СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОД ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОД ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Мельникова А.А. 1, Дубровина Н.А. 2, Серова Н.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди всех категорий детей с нарушениями в развитии, количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с каждым годом возрастает за счёт детей с врожденными нарушениями центральной нервной системы и приобретёнными в ранний период развития травмами головного и спинного мозга, а дети с ДЦП среди детей названного контингента составляют большинство [5,6].

По мнению Л. О. Бадалян, у детей с ДЦП, прежде всего, нарушена важнейшая функциональная система – двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с недостаточностью сенсорных систем, является одной из причин нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер [2].

Американский эрготерапевт Э. Джин Айрес и немецкий терапевт У. Кислинг многие годы изучали феномен нарушения сенсорной переработки информации у детей с двигательными нарушениями. Учёные опираются на развитие функциональных систем организма посредством сенсорной интеграции, основное внимание уделяя психическим заболеваниям. Таким образом, проблема физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством сенсомоторной коррекции актуальна в настоящее время и требует особого внимания [1].

Сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) представляет собой процесс передачи сенсорных сигналов в центральную нервную систему от рецепторов всех органов чувств (вестибулярный аппарат, проприоцепция или мышечно-суставное чувство, осязание, обоняние, зрение, слух, вкус), затем нервная система организует и интерпретирует полученную информацию так, чтобы она были правильно и согласовано использованы в процессе целенаправленной деятельности. Взаимодействие всех органов чувств предполагает систематизацию раздражителей и ощущений таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать, исходя из ситуации. Эта адаптационная реакция служит для выполнения определенного двигательного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п.

При возникновении нарушений сенсорной обработки у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата появляются дисфункции не только в двигательном и познавательном развитии, а также в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Целью сенсорной интеграционной терапии является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой для обеспечения новых путей развития ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата [3,4,7].

Тема физической реабилитации детей с детским церебральным параличом постоянно находится в поле внимания реабилитологов, инструкторов по адаптивной физической культуре, психологов и специалистов из других сфер. Особенно не изучена проблема физической реабилитации данной нозологической группы средствами сенсорной интеграции. Несмотря на то, что данная проблема изучается с теоретической точки зрения как научный феномен, остается проблема практических затруднений при решении вопросов физической реабилитации средствами сенсорной интеграции детей с ДЦП. То есть существует противоречие между теоретическими и практическими достижениями изучения данной проблемы. Это противоречие еще больше обостряется, когда речь идет о детях с детским церебральным параличом.

Объект исследования: процесс физической реабилитации детей с ДЦП средствами сенсорной интеграции.

Предмет исследования: структура и содержание программы физической реабилитации детей с ДЦП средствами сенсорной интеграции.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование программы физической реабилитации для детей с ДЦП средствами сенсорной интеграции.

Задачи исследования:

Анализ литературных источников по теме сенсорной интеграции для детей с детским церебральным параличом.

Разработать и теоретически обосновать программу сенсорной интеграции для детей с детским церебральным параличом.

Апробировать программу сенсорной интеграции детей с детским церебральным параличом и определить её эффективность.

Разработать практические рекомендации для родителей и специалистов с целью использования программы сенсорной интеграции.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы исследования:

анализ литературных источников по теме исследования в области адаптивной физической культуры, сенсорной интеграции, психологии, реабилитации детей с ДЦП;

синтез полученной информации по теме исследования.

Эмпирические методы исследования:

наблюдение с целью визуального отслеживания процесса применения программы;

измерение с целью диагностирования двигательных навыков, зрительно-моторной реакции и координационных способностей на констатирующем и формирующем этапе исследования;

эксперимент с целью проведения данного исследования

для оценки эффективности были выбраны следующие тесты: …

Математические методы исследования.

Основной метод реабилитации детей с ДЦП – это выполнение конкретных двигательных задач. Множество методик и программ физической реабилитации уже реализуются на практике и показывают свою эффективность.

Для каждого вида реабилитации нужны специальные компетенции, которые специалист должен получить на курсах или лекциях. Изучив методику в теоретическом и практическом аспектах, педагог будет точно знать какими методами воздействовать на организм ребёнка, чтобы не навредить его здоровью, какие упражнения будут эффективны для той или иной нозологической группы, какой результат будет от реализации двигательной задачи.

Почему для данного исследования был выбран метод сенсорной интеграции детей с ДЦП? Рассмотрим несколько методов физической реабилитации и постараемся ответить на это вопрос.

Физическая реабилитация – это область медицинской практики, которая направлена на помощь людям с функциональными нарушениями, прежде всего двигательными.

Современная Бобат-концепция ориентирована на оценку состояния и лечение пациентов с функциональными двигательными расстройствами и нарушениями постурального контроля вследствие поражения центральной нервной системы. Теоретическое обоснование метода основано на способности мозга к пластической адаптации (нейропластичности) в меняющихся условиях внешней среды, побуждающих к совершенствованию двигательного поведения. Терапия направлена на максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента, а не на восстановление движения до уровня нормального.

Еще один метод нейроразвивающей терапии - Войта-терапия. Суть метода заключается в вызывании рефлекторных двигательных актов (так называемых рефлексолокомоций) путем стимуляции определенных кожных зон с одновременным приложением строго ориентированного вектора давления. Считается, что это позволяет предупредить появление патологических движений, характерных для ДЦП, и стимулировать выработку правильных, физиологических паттернов движения – переворота и ползания.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации – и не только от глаз или ушей, но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.

Каждый из перечисленных методов несомненно положительно влияет на физическое развитие ребёнка, но более интересным в теоретическом и практическом плане для нас является метод сенсорной интеграции.

Для совершения двигательного акта ребёнок с детским церебральным параличом должен прислушиваться к своим ощущениям, оценивать окружающую обстановку, правильно воспринимать мир – всё это является основой. Именно поэтому сенсорная интеграция как метод физической реабилитации будет более актуален для данной нозологической группы. Несомненно, в научно-исследовательской работе предстоит доказать эффективность данного метода для детей с ДЦП, но теоретическая изученность проблемы даёт нам базу для построения программы и реализации её в практической деятельности.

Можно сделать вывод, что сенсорная интеграция, как метод физической реабилитации целостна: она задействует всё тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено всё тело, также порождают множество вестибулярных стимулов, помогающие объединять другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций.

Терапия, основанная на сенсорной интеграции, действенна потому, что благодаря природному устройству мозга с её помощью лучше и быстрее развиваются активно используемые функции. Она действенна потому, что благодаря специально разработанной терапевтической среде ребёнок с ДЦП получает удовольствие, заставляя свои сенсорный процессы идти непривычным ранее путём. Она действенна потому, что почти любой человек обладает внутренним импульсом, стремлением к сенсорной интеграции, а такая терапия – лишь способ сделать то, чего не смогла сделать природа.

Список литературы:

Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.

Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян. - М.: ЁЁ Медиа, 2015. - 983 c.

Епифанов Е.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. – Москва: ГЕОТАР Медия. – 2017. – С. 3-4

Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличем и другими двигательными нарушениями неврологической природы. Руководство / Е. В. Клочкова - М.: Теревинф, 2016. - 475 c.

Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2019. — С. 360.

Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Л.М. Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 616 c.

Юнусов, Ф.А. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами: Практическое руководство / Ф.А. Юнусов. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 382 c.

Просмотров работы: 327