ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Лунегова Я.Э. 1, Боярская Л.А. 2, Буркова А.М. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями является достаточной актуальной. Дети с интеллектуальными нарушениями имеют ряд определенных особенностей, проявляющихся:

в отставании по срокам и темпе развития;

пассивности и инертности, отмечаемых во всех сферах жизни ребенка;

существенном недоразвитии речевых и моторных функций;

несформированности когнитивной деятельности; примитивности мотивов, потребностей, интересов;

в отсутствии познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы [5].

Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до тяжелых форм. Физические способности детей с нарушениями интеллекта, чаще всего, отличаются, от способностей детей без нарушений. Такие дети быстро утомляются, им нужны продолжительные паузы для отдыха. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям дается с большим трудом. Это происходит из-за малой пластичности центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, небольшого жизненного опыта [1].

Самыми эффективными являются методы развития таких детей, связанные с двигательной активностью, которые в большей степени преобладают в комплексе упражнений адаптивной физической культуры. Физические упражнения способствуют развитию всех физических качеств, повышению функциональных показателей, моторики. Увеличение двигательных навыков детей с умственной отсталостью является важным фактором их подготовки к жизни, а также к физическому труду.

Детям с умственной отсталостью необходимы систематические занятия адаптивной физической культурой, так как они являются мощным фактором компенсации и коррекции двигательных нарушений. При системном посещении данных занятий у детей улучшается общее самочувствие, повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшается эмоциональное состояние, развиваются физические качества, поднимается самооценка и снижается уровень тревожности [6].

Работа по адаптивному физическому воспитанию включает в себя следующие виды направлений:

оздоровительное;

учебно-развивающее;

коррекционное;

терапевтическое;

спортивное.

На практике все виды направлений часто пересекаются. Прежде всего, необходимо заботиться о развитии двигательной активности детей: нужно проводить различные корректирующие подвижные игры, спортивные развлечения, походы, а также прогулки. Большое внимание надо уделять обучению новым видам разнообразных движений, так как их освоение может благоприятно повлиять на развитие внимания, памяти, мышления. С другой стороны, чтобы ребенок с нарушениями интеллекта освоил определенное движение зачастую нужно длительное время, даже после его освоения необходимо в последствии его повторять, чтобы не угасли «временные связи», его обеспечивающие [4].

Занятия для детей с нарушением интеллекта должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей. При подборе игр и физических упражнений необходимо строго дозировать физическую нагрузку, учитывая физические и двигательные возможности детей, возраст, состояние здоровья, функциональную подготовленность, степень интеллектуального нарушених [6].

В настоящее время среди детей с нарушениями интеллекта становятся популярными занятия фигурным катанием. Занятия фигурным катанием положительно влияют на развитие детей с умственной отсталостью. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, улучшению концентрации внимания, помогают повысить мышечный тонус, снизить тревожность, повысить дисциплину, а также развить координацию движений и другие физические качества [2].

Фигурное катание на коньках – вид спорта, который сочетает в себе элементы различных видов спорта, и способствует развитию всех физических качеств, поэтому его называют сложнокоординационным. Обучение детей различным техническим элементам в данном виде спорта является трудоемким и довольно длительным процессом, поэтому для детей с нарушениями интеллекта работа имеет еще более специфичный характер. Средства и методы организации обучения должны соответствовать уровню умственного развития. Зачастую в силу своих интеллектуальных возможностей такие дети не могут освоить самые простые виды движений [3,5].

Основными направлениями обучения фигурному катанию на коньках для детей с данными нарушениями являются:

формирование навыков скольжения и овладение основными техническими элементами фигурного катания (остановками, поворотами, прыжками и т.п.);

развитие физических качеств;

содействие социально-психологической адаптации детей с умственной отсталостью.

Направленность педагогических воздействий представлена на рисунке 1.

Необходимо соблюдать основные принципы построения занятий такие как:

непрерывность и систематичность;

последовательность;

индивидуальный подход к каждому ученику;

воспитание чувства уверенности в себе и своих возможностях;

направленность занятий на корректировку поведения и социализацию;

использование в работе методов поощрения желаемого поведения.

В работе с изучаемой категорией детей используются общепринятые методы обучения: наглядный, словесный и практический.

К наглядным методам обучения относятся различные картинки и рисунки с последовательным изображением определенного упражнения или элемента, позволяющее донести информацию о том, как правильно выполнять упражнение или действие. Так как зрительное восприятие у детей с нарушениями интеллекта может быть снижено, то необходимо простое изображение, яркое, без излишних тонов и оттенков.

Рисунок – 1. Направленность педагогических воздействий

К словесным методам обучения относятся: объяснение, рассказ. Объяснение должно быть образным, лаконичным, понятным.

К практическим методам обучения относятся:

общие и специальные физические упражнения;

коррекционные и обучающие подвижные игры [1].

Последовательность действий при обучении новым элементам:

Целостный показ упражнения. Показ упражнения должен быть в медленном темпе.

Показ упражнения с разделением по фазам или частям. Это необходимо, чтобы дети уловили структуру движения.

Показ упражнения по отдельным элементам, проговаривая каждое действие ног и рук с акцентом на так называемых опорных точках (основных положениях).

Физическая подсказка или «кинестетическая проводка» (практическая помощь ребенку в выполнении упражнения). Физическая подсказка обязательно используется на начальном этапе, чтобы задать необходимые биомеханические характеристики движения, также чтобы снизить тревогу обучаемых. При обучении даже простым движениям, не говоря о сложных элементах фигурного катания, дети с нарушениями интеллекта нуждаются в постоянной помощи. Это также необходимо и для соблюдения техники безопасности [4].

Таким образом, обучение элементам фигурного катания детей с нарушениями интеллекта, имеет свою специфику, исходя из особенностей данной нозологии.

Список литературы

Брызгалов М.Б. Особенности физического развития детей с ограниченными возможностями в развитии (детей с умственной отсталостью) / М.Б. Брызгалов // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2014. С. 161-164.

Паршина А.И. Социализация детей с ментальными нарушениями / А.И. Паршина // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Калуга, 18-20 мая 2017 г.) / под ред. И.П. Краснощененко. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. – С. 326-330.

Паршина А. И. Социализация детей с ментальными нарушениями. / А.И. Паршина // В сборнике: Социализация человека в современном мире
в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 326-330.

Науменко Ю.В. Готовность к обучению детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью / Ю.В. Науменко // Учебный год. 2016. № 4 (45). С. 75-83.

Распутина А.А. Роль физической культуры в формировании здоровья детей с легкой степенью отсталости / А.А. Распутина, А.А. Разинова // В сборнике: Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход. Материалы II международной научно- практической конференции. 2015. С. 107-109.

Фомина Н.А. Мультидисциплинарный подход к научно-методическому обеспечению деятельности центра АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Фомина, М.Ю. Ушакова, И.В. Федотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. − 2017. − № 3. − С. 74-77.

Просмотров работы: 432