ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ

Гордиенко А.Ю. 1, Буркова А.М. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совершенствование физического образования в спорте нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является формирование правильной осанки у баскетболистов возраста 12-13 лет.

Осанка - это стан, строй, склад тела, общность всех его движений. Понятие об осанке складывается из учёта положения головы, состояния плечевого пояса, выраженности изгибов позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей [2].

Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.

Формирование осанки процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся к 25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, это относительно простые методы, которые в состоянии освоить любой взрослый человек, даже без специального образования. Важно понимать, что для исправления дефекта осанки недостаточно двух-трёх месячного курса лечения в поликлинике, а нужна длительная кропотливая работа. [1]

Воспитание правильной осанки у детей в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В. Арсланов, Н.Т. Белякова, А.Н. Буровых, А.Д. Дубогай и др.) приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки.

Актуальность. На сегодняшний день наука указывает, что подавляющее большинство детей нуждается в лечении позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это - ведет в дальнейшем к развитию многих хронических болезней. Следует признать, что уроки физической культуры не решают проблему формирования осанки, что подтверждает актуальность данной работы.

Объектом исследования является процесс физического воспитания детей 12-13 лет, занимающихся баскетболом.

Предметом исследования является влияние предложенной программы совершенствования опорно-двигательного аппарата на детей 12-13 лет, занимающихся баскетболом.

Целью исследования является улучшение опорно-двигательного аппарата детей 12-13 лет, занимающихся баскетболом.

Задачи исследования

Проанализировать научную литературу, посвященную изучению формирования правильной осанки;

Выявить проблемы физического состояния школьников в состоянии опорно-двигательного аппарата.

3. Разработать программу программы совершенствования опорно-двигательного аппарата на детей 12-13 лет, занимающихся баскетболом.

Массовый характер нарушений осанки и искривлений позвоночника одна из наиболее злободневных проблем современного общества. Наиболее часто встречающиеся дефекты осанки - асимметрия и сутулость. Нарушение осанки не является заболеванием, поэтому при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях оно не прогрессирует и обратимо. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. [3]

Нарушение осанки становится одной из причин многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата. Заболевания, связанные с искривлением позвоночника, значительно снижают уровень работоспособности уже начиная с юношеского возраста. Типично «детские» болезни позвоночника юношеский кифоз и сколиоз считаются системными (то есть общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ. [4, 5]

Но в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то, хотя бы, не дать им прогрессировать. Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма. Доминирующую роль в формировании правильной осанки играет воспитание и систематическое воздействие физических упражнений.

Правильная осанка способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом. Она характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела. При этом естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, шейный и поясничный отделы слегка прогнуты вперед, грудной - назад, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Возможно контролировать осанку с помощью обычной сантиметровой ленты. Нащупайте выступающие костные точки над обоими плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижмите ее к точке левого плеча. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к аналогичной точке правого плеча и зафиксируйте полученный результат измерения. После этого повторите измерение, но на этот раз протяните ленту между костными точками плеч за головой. Полученные результаты (с определенной долей погрешности) показывают соответственно ширину плеч и величину дуги спины. [7]

Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формирования физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от боковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на мышцы, и на межпозвоночные диски. Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность), и устойчивость – сила и выносливость позных мышц («мышечного корсета»).

Таким образом был определен банк тестов позволяющих определить состояние опорно-двигательного аппарата программы совершенствования опорно-двигательного аппарата детей 12-13 лет, занимающихся баскетболом.

Гибкость позвоночника – определяется наклоном вперед, в сторону.

Асимметрия при наклонах туловища в сторону и поворотах в сторону: различия в объеме этих движений говорят о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или о сколиозе.

Сила постуральных мышц определяется временем удержания туловища в различных статических позах до выраженного утомления мышц (мышцы начинают дрожать, туловище или ноги раскачиваются). Ориентировочная норма удержания любой из статических поз составляет более 1 минуты. Важнее не абсолютные значения выносливости мышц, а их гармоничное развитие. Заметная разница между силой и выносливостью мышц спины и живота и тем более между правой и левой частями туловища повод для беспокойства. Результаты функциональных проб следует учитывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые – укреплять. Чаще всего нарушения осанки вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком (следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональный характер. Однако функциональные нарушения осанки, относительно легко поддающиеся коррекции, не проходят сами и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям, которые лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни.[6]

Гимнастика при сколиозе эффективна лишь при наличии 1 степени С или S типа. ЛФК назначают при второй стадии с помощью опытного реабилитолога. При наличии третьей стадии болезни нужен поддерживающий корсет. Лечебный корсет лучше купить в Москве у проверенного специалиста. При сколиозе корсет снимает нагрузку с поясницы, что поможет унять дискомфорт. Долго носить не рекомендуют, так как могут ослабнуть мышцы кора. При комбинации с гимнастикой Шрот можно избежать частичной атрофии. Четвертую степень сколиоза можно скорректировать только с помощью оперативного вмешательства. Необходима консультация лечащего врача. Консервативная терапия в этой ситуации малоэффективна.

Для коррекции осанки обязательно используют асимметричные и симметричные виды нагрузки. Выполняется гимнастика при сколиозе только после тщательного разогрева тела

Сохранить правильную осанку невозможно при слабости мышечно-связочного аппарата, поэтому особое внимание следует обратить на укрепление именно тех мышечных групп, которые удерживают позвоночник в правильном положении во время сидения, стояния и ходьбы: - мышцы шеи, спины и поясницы; - косых и прямых мышц живота; - подвздошно-поясничных; - ягодичных; - мышц ног, поддерживающих свод стопы, и др.

При выполнении упражнений следует придерживаться следующих правил:

1. Не увеличивать мобильность позвоночника,

2. Не растягивать мышечно-связочный аппарат, поддерживающий позвоночник.

3. Не нагружать позвоночник по вертикальной оси.

4. Не допускать сотрясения тела (прыжки, подскоки, бег и др.).

Пренебрежение этими правилами способствуют прогрессированию сколиоза, увеличению искривления позвоночника, травматизации межпозвонковых хрящей, особенно на вогнутой стороне искривления.

Чтобы избежать увеличения мобильности позвоночника, необходимо:

- выполнять большинство упражнений, особенно для позвоночника, в изометрическом режиме;

- ограничить амплитуду движений для корпуса и ног;

- исключить упражнения на вытяжение позвоночника (чистые висы, выполнение упражнений на наклонной плоскости и др.).

Степень напряжения мышц при выполнении упражнений в изометрическом режиме зависит от функционального состоянии мышечно-связочного аппарата ребенка. Поэтому перед началом занятий лечебной гимнастикой необходимо определить силовую выносливость тех мышц, которые непосредственно участвуют в формировании мышечного корсета и поддержании правильной осанки.

Для повышения эффективности укрепления мышц разгибателей шеи, спины и поясницы, помимо выполнения упражнений с преодолением веса туловища, в изометрическом режиме, рекомендуется включать упражнения с гантелями, гимнастической палкой, заплечными эспандерами, резиновой лентой и т.д.

Таким образом, нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости, снижение аппетита, ухудшить деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения. Поэтому работу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма. Составление индивидуального комплекса упражнений по исправлению нарушений осанки требует тщательного анализа причин ее возникновения, учета возраста, состояния здоровья, общего физического развития, физической подготовленности, а также изменений со стороны позвоночника и степени их выраженности. При этом каждый комплекс должен включать упражнения на расслабление, растягивающие, на увеличение подвижности позвоночника, корригирующие, направленные на формирование мышечного корсета (укрепляющие как глубокие, так и поверхностные мышцы спины), дыхательные и формирующие навык ощущения правильной осанки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арсланов В.А., Курмаев О.Д. Исследование состояния осанки в деятельности на примере школьников-спортсменов // Актуальные вопросы теории и методики физического воспитания школьников. Казань, 1977.с. 325.

Буровых А.П. Профилактика и коррекция нарушений осанки в режиме дня школы-интерната: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1967. - 22с.

Давиденко Е.В. Оценка физического состояния детей старшего дошкольного возраста // Физическая культура и здоровье. Киев, 1988. с. 45-47.

Гурова Н.И. Морфологические изменения в позвоночнике при нарушениях осанки у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей. М., 1960. - с. 92 - 106.

Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки. М.: Физкультура и спорт, 1959. - 70 с.

Петров В. От осанки к настроению // Спортивные игры. 1990. - № 12.-с. 30 - 32.

Малая медицинская энциклопедия / В. И. Покровский. - М.: «Советская энциклопедия», 1991. - Т. 2. - С. 418. – 624 с.

Просмотров работы: 19