Актуальность.В процессе занятия физической культурой ориентированной на формирование правильной осанки, наиболее целесообразно комплексное использование физических упражнений различной направленности, обеспечивающих гармоничное физическое развитие и формирование необходимых двигательных навыков, а также способствующих созданию у детей положительного эмоционального состояния. Достижение благоприятных результатов при этом осуществляется за счет максимального приближения процесса физического воспитания детей к игровой деятельности [1,3].
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов учебно-воспитательного процесса на занятиях физической культурой с дошкольниками, направленного для профилактики формирования правильной осанки.
Объектомявляется морфо-функциональное состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников.
Предметомявляется программа профилактики нарушений осанки дошкольников
Задачи:
1.Изучить научные источники по профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях физической культурой в ДОУ.
2.Разработать методику профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях физической культурой в ДОУ.
3.Выявить динамику формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях физической культурой в ДОУ.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, метод математической статистики.
Организация исследования Базой исследования является МАДОУ детский сад №541. Исследование проводилось с детьми подготовительной группы «Созвездие». В экспериментальную группу вошли 23 ребенка в возрасте 6–7 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю.
На первом этапе (апрель 2016 – октябрь 2016) проводился анализ научно-методической литературы по проблеме профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. А так же проводился анализ медицинских карт состояние физического здоровья (прил. 7). Анализ карт проводился совместно с медицинский работником учреждения.
На втором этапе (октябрь 2016 – апрель 2017) была разработана экспериментальная методика профилактики формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на дополнительных занятиях физической культурой. Данная методика внедрялась в педагогический процесс два раза в неделю. Так же в ходе эксперимента проводилась совместная работа с родителями. Были проведены занятия совместно с родителями, для ознакомления с комплексами упражнений направленных на профилактику нарушения осанки для дальнейших занятий дома. Для выявления причин нарушения осанки провели анкетирование детей экспериментальной группы. Была разработана анкета, которая состояла из 8 вопросов. Каждому респонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящий ответ. А так же для выявления степени мотивации у детей к занятиям физической культурой была выбрана анкета, которая была разработана Копыловой В. А., Екимовой М. М., которая состояла из 19 вопросов. Каждому респонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.
На третьем этапе (аппарель 2017- май 2017) проводился мониторинг формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в результате внедрения экспериментальной методики, а также уровень развития физических качеств, подведение итогов, формирование выводов.
Результаты исследования
1.Использованная методика для коррекции осанки показала эффективное и положительное влияние на подвижность позвоночника, у 100% испытуемых. В среднем подвижность позвоночника увеличилась вперед на 4,22 см; назад на 2 см; вправо на 3 см; влево на 2 см.
2. Использованная методика для коррекции осанки показала свою эффективность и положительное влияние на физическую подготовленность, у 100% испытуемых. В беге на 30 м. средний показатель улучшения результата составил на 0,62 сек.; в челночном беге 3*10 м. на 0,72 сек.; в прыжке в длину с места на 2,3 см.; в беге на 10 м. на 0,12 сек.; в метании мешочков (150-200 гр,) правой рукой на 0,23 м.,левой на 0,22 м..
3. В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у детей:
а) Привычка сидеть сутулясь у 52 % анкетируемых.
б) Спят на мягкой постели 68 % анкетируемых.
в) Часто играют в настольные игры 56 % анкетируемых.
4. В результате проведенного анкетирования, выявлено устойчивая мотивация к занятиям физической культурой и спортом у дошкольников через мотивационные предпочтения их родителей.
а) Водят ребёнка в спортивные секции 2-3 раза в неделю 50% анкетируемых.
б) Считают, что должно быть 2-3 уроков физической культуры у ребенка в неделю 54% анкетируемых.
в) Считают, что в зимний период с детьми необходимо выходить на уличную прогулку 75% анкетируемых.
Выводы: Анализ научно-методической литературы показал, возрастные особенности развития скелетных мышц, и, в частности, относительная слабость мышечного корсета, а также неравномерность развития отдельных мышечных групп, могут являться одним из факторов, обусловливающих предрасположенность дошкольников к функциональным нарушениям опорно-двигательного аппарата.
В результате анализа медицинских карт в МАДОУ №541 в подготовительной группе №8 за 2015-2016 гг. за учебный год получили следующие данные: из 23 детей из группы у 2 выявлены нарушения зрения, 4 детям назначено ЛФК и 17 детей без отклонений здоровья. В результате анализа медицинских карт в 2016-2017 гг. за учебный год получили следующие данные: из 23 детей из группы у 2 выявлены нарушения зрения, 21 ребенок без отклонений здоровья.
В ходе эксперимента была разработана методика профилактики формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста. Данная методика включает элементы комплексной физической культуры В.Н. Плетнева, адаптированной на детей старшего дошкольного возраста в качестве дополнительных занятий физической культурой в ДОУ. Элементами экспериментальной методики являлись упражнения общеразвивающей направленности. Это упражнения комплексного воздействия на организм занимающихся.
Мониторинг профилактики формирования правильной осанки в тестах на подвижность позвоночника у детей старшего дошкольного возраста показал достоверное увеличение результатов на 2,8% в наклонах вперед стоя на гимнастической скамейке и наклонах назад, влево и вправо.
Мониторинг уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста показал достоверное увеличение результатов на 5,66% в тестах бег на 30 м.: челночный без 3*10 м.; прыжок с места; бег на 10 м.; метание мешочков (15-200 гр.) правой и левой рукой.
В результате проведенного анкетирования, было выявлено, что двигательный режим детей старшего дошкольного возраста не достаточен для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья. А так же был выявлен интерес к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста через мотивационные предпочтения их родителей.
Литература
Африканова, Л.П. Профилактика и лечение нарушений осанки у дошкольников в условиях детских садов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. [Текст] / Л.П. Африканова – Рязань, 1972. – 22 с.
Плетнев, В.Н. Психофизическая культура человека [Текст] / В.Н. Плетнев - М: Креативмедиа 2012-317 с.
Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ [Текст] / Т.А.Тарасова – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.