ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН СТАРШЕ 60 ЛЕТ ПО СИСТЕМЕ ПЛЕТНЕВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН СТАРШЕ 60 ЛЕТ ПО СИСТЕМЕ ПЛЕТНЕВА

Богомолов В.В. 1, Серова Н.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последнее время заметно возрос интерес у женщин пожилого возраста (от 60 до 75 лет) к поддержанию своего здоровья. Этому замечательно поспособствовали появившиеся публикации в газете и интернет изданиях, главной целью которых является привлечение людей к оздоровительным зарядкам. Среди оздоровительных методик особое место занимает оздоровительная зарядка [3].

Термин «утренняя зарядка» подразумевает под собой мероприятие, которое даёт возможность для физического развития человека, улучшения его здоровья, профилактики заболеваний, повышения эмоционального и психического состояния. Как правило, это:

1. Занятия на открытом воздухе, направленные на развитие силовых способностей и увеличение выносливости.

2. Также занятия, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата.

3. Упражнения для развития гибкости.

4. Формирование здорового образа жизни и культуры питания.

Совмещая аэробную и силовую нагрузку, на организм человека оказывается многостороннее благотворное воздействие, поэтому это сочетание является одной из эффективных форм двигательной активности. Для занятий утренней зарядкой очень мало противопоказаний. Благодаря разным вариантам содержания и интенсивности упражнений можно достичь разного эффекта от занятий: оздоровительного, лечебно-оздоровительного, поэтому утренняя зарядка может быть рекомендована для женщин пожилого возраста.

Систематические утренние зарядки способствуют не только повышению уровня мышечной тренированности и улучшения состояния сердечнососудистой системы, улучшается психическое и эмоциональное состояние. Процесс утренних занятий влияет на улучшение гибкости, выносливости; повышается работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Объект исследования – двигательная подготовленность женщин старше 60 лет, занимающихся оздоровительной зарядкой.

Предмет исследования – влияние методики по системе Плетнева на двигательную подготовленность женщин старше 60 лет.

Цель исследования – повышение двигательной подготовленности женщин старше 60 лет.

В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи:

Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

Обосновать методику по системе Плетнева занятий оздоровительной зарядкой, способствующую повышению уровня двигательной подготовленности женщин старше 60 лет.

Выявить эффективность использования предложенной методики оздоровления женщин старше 60 лет.

Возраст с 60 лет до 75 лет характеризуется неактивной трудовой деятельностью. В данном возрастном интервале (60-75 лет) начинает снижаться ряд показателей физического состояния. В связи с этим многие виды физических упражнений имеют оздоровительную форму, и придают большое значение в повышении работоспособности и укреплении здоровья.

Пожилой возраст женщин (60 - 75 лет) характеризуется понижением жизненной активности.

Процесс старения происходит по двум взаимозависимым направлениям: психологическом и физиологическом.

Изменение психики человека, его характера и поведения. Человек становиться более раздражительным, невнимательным, усталым, происходит возникновение резко противоположных эмоциональных настроений. Так же отмечается ухудшение памяти и бессонница. С возрастом человек всё более уходит в себя, становясь закрытым от всех, даже самых близких.

У пожилых людей изменяется фигура, человек начинает полнеть, либо, наоборот, худеть. Но чаще всего ожирение является признаком ускорения процесса старения. Ухудшается работа всех органов и систем организма, ослабление иммунитета. Из-за этого пожилые люди чаще подвержены различного рода заболеваниям.

После 60 лет происходит существенное снижение физических сил человека, ухудшается его здоровье, уменьшается жизненная энергия. При этом деструктивные процессы охватывают едва ли не все функции организма: ухудшается работа органов чувств; замедляется скорость реакции ;снижается умственная активность и способность к запоминанию; ухудшается работа опорно-двигательного аппарата.

Все это неизменно влечет ухудшение психического и эмоционального состояния человека.

Система оздоровления человека, созданная В. Плетневым, основана на гармоничном единстве здорового тела и здорового духа, а именно на культуре отношения каждого человека к собственному телу, включая воспитание и духовное развитие. Другими словами, здоровое тело – результат комплексных физических упражнений, здоровый дух – комфортность души. Комплексные физические упражнения включают в себя следующие компоненты: работа над сознанием; дыхание, работа над дыханием; правильное питание; физические упражнения. Работа над сознанием подразумевает самоконтроль над негативными эмоциями и ситуациями, жизненными проблемами. Отметим, что сознание – это область разума, обрабатывающая информацию, а разум – это пространство, воображение, где рождаются мечты, принимаются рискованные решения, оцениваются возможности и отдаются приказы действовать, воплощать мечты в реальность.

Принципы утренней зарядки

Система физических занятий, как и любая система, должна в первую очередь строиться и подчиняться общим принципам. Этим же принципам должен соответствовать тренировочный процесс в целом, независимо от программ и методик, которые используются для выполнения целей и задач, которые ставятся перед занимающимися. Эффективность занятий зависит в первую очередь от добросовестного выполнения принципов тренировки [1].

1. Принцип индивидуальных различий

Исходя из принципа индивидуальных различий, разработка тренировочных программ и методик тренировок, в первую очередь учитываются с индивидуальными особенностями каждого занимающегося, обусловленным анатомическим и физиологическим различием организма. Речь идет о разном строении мышечных волокон, активности различных ферментов в обмене веществ, эффективности функционирования нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной систем организма, биомеханических различиях, обусловленных анатомическими особенностями, различиях, связанных с полом, возрастом и т. д.

2. Принцип суперкомпенсации

Принцип суперкомпенсации показывает такое явление, как адаптация, обеспечивающие выживание и эволюцию всех биологических существ. Когда воздействие нагрузки происходит таким образом, что превышается обычный уровень нагрузки для индивидуума. Заключается он в том, что уровень ресурсов и функций, которые подвернулись воздействию стресса, в период восстановления после нее выходят на новый уровень, превышающий начальный. При кумулятивной адаптации, когда воздействие стресса на организм имеет периодичность и повторение, в течение достаточно продолжительного периода, характеризует суммирование и закрепление отдельных адаптационных эффектов.

Если воздействие раздражителей, вызывающих запуск адаптационных механизмов, в определенный период времени не повторяются, то организм вступает в фазу так называемой утраченной суперкомпенсации, когда повышенный уровень функций и ресурсов индивидуума, приобретенный в результате их суперкомпенсации, постепенно возвращается к исходному [2].

Изменения, происходящие с человеческим организмом и его внешностью в результате занятий физической культурой, являются ярким примером механизма адаптации. Специальные нагрузки, являются тем самым раздражителем в тренировочном процессе, который возбуждает приспособительные в организме изменения. Развитие физических качеств, которое являлось главной задачей занимающегося, является лишь наглядным проявлением целого комплекса сложных и многообразных изменений в организме.

Указанный принцип является важным элементом для понимания тренировочного эффекта, и неотъемлемой частью в расчете нагрузки, и длительности отдыха между занятиями.

Принцип специфичности

Принцип специфичности показывает, что наиболее выраженные адаптационные изменения происходят именно в тех органах и функциональных системах, на которые возлагается наибольшая нагрузка при выполнении физических упражнений [1].

Умеренные регулярные нагрузки повышают уровень метаболизма и уменьшают показатели холестерина и липопротеидов, а также возможность развития атеросклероза. В то же время, нагрузки умеренной мощности, проводимые эпизодически, сопровождаются избытком молочной кислоты и снижением уровня глюкозы в крови, сдвигом рН в сторону ацидоза, увеличением недоокисленных продуктов в крови и моче.

Таким образом, начение упражнений и роль оздоровительных зарядок в сохранении здоровья, профилактики преждевременного старения и долголетия женского здоровья определяются физиологическими изменениями у занимающихся, которые регулярно выполняют физические нагрузки, рекомендуемые тренером.

У таких женщин происходит хорошее насыщение крови кислородом, тканей и органов, предупреждается регионарная гипоксия, повышается метаболизм. Биосинтез белка, ферментов и гормонов, остается на высоком уровне, что приводит к существенному замедлению процесса старения организма. Профилактика ишемической болезни сердца, атеросклероза и ожирения обусловлены снижением уровня холестерина и липопротеидов при достаточных мышечных нагрузках. Сохраняются и совершенствуются регуляторные и адаптивные механизмы, активность иммунной системы, а в конечном итоге повышается устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды, снижается возможность возникновения ряда заболеваний, сохраняются умственная и физическая работоспособность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградова, Е. Е. Сравнительная характеристика оздоровительных программ [Текст] / Е. Е. Виноградова //Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2006. - № 2. – С. 10.

Глахан, Л. М. Сила и красота [Текст] / Л. М. Глахан. - 2011. - № 10. – С. 76-81.

Плетнёв, В.Н. Психофизическая культура [Текст] / В. Н. Плетнёв, 2012. - 320 с.

Просмотров работы: 40