Гидроцефалия – это водянка головного мозга, означает избыточное скопление спинномозговой жидкости в полости черепа [2].
Диагностика и лечение гидроцефалии у детей является одной из актуальных и сложных проблем педиатрии. Частота встречаемости врожденной гидроцефалии высока и варьирует от 1 до 4 случаев на 1000 новорожденных детей [1]. По данным международного общества детских нейрохирургов, в течение первого года жизни без хирургического лечения умирает 75% больных с гидроцефалией, а из оставшихся в живых детей 85% страдают грубыми психическими и физическими нарушениями [2, 4, 5]. Высокая социальная значимость данной проблемы обусловлена тем, что прогрессирующее течение заболевания сопровождается развитием тяжелых неврологических и психических дефектов, а в дальнейшем инвалидизацией пациентов [1, 3]. Физическая реабилитация имеет большую значимость для облегчения тяжести данного заболевания. Дети с гидроцефалий отстают в физическом и нервно-психическом развитии [7]. Чем раньше будут приняты меры во избежание усугубления состояния ребенка с гидроцефалией, тем больше вероятность приблизить его к норме, или к минимальным нарушениям. Если не начинать заниматься именно в этом возрасте ребенок сильно будет отставать в развитии как двигательном, так и психическом. Из-за гиподинамии у него могут развиться контрактуры и тугоподвижность суставов, а некоторых случаях и спастика конечностей. Так же будет страдать познавательная деятельность, что приведет к торможению умственных и психических способностей ребенка [7].
Целью нашей работы стала разработка программы физической реабилитациидвигательных нарушений у детей от 6 месяцев до 2 лет с гидроцефалией.
В таблице 1 представлена программа физической реабилитации двигательных нарушений у детей от 6 месяцев до 2 лет с гидроцефалией.
Таблица 1 - Программа физической реабилитации двигательных нарушений
у детей от 6 месяцев до 2 лет с гидроцефалией
№ |
Реабилитационные мероؚприятؚия |
Проведение |
Методические рекомендации |
1 |
Дыхательная гимнастика (грудное, межреберное, диафрагма) |
Продолжительность процедуры от 5 до 10 минут. Проводится ежедневно по 2-3 раза в день |
В дыхательной гимнастике акцент делаем на выдох. Ребенку надо помочь в определении типа дыхания, то есть объяснить каким отделом надо дышать (грудным, межреберным, диафрагмой). Для этого необходимо положить ладонь инструктора на тот отдел, который мы хотим задействовать. С помощью тактильных ощущений ребенок будет акцентировать внимание на избранной точке и будет задействовать ее при дыхании. |
2 |
Занятия в специализированном зале лечебной физической культуры (ЛФК). Зал кинезиотерапии (упражнения, направленные на разработку суставов и на укрепление мышечного корсета) |
Продолжительность от 20 до 4 минут. Проводится 2-3 раза в неделю, в зависимости от основного диагноза, сопутствующих заболеваний и возрастных особенностей ребенка |
В зале с ребенком занимается инструктор ЛФК. В зависимости от тяжести, степени поражения и возраста ребенка, нагрузка и упражнения дозируется индивидуально. Если ребенок в состоянии сам выполнять двигательные действия, то стараемся следить за его движениями и по необходимости помогать. Если ребенок не в состоянии выполнять данные движения, то выполняем их за него. Разрабатываем все мелкие и крупные суставы ребенка, во избежание формирования контрактур. |
3 |
Массаж. Классический массаж, осевые растяжки, укладки |
Массаж проводится после занятия в зале кинезиотерапии. Продолжительность от 5 до 10 минут. Проводится после каждого занятия в зале. |
Начинается с проработки круؚпных мышечных груؚпп спؚины, груؚди, жؚивота. Массажные движения следует выполнять по нؚаправؚлению тоؚка лиؚмфы, от проؚксимаؚльных отؚделов и зؚаканчؚиваетсؚя прорؚаботкоؚй более мелؚких мؚышц. При суؚхожилؚьно-мؚышечнؚых коؚнтрактурؚах, туؚгоподؚвижностؚи и мؚышечноؚй ригидности примеؚнимы рؚазминؚание, уؚдарные прؚиемы и вؚибрацؚия. |
4 |
Вертикализация (столик, воротник-корсет, инвалидная коляска) |
В зависимости от возрастных особенностей нужно постепенно высаживать ребенка, чтобы он привыкал к другому положению тела |
Используются: - вертикализатор (стол с различными фиксаторами и ремнями для надежной фиксации пациента, чтобы позвоночник не деформировался, тело находилось в правильном вертикальном положении); - специальный воротник-корсет, позволяющий ребенку удерживать голову в вертикальном положении, - инвалидные коляски под индивидуальные размеры ребенка. Особенно нуждаются в вертикализации дети после вентрикулоперитонеального шунтирования [6]. |
Программа разработана на основании практических рекомендаций и изучении и личного опыта работы [4,5,7,8]. Был использован метод дыхательной гимнастики, метод лечебной физической культуры, метод массажа и метод вертикализации [2]. Данная программа представляет собой последовательное сочетание наиболее эффективных и широко используемых методов.
Для сохранения достигнутых результатов и дальнейшего развития с ребенком нужно заниматься на протяжении всей его жизни, чтобы результат был хорошо закреплен и не терял эффекта. Дети, имеющие двигательные нарушения, быстро привыкают к тому положению, которое им удобно и могут крайне негативно реагировать на изменение положения и прикосновения других людей. Тем не менее, тактильная стимуляция и проведение реабилитационных мероприятий способствует социализации и развитию двигательных навыков ребенка, а также облегчает уход за детьми с тяжелыми двигательными нарушениями [ссылка].
Дыхательная гимнастика
Тренирует внутреннюю мускулатуру органов дыхания;
Укрепляется диафрагма – самая главная мышца, участвующая в дыхании и в звукообразовании;
Происходит диафрагмальный массаж практически всех органов брюшной полости;
Обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов;
Развиваются мышцы грудной клетки, повышается упругость и эластичность мышц всего тела;
Снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри.
Регулярное выполнение дыхательных упражнений способствует быстрому отхождению скопившегося в носовых пазухах гнойного экссудата, отхождению мокроты и слизи из бронхиального дерева, что способствует восстановлению носового дыхания, постепенной ликвидации практически всех бронхо-легочных заболеваний: от аллергического насморка до бронхиальной астмы.
Кинезиотерпия
Данный термин подразумевает лечение с помощью движения. На данном этапе необходимо подготовить организм к предстоящей работе и непосредственно перейти к основной части занятия. Необходимо:
Размять те части тела непосредственно с которыми будут заниматься (при помощью растирания, обдавливанияя, прокатывания мячиком или роллом).
Затем идет суставная гимнастика пассивная, где инструктор начинает двигать каждый сустав на теле ребенка (пальцы ног, предплюсно-плюсневые суставы, все мышцы находящиеся между пальцев ног, доходя до крупных суставов. И также система и с руками, каждый палец и каждую фалангу необходимо чательно проработать и простимулировать у таких детей).
Массаж
Продолжительность комплекса упражнений первых занятий примерно 3-4 минуты, далее постепенно увеличивайте до 15 минут. Но помните, всё индивидуально. Если малыш начал капризничать или выражать явное неудовольствие, попробуйте отвлечь его и перейдите к следующему упражнению. Если ребенок не успокаивается, прекратите массаж, продолжите позже.
Поговорим о технике массажа ребенка до года подробнее. Запомните, все ваши движения должны быть направлены к центру (от кисти к локтю, от локтя к плечу и от пяток к колену, от колена к паховой области). И не забывайте – никаких резких движений!
Массаж
Массаж включает следующие техники: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Остановимся чуть подробнее на каждой из них.
Поглаживание. Техника поглаживания показана детям буквально с рождения. рук успокоят ребенка. В первые три месяца жизни ребенка используется исключительно этот прием. В более старшем возрасте начинайте и заканчивайте каждый сеанс массажа поглаживаниями, а также применяйте их между растиранием, разминанием и вибрацией. Нежные поглаживания расслабляют, подготавливают кожу для дальнейших манипуляций. Ваши движения должны быть плавными и легкими.
Растирание. Эту технику массажа можно использовать, когда исполнится 3 месяца. Растирать кожу ребенка следует интенсивно, но аккуратно. Именно растирать, а не растягивать. Вы можете растирать подушечкой большого пальца или основанием ладони, по кругу или по прямой. Есть разные упражнения, в которых вам пригодится тот или иной способ.
Разминание. Ассоциируется этот прием с тем, как вымешивают тесто. Но не забывайте кожа ребенка очень нежная, давить сильно нельзя. Движения выполняйте энергично, но мягко. Используя этот прием, вы воздействуете на мышцы ребенка. Поэтому, возможно, в первый раз ребенок будет недоволен применением этой техники. Нужно отнестись к этому с пониманием, постараться отвлечь его яркой игрушкой и разговаривать с ним. Увеличивайте продолжительность упражнения постепенно. Через несколько дней он привыкнет, и будет получать от этого удовольствие. Разминайте мышцы ребенка подушечками пальцев, пощипывая кожу, и основанием всей ладони.
Вибрация. Эта техника представляет собой мягкие постукивания, поколачивания подушечками пальцев или ребром ладони. Ни в коем случае сильно не надавливать. Обычно вибрацию применяют при массаже груди и спины
Вертикализация
Вертикализация – метод профилактики и лечения иммобилизационного синдрома у больных, перенесших состояние острой церебральной недостаточности любой этиологии, или находящихся в условиях постельного режима более 24 часов с целью обеспечения поддержания максимального уровня мобильности (гравитационный градиент) против силы тяжести вне зависимости от ментального и двигательного статуса пациента.
Заключение
Представленная программа предназначена для физической реабилитации детей раннего возраста с двигательными нарушениями, возникшими в результате гипертензионного или атрофического поражения головного мозга при гидроцефалии.
Список литературы
Артарян А.А. Осложнённая гидроцефалия у детей / А.А. Ар-тарян, О.В.Гаевый, Е.А.Мизецкая, И.А.Воробьёв, И.Е.Дёмина, В.В. Шабля // Первый съезд нейрохирургов Российской Федерации. Тезисы докладов. Екатеринбург. —1995. —С. 351-352.
Берснев В.П. Некоторые аспекта клиники гидроцефалии у детей / В.П.Берснев, А.А.Телегина, В.А.Хачатрян // Вопросы нейрохирургии. 1996. - Вып. 2. - С. 15-17.
Виноградова И.Н. Нормотензивная гидроцефалия и её лечение (Обзор) / И.Н.Виноградова // Вопросы нейрохирургии. 1986. -Вып. 4. - С. 46-49.
Габибов Г.А. Интраоперационное применение ультразвукового допплеровского детектора линейного кровотока при парасагитальных менингиомах / Г.А.Габибов, Ф.И.Бестаев // Вопросы нейрохирургии. 1990. - Вып. 4. - С. 18-21.
Гаспарян С.С. Методы количественной оценки параметров ликвородинамики (Обзор) / С.С.Гаспарян // Вопросы нейрохирурги.- 1982. Вып. 5. - С. 51-56.
Кравчук А.Д. Постравматическая гидроцефалия / А.Д.Кравчук, А.А.Потапов, Л.Б.Лихтерман // Клиническое руководство по черепно-мозговой травме / Под ред. А.Н.Коновалова. М., 2002. -Том Ш.
Зиненко Д.Ю., Владимиров М.Ю.. Хафизов Ф.Ф. Инфекционные осложнения после шунтирующих операций у недоношенных детей с постгеморрагической гидроцефалией /Российский нейрохирургический журнал им. проф. А.Л. Поленова СанктПетербург, 2011, - том 3, - (спец. выпуск), - С.390.
Иванов И.В., Самочерных К.А. Эндоскопические и шунтирующие операции в детской нейрохирургии /Российский нейрохирургический журнал им. проф. А.Л. Поленова Санкт-Петербург, 2011, - том 3, - (спец. выпуск), - С. 365-366.