МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ» (YOUNG ATHLETES™) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ» (YOUNG ATHLETES™)

Поспелова Н.Я. 1, Бойко О.Я. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Серьезный вызов современного мира – нарастающее ухудшение здоровья и физического развития детей вследствие дефицита движения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН количество здоровых дошкольников, поступающих в школу, составляет около 10 %, а 50 % детей имеют хронические заболевания [1]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья недостаток двигательной активности опасен вдвойне, поскольку усугубляет существующие дефекты и ограничивает жизненные перспективы. Среди детей с ОВЗ 60 % составляют дети с нарушениями интеллекта [2, с. 146], физическое и психическое развитие которых протекает на дефектной основе вследствие необратимого поражения ЦНС ребенка до двухлетнего возраста. Для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями характерны нарушения всех основных, и даже элементарных действий: ходьбы, бега, прыжков, выполнения метаний [2, с. 155-156]. Неточность движений в пространстве, неумение выполнять ритмичные движения, низкий уровень дифференцированных мышечных усилий, дискоординация движений – это лишь некоторые проявления нарушений двигательной сферы умственно отсталого ребенка [3, с. 20-21]. Устранение недостатков моторики и расширение двигательных возможностей ребенка с нарушением интеллекта являются главными условиями подготовки его к жизни и дальнейшей трудовой деятельности. Различные исследования доказывают необходимость проведения дополнительных занятий физической культурой с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии [3, 4, 5].

Эту задачу успешно решает международная инклюзивная программа «Юные олимпийцы» (Young Athletes™), разработанная организацией Special Olympics. Это инновационная спортивная игровая программа для знакомства детей 2-7 лет с ограниченными интеллектуальными возможностями с миром адаптивного спорта [6, с. 3]. Реализация данной программы и её адаптация к условиям российской действительности осуществляется на территории Свердловской области в рамках социального проекта «Первый полет», который решает задачу вовлечения детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями в регулярные занятия физической культурой. Для организации регулярных занятий по этойпрограмме в трех муниципальных образованиях Свердловской области (Екатеринбург, Новоуральск, Колчедан) было создано 8 площадок, которые являются целостной сетью и работают по единому стандарту.

Помимо организации регулярных занятий, праздников, соревнований, конкурсов, обучения педагогов и родителей, неотъемлемой частью осуществления проекта «Первый полет» является система мониторинга, которая была разработана на начальном этапе его реализации. Проведение мониторинга включает оценку физического развития и уровня сформированности базовых двигательных навыков детей, занимающихся по программе «Юные олимпийцы», и состоит из трех этапов: начального, промежуточного и итогового. Результаты проведения мониторинга на каждом этапе заносятся в «Паспорта здоровья», которые оформляются на каждого ребёнка.

Система мониторинга лежит в основе работы проекта, она необходима для оценки результатов его реализации и нацелена на повышение эффективности образовательного и оздоровительного процессов. Кроме того, она позволяет отслеживать динамику физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста на всем протяжении осуществления проекта. Далее мы рассмотрим и проанализируем данные, полученные в результате проведения мониторинга на начальном этапе занятий по программе «Юные олимпийцы» в декабре 2019 года.

Начальный мониторинг является отправной точкой деятельности тренера проекта. Его проведение необходимо для планирования и совершенствования процесса физического воспитания. На первых занятиях важно определить начальный уровень подготовки детей в группе, а также индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Это дает возможность тренеру модифицировать содержание программы занятий в конкретной группе детей с учетом данных, полученных в результате мониторинга, и избежать ошибок. По результатам проводимого мониторинга состояния физического развития и физической подготовленности детей формируются индивидуальные и групповые рекомендации по коррекции двигательного развития, которые фиксируются в «Паспортах здоровья» и учитываются при организации дальнейших занятий. Полученные сведения позволяют избежать возможных ошибок в организации процесса адаптивного физического воспитания ребёнка с интеллектуальными особенностями.

Всего в проекте «Первый полёт» принимает участие 88 детей в возрасте от 7 до 9 лет, из них 56 мальчиков и 32 девочки. В каждой группе занимается от 8 до 12 детей 2 раза в неделю по 60 минут, проведение занятий запланировано с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года. В декабре 2019 года во всех группах была проведена оценка физического развития и уровня развития базовых двигательных навыков. Результаты начального мониторинга занесены в «Паспорта здоровья» и сведены в таблицы.

Физическое развитие является динамическим процессом роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребёнка в определенном периоде детства [7, с. 7]. Оно зависит от множества факторов и является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей [8, с.12]. Несмотря на разнообразие показателей, определяющих физическое развитие человека, в педагогической практике чаще всего используются соматометрические (антропометрические) показатели, которые относительно легко поддаются измерению: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки [9, с. 38].

Для обобщенной оценки физического развития участников проекта «Первый полёт» было выбрано четыре показателя: длина тела, масса тела, индекс массы тела и экскурсия грудной клетки. Сначала у всех детей была проведена соматометрия (антропометрия) по двум основным показателям: длина тела и масса тела. Все измерения проводились в соответствии с методическими рекомендациями [10, 11]. Длина тела является основным показателем физического развития, который отражает как ростовые процессы, так и уровень соматической зрелости детей [12]. Масса тела – менее устойчивый показатель, который может изменяться под влиянием различных экзо- и эндогенных факторов, а также обладает наиболее быстрой динамикой при нарушении питания и заболеваниях [7, с .11]. Однако между массой тела и возрастом есть выраженная взаимосвязь,по этому параметру можно косвенно определить развитие костно-мышечного аппарата и подкожно-жирового слоя. На основании первых двух показателей для каждого ребёнка был рассчитан индекс массы тела (индекс Кетле-II, в рекомендации ВОЗ – BMI), который считается достоверным критерием диагностики расстройств питания и вычисляется по формуле: ИМТ = масса тела (кг) / длина тела22)[7, с. 13]. Эта величина позволяет оценить степень соответствия массы человека его росту и тем самым определить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Кроме измерения длины и массы тела, у детей определена экскурсия грудной клетки (ЭГК) – разница между значениями окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе [9, с. 22]. ЭГК отражает подвижность грудной клетки и характеризует развитие органов дыхания. Средние показатели физического развития детей, полученные в ходе исследования, приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели физического развития в группах детей 7-9 лет, M ± m

Показатели физического развития

Возраст испытуемых

7 лет

8 лет

9 лет

мальчики

(n = 13)

девочки

(n = 7)

мальчики

(n = 25)

девочки

(n = 13)

мальчики

(n = 18)

девочки

(n = 12)

Длина

тела

(см)

121,31±2,32

116,29±4,06

122,78±2,24

123,42±4,06

132,22±2,51

131,08±2,48

Масса

тела

(кг)

25,92±1,33

21,44±1,83

25,18±1,53

27,52±3,74

28,57±1,78

28,73±2,14

Индекс массы

тела

17,67±0,97

16,03±1,5

16,67±0,87

17,29±1,31

16,1±0,69

16,57±0,78

Экскурсия грудной клетки (см)

3,47±0,28

2,67±0,31

3,92±0,25

3,85±0,37

4,36±0,47

4,22±0,57

Оценка физического развития детей проводилась по международным стандартам, в связи с тем, что в России, в том числе в Свердловской области, антропометрические данные не стандартизованы [8, 13, 14]. Предлагаемый регистр показателей физического развития рекомендован экспертами ВОЗ в качестве эталонного для целей мониторинга.Оценка физического развития производится с помощью индекса Z-Score и заключается в расчете числа стандартных отклонений, на которое исследуемый показатель массы или длины тела отличается от медианы стандартной популяции [15, с. 26]. В стандартах ВОЗ величиной Z-Score характеризуют: массу тела для возраста, длину тела для возраста и массу для длины тела.

Для обработки полученных в ходе исследования данных использовалась специальная компьютерная программа «AnthroPlus», разработанная ВОЗ на основе эталонных оценок физического развития детей от 5 до 19 лет, в которую на каждого участника проекта были занесены следующие данные: длина тела, масса тела, дата рождения, и дата обследования. Результаты проведенной оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Индивидуальные показатели физического развития, % ± m

Показатель

Пол

Уровень по оценочным шкалам

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Длина тела, см

мальчики

23,2±5,6

19,6±5,3

44,6±6,6

8,9±3,8

3,6±2,5

девочки

25±7,7

21,9±7,3

43,8±8,8

3,1±3,1

6,3±4,3

оба пола

23,8±4,6

20,5±4,3

44,3±5,3

6,9±2,7

4,5±2,2

Масса тела, кг

мальчики

19,6±5,3

10,7±4,1

46,4±6,7

16,1±4,9

7,1±3,4

девочки

15,6±6,4

25±7,7

40,6±8,7

9,4±5,2

9,4±5,2

оба пола

18,2±4,1

15,9±3,9

44,3±5,3

13,6±3,7

8±2,9

Индекс массы тела, кг/м2

мальчики

12,5±4,4

12,5±4,4

41,1±6,6

10,7±4,1

23,2±5,6

девочки

9,4±5,2

15,6±6,4

43,8±8,8

21,9±7,3

9,4±5,2

оба пола

11,4±3,4

13,6±3,7

42±5,3

14,8±3,8

18,2±5,1

При анализе результатов выявлено, что рост 44,3 % детей соответствует возрастным нормам, у такого же количества (44,3 %) – ниже среднего и низкий, и только у 11,4 % – выше среднего и высокий. При этом существенные различие по полу отсутствуют. На графике на рис. 1 отображено распределение z-значений длины тела к возрасту по сравнению с кривой норм ВОЗ.

Рис. 1. Длина тела к возрасту

Масса тела у 44,3 % обследованных детей попадает в интервал средних нормативных величин, у 34,1 % – ниже средних нормативных величин и у 21,6% – выше средних нормативных величин. График на рис. 2 демонстрирует распределение z-значений массы тела к возрасту по сравнению с кривой норм ВОЗ. Полученный результат говорит о том, что дети с нарушением интеллекта имеют значительно более низкие показатели антропометрических параметров длины и массы тела по сравнению с установленными международными нормами в связи с дефицитом двигательной активности, обусловленной в том числе их ограниченными ментальными возможностями.

Рис. 2. Масса тела к возрасту

По результатам оценки индекса массы тела, представленным на рис. 3, выявлено, что у 42 % детей масса тела в пределах нормы для их роста и возраста, у 25 % – недостаточная и у 33 % – избыточная. На основании этого можно сделать вывод о нарушении питания у более половины обследованных детей. Дефицит массы тела может быть вызван не только сопутствующими врожденными заболеваниями, но и недостаточным или несбалансированным питанием в связи с неблагоприятными социальными условиями, а также низким уровнем физической активности, который приводит к недостатку мышечной массы. Избыточная масса тела говорит о неправильном питании и ожирении у одной трети обследованных детей. Эта проблема актуальна для всего современного общества. По данным ВОЗ с 1975 по 2016 год число людей, страдающих ожирением, во всем мире выросло более чем втрое, в 2016 г. избыточным весом страдали 18% девочек и 19% мальчиков в возрасте от 5 до 19 лет [17]. Второй, но не менее важной причиной избыточной массы тела является недостаточная физическая активность, которая вызвана малоподвижным образом жизни современного человека и низкой доступностью занятий физической культурой и спортом для детей с нарушением интеллекта.

Рис. 3. ИМТ к возрасту

По итогам оценки экскурсии грудной клетки, сведенным в таблице 3, установлено, что у большинства обследованных детей (73,9 %) она снижена, у 25 % - средняя и только у 1,1 % – высокая. Полученные данные говорят о недостаточном развитии органов дыхания в группах детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями интеллекта. Такие низкие показатели обусловлены недостаточной интенсивностью физических нагрузок, которые способствуют увеличению объема легких, подвижности грудной клетки и развитию дыхательных мышц.

Таблица 3

Индивидуальные показатели экскурсии грудной клетки, % ± m

Показатель

Пол

Уровень по оценочным шкалам

низкий

средний

высокий

Экскурсия грудной клетки, см

мальчики

75±5,8

23,2±5,6

1,8±1,8

девочки

71,9±8

28,1±8

оба пола

73,9±4,7

25±4,7

1,1±1,1

Кроме физического развития, мониторинг также включает диагностику физической подготовленности занимающихся по 6 основным группам базовых двигательных навыков: 1) ходьба и бег; 2) удержание равновесия, прыжки; 3) остановка и ловля мяча; 4) бросание мяча; 5) удары по мячу предметами; 6) удары по мячу ногой. Оценка уровня развития двигательных навыков проведена по результатам тестирования, для оценки каждого двигательного навыка использовано 4-6 тестовых упражнений. Тесты оценивались следующим образом: 0 баллов – навык не сформирован; 1 балл – навык сформирован частично; 2 балла – навык сформирован. Для выполнения каждого упражнения ребенку было предоставлено 2 попытки, зафиксирован лучший результат. На основании баллов, полученных в результате каждого теста, по каждому базовому двигательному навыку выведен средний балл, который занесен в «Паспорт здоровья» и в сводную таблицу 4.

Таблица 4

Средний балл оценки уровня сформированности

базовых двигательных навыков ± m

Двигательный навык

Пол

Средний балл

Ходьба и бег

мальчики

0,97±0,07

девочки

1,09±0,09

оба пола

1,02±0,05

Удержание равновесия, прыжки

мальчики

0,95±0,07

девочки

1,12±0,08

оба пола

1,01±0,06

Остановка и ловля мяча

мальчики

0,98±0,06

девочки

1,01±0,05

оба пола

1,07±0,08

Бросание мяча

мальчики

0,91±0,06

девочки

1,02±0,08

оба пола

1,95±0,05

Удары по мячу предметами

мальчики

0,65±0,06

девочки

0,75±0,08

оба пола

0,69±0,05

Удары по мячу ногой

мальчики

0,65±0,06

девочки

0,75±0,08

оба пола

0,69±0,05

Все навыки

мальчики

0,65±0,06

девочки

0,75±0,08

оба пола

0,69±0,05

Проанализировав результаты тестирования во всех группах, можно сделать вывод о том, что наблюдается значительная разница в уровне физической подготовленности детей. В группах присутствуют как дети с серьезными двигательными нарушениями, так и дети, у которых большинство двигательных навыков частично сформировано. Эти различия обусловлены разнообразием индивидуальных особенностей данной категории детей – физическими, ментальными и психическими. Также следует отметить, что в группах занимающихся отсутствуют дети, у которых полностью сформированы все шесть двигательных навыков. При рассмотрении результатов тестирования по группам в целом, мы видим, что средний балл по каждому навыку у девочек выше, чем у мальчиков. Итоговые средние баллы демонстрирую, что у детей частично сформированы навыки ходьбы и бега, прыжков и удержания равновесия. Что касается навыков владения мячом, то остановка и ловля мяча, а также его бросание сформированы частично, а навыки ударов по мячу ногой и различными предметам значительно отстают.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают необходимость дополнительных занятий физической культурой для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями интеллекта. На основании анализа мониторинга тренерам при планировании программы занятий рекомендуется учитывать разницу в двигательном развитии детей. Особое внимание следует уделить дыхательным упражнениям, которые должны способствовать развитию дыхательной системы и дыхательной мускулатуры, а также укреплению защитных сил организма. Предполагается, что уровень развития базовых двигательных навыков детей в ходе занятий будет повышен посредством выполнения физических упражнений конкретной направленности, включения детей в подвижные игры, взаимодействия с родителями и привлечения их к тренировочному процессу.

Таким образом, результаты мониторинга позволяют сделать стартовые рекомендации по составлению программы занятий для всех участников в целом, для каждой группы и для каждого ребенка в отдельности. Полученные данные подтверждают необходимость индивидуального подхода и учета особенностей каждого ребенка при планировании занятий в конкретной группе. По окончании занятий запланировано проведение итогового мониторинга, в ходе которого будет дана индивидуальная оценка физического развития путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с его собственными ранее зафиксированными показателями. Данная процедура позволит оценить эффективность программы и качество работы педагогов. Мониторинг является не только продуктивным и информативным методом контроля физкультурно-оздоровительной работы с детьми, но и эффективным средством мотивации для педагога, позволяя ему увидеть собственный результат.

Литература:

Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2009. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sostoyanii-zdorovya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov (дата обращения: 27.08.2020).

Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с, ил.

Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.: ил.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

Юные олимпийцы. Социальная инициатива Специальной Олимпиады. Методическое пособие для тренеров, организаторов, волонтёров Специальных Олимпийских программ. – Екатеринбург: 2002. – 68 с.

Оценка физического развития детей и подростков: методические рекомендации. ­– М.: Российская ассоциация эндокринологов, 2017 г. – 94 с. URL: http://alfa-endo.ru/attachments/download/metodicheskie_rekomendacii_ocenka_fizicheskogo_razvitiya_detei_i_podrostkov-103.pdf (дата обращения: 15.07.2020).

Яковлева, М. А. Физическое развитие детей и подростков в системе здоровьесберегающей деятельности образовательной организации: учебно-методическое пособие / М. А. Яковлева; науч. ред. О. С. Гладышева; Е. А. Калюжный. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018. – 165 с. – (Здоровьесберегающие технологии в образовательных организациях).

Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий /Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН.2008. – 216 c.: ил.

Мануева, Р. С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: учебное пособие / Р. С. Мануева; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общей гигиены. – Иркутск: ИГМУ, 2018. – 52 с.

Физическое развитие ребенка. / Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Закирова А.М., Сулейманова З.Я. Метод. рекомендации для студентов. – Казань: КГМУ, 2011. – 65 с.

Рахимов Марат Ильшатович. Показатели физического развития детей и подростков 5-16 лет // Вестник ТГГПУ. 2011. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-fizicheskogo-razvitiya-detey-i-podrostkov-5-16-let (дата обращения: 15.07.2020).

Изотова Лейсан Денисовна Современные взгляды на проблему оценки физического развития детей и подростков // Казанский мед.ж.. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-problemu-otsenki-fizicheskogo-razvitiya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 17.08.2020).

Антонов О. В., Богачева Е. В., Антонова И. В., Вельматова А. А., Кузьмина А. Л., Филиппов Г. П., Мурашев Е. В. Оценка и анализ физического развития детей и подростков // СМЖ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-analiz-fizicheskogo-razvitiya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 15.07.2020).

Основы здоровья детей и подростков: руководство для врачей. Часть I. Комплексная оценка здоровья детей и подростков – Екатеринбург: УГМУ, 2017. – 126 с. URL: http://elib.usma.ru/bitstream/usma/1080/1/VR_2017_010.pdf (дата обращения: 15.07.2020).

Овчаренко Елизавета Сергеевна, Фефелова Вера Владимировна, Каспаров Эдуард Вильямович, Колоскова Татьяна Петровна, Смирнова Ольга Валентиновна Особенности физического развития детей (7-11 лет) с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей // Социальные аспекты здоровья населения. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-detey-7-11-let-s-umstvennoy-otstalostyu-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения: 14.09.2020).

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight

Просмотров работы: 169