ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ 1-2 СТЕПЕНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛАСТИЧНОЙ ЛЕНТЫ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ 1-2 СТЕПЕНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛАСТИЧНОЙ ЛЕНТЫ

Осокина Е.С. 1, Серова Н.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понижение уровня здоровья детей в России связано с тем, что существует ряд неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии страны, уменьшается объем профилактической деятельности в здравоохранении и других социальных культурах: дошкольных детских учреждениях, школах [4]. Одно из главных мест в нозологических группах, поражающих опорно-двигательный аппарат, занимает сколиотическая болезнь. Плохая экология, развитие гиподинамии, а также генетические аномалии развития, все это способствуют увеличению заболеванию органов опоры и движения [7].

Все больше детей и подростков, страдают от последствий прогрессирования сколиотической болезни, что создает проблемную ситуацию в медицине. Сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний [2].

В динамике сколиотической болезни сильная утомляемость сопровождается деформацией фигуры. Далее появляются личные психологические и социальные проблемы. Для профилактики тяжелых форм сколиоза, целесообразно используют средства физической культуры, которые обеспечивают работу большой группы мышц [6].

В связи с появлением ряда объективных и субъективных причин, в основе двигательного режима установилась система запретов: отстранение детей от занятий физической культурой с рекомендациями занятий в группах лечебной гимнастики, ношение корсетов, приведение к минимуму двигательной активности и использование поз, разгружающих деформированный позвоночник [8]. Все это приводит к развитию неблагоприятного функционального состояния. Дефицит двигательной активности при данной патологии, очень тесно связан с проведением общеоздоровительных и корригирующих занятий физической культуры. Своевременная диагностика, раннее начало лечения, постоянное использование в его структуре физических упражнений в период интенсивного роста, позволяют предупредить углубление процесса, снижают выраженный процесс сколиотической болезни и возвращают динамику на более высокий уровень [5].

Объектом исследования – состояние опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста с 1-2 стадией сколиоза.

Предмет исследования – влияние консервативного лечения на состояние опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста с начальными степенями сколиоза.

Целью исследования является повышение эффективности консервативного лечения детей школьного возраста при 1-2 стадиях сколиоза с использованием разработанного комплекса упражнений с эластичной лентой.

Задачи исследования:

1) Провести анализ литературных данных о клинических и медико-биологических проявлениях сколиотической болезни.

2) Изучить особенности методики занятий физическими упражнениями при сколиотической болезни у детей школьного возраста

3) Разработать программу консервативного лечения детей школьного возраста при 1-2 стадиях сколиоза с использованием разработанного комплекса упражнений с эластичной лентой.

Классификация сколиоза проводится по многим признакам, в первую очередь по степени искривления.

Для измерения угла искривления на рентгеновском снимке позвоночника проводят две горизонтальные линии: одну под первым позвонком, с которого начинается искривление, другую – под последним, где искривление заканчивается. Потом проводят два перпендикуляра к этим линиям и измеряют угол между перпендикулярами. Это и есть искривление в градусах, чем угол больше, тем сильнее искривление. На основании этого устанавливают степень заболевания [7].

В нашей стране применяется клинико-рентгенологическая классификация В.Д. Чаклина (1973), в которой четыре степени деформации.

По форме искривления бывает сколиоз:

- С-образный (с одной дугой искривления);

- S-образный (с двумя дугами искривления);

- Z-образный (с тремя дугами искривления).

Таблица 1. Клинико-рентгенологическая классификация сколиозов (по В.Д. Чаклину)

Сколиоз I степени

Угол сколиоза до 10 градусов – незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, исчезающее в положении лежа, асимметрия лопаток и надплечий при грудном и талии при поясничном сколиозе, асимметрия мышц в области дуги искривления.

Сколиоз II степени

Угол от 11 до 30 градусов – искривление не исчезает полностью в положении лежа, небольшая компенсаторная дуга и небольшой реберный горб.

Сколиоз III степени

Угол от 31 до 60 градусов – наличие компенсаторной дуги, деформация грудной клетки, большой реберный горб, отклонение туловища в сторону основной дуги искривления.

Сколиоз IV степени

Угол больше 60 градусов – тяжелый фиксированный кифосколиоз, значительная деформация скелета, нарушение функций сердца и легких.

По локализации искривления различают сколиоз:

- шейно-грудной – вершина искривления на уровне 3–4-го грудных позвонков;

- грудной – вершина искривления на уровне 8–9-го грудных позвонков;

- грудопоясничный – вершина искривления на уровне 11–12-го груд­ных позвонков;

- поясничный – вершина искривления на уровне 1–2-го поясничных позвонков;

- пояснично-крестцовый – вершина искривления на уровне 5-го поясничного и 1-го крестцового позвонков [3].

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину. Для сутуловатости характерно увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении (сглаживании поясничного лордоза). Голова наклонена вперед. Плечи сведены вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. Для круглой спины (кифоз) характерно увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда второе название – тотальный кифоз. Голова наклонена вперед. Плечи опущены и приведены, лопатки отстают, ноги согнуты в коленях. Отмечается западание грудной клетки и уплощение ягодиц, мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время. Для кругло-вогнутой спины характерно увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы, голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед, живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Колени максимально разогнуты, может наблюдаться переразгибание коленных суставов. Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и истончены. Данные виды нарушений осанки на фоне косметических дефектов вызывают уменьшение экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижение жизненной емкости и физиологических резервов дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника [1].

Лечебная физическая культура - важнейшее средство комплексной терапии сколиотической болезни, обеспечивающее решение следующих задач:

- создание условий для восстановления правильного положения тела;

- развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц тела, укрепление мышечного корсета, уменьшение мышечного дисбаланса;

- стабилизация сколиотического процесса, а в ранних его стадиях – исправление в возможных пределах имеющегося дефекта;

- обучение навыкам правильной осанки, её самоконтролю и их закрепление, восстановление двигательного стереотипа;

- тренировка мышечно-суставного чувства и координационных возможностей;

- нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма больного ребёнка - дыхательной, сердечно- сосудистой и др.;

- оздоровление, повышение неспецифических защитных сил организма больного ребёнка, улучшение его физического развития;

- улучшение психоэмоционального тонуса и психосоциальной адаптации ребёнка [8].

Для решения поставленных задач используется весь арсенал средств ЛФК: физические упражнения общеукрепляющего, специального характера и дыхательные, механотерапия. Активно используются естественные факторы природы и массаж. Дополнительная форма упражнений - активные игры и некоторые виды спорта. Кроме плавания используются такие спортивные игры, как волейбол и баскетбол, при условии исключения прыжков и бега [7].

Лечение сколиоза сводится к трем основным методам: мобилизация позвоночника, коррекция деформации и удержание коррекции. Все это достигается с помощью средств ЛФК или путем применения редрессирующих корсетов, гипсовых кроваток, специальных тяг либо комбинированными способами, включающими в себя все перечисленные выше средства. Основным, методом лечения сколиоза в настоящее время принято считать комбинированный [2].

В комплексной терапии сколиотической болезни используют в основном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений. Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне [4].

В основе симметричных упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорно-двигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся в физиологически несбалансированном состоянии. Слабым мышцам туловища (например, длинным мышцам) при каждом симметричном движении предъявляются повышенные функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивней, чем более сильные мышцы. Это явление — суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного «мышечного» корсета [6].

При развитии деформации с последующей торсией существенно нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность.

Дыхательные упражнения при сколиозе повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно - сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.

Нарушение параллельности плоскостей таз а и плечевого пояса наступает тогда, когда поворот одного отдела позвоночника вокруг вертикальной оси не может быть компенсирован поворотом вокруг той же оси в другом отделе. Деторсионные упражнения, направленные на устранение таких деформаций, предусматривают вращение позвонков в сторону, противоположную торсии, в области сколиоза; коррекцию сколиоза с выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах.

Деторсионные упражнения выполняют из исходных положений лежа , стоя на четвереньках, на наклонной плоскости, в висе на гимнастической стенке, после предварительного расслабления мышц.

Разгрузка позвоночника при лечении сколиоза является необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово - и лимфообращение в окружающих мышцах и связках. Часто разгрузку комбинируют с вытяжением на наклонной плоскости. К пассивному вытяжению относится длительное лежание на функциональной кровати с приподнятым головным концом (используют продольное и поперечное вытяжение). Продольная тяга осуществляется с помощью манжетки, надеваемой на тазовый пояс с грузом 5—10 кг. Активное вытяжение достигается с помощью специальных упражнений.

При лечении сколиозов применяют коррекцию дуги искривления позвоночника и воздействие на отдельные измененные мышечные группы. Активная коррекция слагается из активных корригирующих движений с элементом волевого воздействия. Пассивная коррекция заключается в применении массажа, вытяжения, ортопедических корсетов, валиков и др.

Эластичная лента – это спортивный инвентарь из прочной резины (латекса) для упругости и силы мышц, физической реабилитации и упражнений на растяжку. С помощью эластичной ленты вы можете работать над укреплением мышц без использования тяжёлых весов.

Эластичная лента становится все более востребованным инструментом для тех, кто хочет поработать над силой мышц и избавлением от проблемных зон. Если вы никогда не пробовали заниматься с лентой, то вы будете удивлены, сколько пользы несут в себе упражнения с обычной, казалось бы, резинкой. Эластичная лента очень проста в использовании, но чрезвычайно эффективна при работе над мышцами тела. Вы сможете поработать над развитием мышечной силы, выносливости и гибкости. При этом данный вид упражнений даёт минимальную нагрузку на суставы и соединительные ткани. Как это часто бывает, именно простейшие спортивные снаряды являются самыми безопасными для здоровья.

Изучив литературу по данному заболеванию мы выяснили, что использование ЛФК помогает устранить различные патологические процессы в позвоночнике. Польза этих упражнений неоспорима.

Выделяются следующие положительные стороны ЛФК:
1) устранение спастического состояния с мышечного каркаса

2) усиление обменных процессов в костной ткани

3) выравнивание осанки

4) укрепление мышц и связок

5) восстановление положения сегментов.

Основное действие ЛФК заключается в снятия спастики с позвоночного столба. При сколиозе у пациента возникает смещение нагрузки на мышцы по одну сторону туловища. При этом боль усиливается именно в спазмированных мышцах. При прохождении курса ЛФК используются упражнения, расслабляющие мышечный каркас.

Также при сколиозе курс ЛФК помогает равномерно распределить нагрузку по позвоночному столбу. Данное заболевание влечет неправильное распределение веса по столбу. При этом у пациента возникает боль на пораженном участке. Курс ЛФК поможет восстановить правильное положение позвоночника. Нагрузка равномерно распределяется, боль постепенно исчезает.

Также ЛФК помогает эффективно восстановить осанку. Осанка пациента портится из-за сколиотических процессов. Вытягивание позвоночного столба и мышц помогает выровнять положение тела. При этом происходит постепенное восстановление осанки.

ЛФК выполняется и для укрепления мышечного каркаса спины. Сколиоз вызывает сильное растяжение мышечной ткани. Возникают участки с атрофированными мышцами. При проведении ЛФК пациенту усиливается нагрузка на атрофированную часть спины. Мышцы приходят в тонус и постепенно восстанавливаются. Укрепленный каркас способствует лучшему фиксированию позвоночника в правильном положении.

Литература

Дубровский В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия). – М., 1999.-170 с.

Евсеев, СП. Теория и организация адаптивной физической культуры: Примерная программа дисциплины для специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / С.П.Евсеев, Л.В. Шапкова - М.: РИО РГУФК, 2003. - 49 с.

Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник/ Под ред. В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.- 367 с.

Милнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. -100с.

Митин, Е.А. Научно-педагогические исследования в физической культуре дошкольников: Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Е.А. Митин, СО. Филиппова. - СПб.: ВВМ, 2004, гл.7, С. 188-255.

Селуянов, В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебное пособие./В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков, И.П. Космина. - М.: РГАФК, 1997. - 103 с.

Тихвинский С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. - Л.: Педагогика, - 1987. - 140 с.

Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебная программа дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). СПб.: ИСПиП, 2003.- 52с.

Просмотров работы: 246