ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кононенко А.О. 1, Серова Н.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей принимает стабильный характер, и это подтверждается увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности, ростом хронической патологии. Одно из ведущих мест в структуре патологии опорно-двигательного аппарата среди детей занимает плоскостопие. Оно не только отрицательно влияет на состояние здоровья, но и приводит к ухудшению венозного оттока от нижних конечностей, нарушению осанки и функционирования внутренних органов. Дети, которые страдают плоскостопием, очень быстро устают. Они жалуются на боли в ногах и спине, не могут долго стоять или ходить. Тяжелые формы плоскостопия, к сожалению, могут привести и к инвалидности.

Проблема плоскостопия у детей, рассмотрена во многих работах и статистика показывает, что от 50 до 80% школьников имеют изменения сводов стопы. Так же по медицинской статистике РОСЗДРАВА: к двум годам у 24% детей наблюдается первые признаки плоскостопия, к четырем годам - у 32%, к шести годам - у 40%. Если ребенок занимается в придачу спортом, в результате повышенных нагрузок происходит ухудшение функционального состояния стопы, что приводит к формированию травм опорно-двигательного аппарата [1].

Несмотря на большое количество посвященных работ проблеме плоскостопия, существует необходимость в разработке, апробации и совершенствовании различных методик для укрепления мышц стоп посредством физических упражнений для профилактики и лечения плоскостопия среди детей младшего школьного возраста.

Важно, чтобы выбранные методики использовались на занятиях физической культуры и хорошо согласовывались с учебной программой по различным видам спорта, а также положительно воздействовали на весь организм в целом. Правильная концентрация нагрузки позволит успешно развивать не только подвижность и силовые качества мышц стоп, но и повышать физическую подготовку детей.

Проблемам диагностики и лечения плоскостопия среди детей посвящено огромное число работ. Авторы существенное внимание уделяют изучению этиологии и патоморфологии деформаций стоп, ортопедическим проблемам и их решениям, а также разработке и совершенствованию техники консервативного и хирургического лечения. В большей части работ главной причиной неудовлетворительных результатов ортопедической коррекции выбран дисбаланс мышц голени. Это обусловливает важнейшую роль лечебной физкультуры в восстановительном лечении, которая направлена на коррекцию мышечной дисфункции [2].

Цель работы:провести теоретический анализ литературных источников по данной теме работы и отобрать комплексы ЛФК при плоскостопии у детей младшего школьного возраста.

Задачи работы:

1) изучить симптомы, признаки и причины плоскостопия у детей младшего школьного возраста, учитывая их анатомо-физиологические особенности;

2) рассмотреть методы лечения и комплексы лечебной физкультуры при плоскостопии детей младшего школьного возраста.

Объект исследования–укрепление мышц стоп посредством физических упражнений для профилактики и лечения плоскостопия среди детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования –влияниеприменения методик для укрепления мышц стоп посредством физических упражнений для профилактики и лечения плоскостопия среди детей младшего школьного возраста.

В предстоящей диссертационной работе была разработана программа для профилактики и лечения плоскостопия. Для коррекции плоскостопия рекомендуется выполнять упражнения босиком с использованием различных поверхностей (полусфер, балансировочных подушек, массажных ковриков) 3-4 раза в неделю по 20-25 мин.

На занятиях важно соблюдать основные принципы:

1. Принцип систематичности – заключается в непрерывности и планомерности использования любых средств адаптивной физической культуры в течение курса занятий. Этот принцип обеспечивается регулярностью проведения занятий, стимулируются компенсаторные реакции.

2. Принцип от простого к сложному – заключается в постоянном усложнении требований, предъявляемых к детскому организму, в процессе проведения занятий АФК.

3. Принцип постоянного повышения требований необходим для обеспечения адаптации организма ребёнка к физическим нагрузкам. С этой целью в содержание занятий включаются постепенно более сложные виды упражнений и увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки.

4. Принцип индивидуального подхода. Необходимо учитывать степень развития больного ребёнка, степень отставания или опережения функциональных возрастных показателей (учитываются особенности течения заболевания) наличие и отсутствие осложнений.

5. Принцип доступности. Все средства адаптивной физической культуры должны быть доступны. Как по своей структуре, так и по уровню физической нагрузки. Это определяется соответствием физических упражнений, уровнем психомоторного развития, состоянием здоровья, предшествующему двигательному опыту, физической подготовленности и соответствию двигательного аппарата ребёнка.

6. Принцип учёта возрастного развития движения. Необходимо строить коррекционное воздействие так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

7. Сочетание общего и специального воздействия в процессе Занятий АФК следует понимать следующим образом:

- общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшения функций органов и систем, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств;

- специальная тренировка призвана развить необходимые функции организма, нарушенные заболеванием.

8. Принцип чередования мышечных нагрузок. Необходим для предупреждения утомления у детей. Этот принцип представляет такое сочетание средств адаптивной физической культуры, чтобы работа мышц чередовалась с отдыхом.

9. Принцип сознательности и активности. Для усиления средств адаптивной физической культуры необходимо сознательное и активное участие ребёнка в занятиях [5, 6].

Составной частью занятий и средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения. Задачи этих упражнений:

1. Повышение общего тонуса организма, укрепление ослабленных мышц ног, увеличение их силовой выносливости создание крепкого мышечного корсета.

2. Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы.

3. Тренировка координации движений и равновесия (балансирование), развитие мышечно-суставного чувства, и контроля за "пространственной схемой тела", обучение активной коррекции отклонений туловища и верхних конечностей, обучение активной коррекции походки.

4. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, позвоночнике, грудной клетке, органах грудной и брюшной полостей.

5. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп и голеней.

6. Укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика его нарушений [4].

Гимнастические упражнения в лечебной физкультуре классифицируются:

а) по анатомическому принципу - для конкретных мышечных групп (мышцы рук, ног, дыхательные и т.д.);

б) по самостоятельности - активные (выполняемые полностью самим больным) и пассивные (выполняемые больным с нарушенной двигательной функцией с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Для осуществления задачи подбирают те или иные группы упражнений (например, для укрепления мышц живота - упражнения, в положении стоя, сидя и лежа), в результате которых организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует (выравнивает), вызванные заболеванием нарушения.

Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания [7].

В работе было представлено несколько комплексов упражнений при плоскостопии.

Упражнения на лестнице:

«Пройди по лестнице». Положите лестницу на пол и предложите ребенку пройти по ней, шагая с одной ступеньки на другую.

«Шагай через ступеньки». Предложите ребенку пройти, перешагивая через ступеньки.

«Пройди вверх по лестнице». Поставить лестницу наклонно, приподняв и закрепив один ее конец. Предложите ребенку идти вверх.

«Ходьба в упоре». Передвигаться по лестнице на четвереньках.

Упражнения на гимнастической стенке:

«Лазание». Ребенок лазает по гимнастической стенке: поднимается, спускается, передвигается в стороны.

Приседание. Ребенок стоит на нижней ступеньке, держась за рейку на уровне груди, приседает.

При занятиях физической культурой для лечения плоской стопы необходимо соблюдать такие условия:

занятия выполняются в удобной одежде и комфортной температуре воздуха в помещении (21-23 градуса);

комплекс упражнений нужно выполнять ежедневно 1-2 раза в сутки. Дети менее усидчивы, поэтому предлагается комплекс по 10-12 минут;

подходы выполняются без болевых ощущений, должно быть только легкое потягивающее ощущение в мышцах и усталость после занятия. Если во время выполнения упражнений появляется резкая боль, необходимо прервать процесс и показаться профильному специалисту [7, 8].

Предложены упражнения с предметами.

Упражнения с гимнастической палкой:

«Перешагивание через палку». Встать прямо, ноги слегка расставить, палку держать внизу за концы, горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и обратно. Повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.

«Подними палку ногами». Сидя, одной ногой придерживать палку снизу, другой - сверху и стараться поднять ее.

«Перешагивание сидя». Сидя на полу, ребенок переносит ноги через палку.

«Удержи палку ногами». Сидя на полу, захватить палку пальцами ног и постараться приподнять ее.

«Перенеси ноги через палку». Лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение.

«Пройди по палке». Ребенок ходит вдоль палки, положенной на пол. Взрослый может помогать, поддерживая его за руку.

«Пройди по палке боком». Ребенок передвигается боком по палке приставными шагами.

Упражнения с толстой веревкой или скакалкой:

«Сложи веревку». Ребенок сидит на полу, опираясь сзади руками. Пытается собрать пальцами ног вытянутую на полу веревку.

«Подними веревку». Сесть на пол, опираясь руками сзади. Вытянутую веревку положить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.

«Пройди по веревке». Положить вытянутую веревку на пол и предложить ребенку пройти вдоль нее.

«Прыжки через веревку боком». Вытянутую веревку положить на пол. Маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через веревку, продвигаясь вперед.

«Прыжки через скакалку».

Упражнения на гимнастической скамейке:

Ходьба по скамейке. Ребенок ходит по скамейке с различными положениями рук: на поясе, в стороны, вперед, за голову.

Ходьба на носках. Ходить по скамейке на носках, подняв руки в стороны и стараясь сохранить равновесие.

«Опустись на колено». Ходить по скамейке, чередуя ходьбу с опусканием то на правое, то на левое колено и подниманием в стороны и стараясь сохранить равновесие.

«Опустись на колено».

Когда человек стоит, его стопы испытывают максимальную нагрузку. Причем, тяжесть тела падает не только на наружные, но и на внутренние края стоп. Опасность состоит в том, что внутренний край не предназначен нести такую нагрузку, мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается, а пятка отклоняется кнаружи.

Поэтому тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы. Стопы следует ставить параллельно, на небольшом (4-6 см) расстоянии друг от друга.

При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно. Для тренировки этого навыка предлагается ребенку пройти по «узкой дорожке» шириной до 15-20 см, по бортику тротуара, бревну, доске [2, 18].

В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается, прежде всего, пяткой, а потом - остальной частью стопы. В это время ее дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в свое прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок. Но плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков или пяток не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к еще большей деформации.

Недопустимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неправильной. Если ребенок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то можно учить его ставить стопы, слегка разворачивая носки, «по-балетному». С этой целью используют специальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов [8].

Упражнения, выполняемые в положении сидя:

Сгибание и разгибание стоп вместе или попеременно.

Попеременные удары носками и пятками в пол.

Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.

Катание подошвами округлого предмета.

Вращение мяча средней величины.

Захват и поднимание пальцами ног мелких предметов.

Захват и подбрасывание мелких предметов.

Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

Катание на велосипеде.

Сгибание и разгибание пальцев.

Упражнения, выполняемые в положении стоя:

Эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди.

«Сокращение» стоп.

Перекатывание с носка на пятку.

Разведение и сведение пяток, стоя на носках.

Приседания.

Поднимание мелких предметов пальцами ноги.

Отталкивание мяча тыльной стороной стопы.

Игровые упражнения для ног:

«Ходьба на носках».

«Пройди по линии». Начертите мелом на полу прямую линию. Предложите ребенку пройти по ней, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем - обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

«Аист». Поднять согнутую в колене ногу, обхватив ее руками, коснуться лбом колена.

«Журавль на болоте». Ребенок ходит, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене.

«Конькобежец». Стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца.

«Хлопки под коленом». Стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Быстро поднимая прямую ногу вперед, сделать хлопок под коленом. Повторить поочередно каждой ногой.

«Присядь». Стать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить. Присесть пониже и затем встать, не отрываясь от стены. Повторить медленно несколько раз.

«Присядь комочком». Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить.

«Перешагни через руки». Стать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой, слегка наклоняясь вперед, перешагнуть через руки.

Занятия лечебной гимнастикой должны состоять из трех этапов:

Этап №1. Подготовительный – подготовка организма к специальным корригирующим мероприятиям. Основу этапа составляют динамические упражнения.

Этап №2. Основной – упражнения его направлены на укрепление пострадавших мышечных групп. Основу этапа составляют статические упражнения.

Этап №3. Заключительный – его упражнения направлены на постепенное снижение нагрузки на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и дыхательную системы. Основу этапа составляют динамические упражнения.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот же час с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.

Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна.

Из разнообразия вариантов методик проведения занятий физкультурой для лечения и профилактики плоскостопия и широкого выбора подбора средств следует разработать свою уникальную методику для детей младшего школьного возраста. Исследования, рассматривающие различные методики использования физических упражнений для укрепления мышц стоп и профилактики плоскостопия, остаются актуальными до сих пор.

ЛИТЕРАТУРА

Шишонин А.Ю. Оценка эффективности патогенетически обоснованного метода лечебной физической культуры при плоскостопии: Автореф. дис. кад. пед. Наук – М., 2004. – 116 с.

Битюкова А.А. Методика лечебной физической культуры в ортопедии. Учебное пособие. – Хабаровск: ДВГУПС, 2005. – 68 с.

Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Санкт-Петербург: Учитель и ученик, 2002. — 88 с.

Беленький А.Г. Плоскостопие: проявления и диагностика/ConsiliumMedicum. – 2005; – 08: С. 618–622.

Васильева А. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения /Издательство: ИК «Крылов»/ г. Санкт–Петербург– 2011. – 69 c.

Яременко Д.А. Диагностика и классификация статических деформаций стоп. Журн. ортопед. травматол. 1985; 11: 59–67.

Савинцев А. М. Реконструктивно-пластическая хирургия поперечного плоскостопия. СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006. 200 с.

Прокопьев Н. Я. Состояние продольного свода стопы у детей начальных классов: Материалы первого Западно-Сибирского симпозиума, посвященного 60-летию Тюменской области «Актуальные проблемы травматологии и ортопедии». – Тюмень, 2005. – Т. 6. – С. 120–121.

Просмотров работы: 99