилитации, не использующей коуч технологии ниже, чем уровень мотивации в процессе реабилитации с использованием коуч технологии.

Ипользование коуч технологии в процессе реабилитации повышает ее эффективность .

Задачи диссертационного исследования:

1. Провести теоретическое обоснование роли и места мотивации как средства управления эффективностью в процессе реабилитации.

2. Проанализировать имеющиеся технологии коучинга и теоретически обосновать их влияние на эффективность процесса реабилитации.

3. Апробировать технологию коучинга, влияющую на мотивационно-волевую сферу и эффективность процесса реабилитации.

4. Разработать методику внедрения технологии коучинга в систему реабилитационного процесса.

Методы исследования: проведение интервью, анкетирование, анализ документов и материалов, включенное наблюдение, обобщение полученных результатов.

Практическая значимость: Результаты исследования влияния коучинговой технологии на мотивацию и эффективность реабилитационного процесса могут быть использованы в разработке индивидуальных программ комплексной реабилитации.

Исходя из того мощного позитивного влияния, которое коучинг оказывает на эффективность в целом, именно эта технология была выбрана автором настоящей работы в качестве основной для формирования мотивации в сопровождении клиентов специалистом в реабилитационном процессе.

В целом результативность реабилитации можно представить как сочетание трех важнейших компонентов мотивации человека к деятельности и достижению целей. Для усиления мотивации и формирования желаемого успешного поведения необходимы – определенный уровень осознанности (смыслы, установки, мотивы, управление состоянием), уровень ответственности и определенный уровень решимости действовать (процесс выбор, принятие решения, целеполагание, планирование, контроль), и коучинг как метод управления мотивацией полностью обеспечивает эти условия.

Все вышеперечисленные позиции предполагается отработать через Социальные сети, опроса посетителей реабилитационных и социальных центров. Результаты разработанной технологии управления мотивацией на различных этапах реабилитационного процесса на основе коучингового подхода будут представлены в последующих публикациях.

Литератрура:

Паршиков Юрий, Монина Юлия, Йенсен-Маар Зин. - Коучинг - инструменты эффективного достижения целей– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

Просмотров работы: 47