Плавание - один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.
Плавание приносит огромную пользу. Считается, что у детей, регулярно занимающихся плаванием, повышается сопротивляемость к болезням и общий тонус организма, совершенствуются движения, вырабатывается пластика, формируется жизненно важный навык - умение держаться на воде. Вследствие этого происходят положительные изменения в физическом развитии ребенка, что впоследствии позволит ему более успешно развивать физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость.
Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности. Дошкольники постоянно ощущают потребность в движении, объем которого обусловливается закономерностями роста детского организма, активным взаимодействием его с окружающей средой, а занятия плаванием помогут им в значительной мере компенсировать «двигательный дефицит».
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. По данным ОСВОДа в стране за последние пять лет утонуло более 83 тысяч человек, около 20% из них - дети. В Архангельской области за 2020 год утонуло более 30 человек, из них 8 – это дети. Данная статистика показывает, что обучение плаванию детей дошкольного обязательно, так как происходит очень много гибели детей на воде. Так же в Архангельской области плохо развиты меры предотвращения выхода детей в одиночку к водоёмам. [1]
Цель исследования: изучить плавание в дошкольных организациях Архангельской области, рассмотреть некоторые упражнения для детей.
Задачами данной статьи являются:
- рассмотреть обучение плаванию в детских садах Архангельской области;
- рассмотреть подготовительные упражнения для плавания детей;
- рассмотреть упражнения одной из методик для обучения плаванию детей.
Обучение плаванию детей дошколят является частью физического воспитания в детских садах, имеющих плавательные бассейны. Несмотря на то, маленьким детям, как и взрослым, очень полезно плавать, в Архангельской области мало учреждений, где обучают детей плаванию. В нашем городе 15 детских садов с плавательными бассейнами (№ 7, 13, 39, 50, 56, 77, 94, 103, 118, 135, 167, 173, 174, 178, 186), размещены они почти во всех округах, исключая Исакогорский округ. Более четырёх тысяч архангельских дошкольников посещают занятия по плаванию в детских садах. Существуют такие программы, как «Дельфинёнок» и «Раз, два, три – плыви!», направленные на работу с детьми в бассейнах дошкольных учреждений. Обучение плаванию осуществляется на основе программы Осокиной "Обучение плаванию в детском саду", в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет. Занятия по плаванию проходят в комфортных для детей условиях. Занятия проводит инструктор по физической культуре. [1]
Дети, посещающие бассейн, лучше развиваются физически, более активны, общительны, у них улучшается сон, аппетит. Эффективность занятий в бассейне подтверждается низкой заболеваемостью в дошкольном учреждении.
С 2017 года воспитанники детских садов областного центра под руководством педагогов, активно работают над выполнением нормативов испытаний всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в возрастной группе 6-8 лет. В пяти учреждениях существует вариативная услуга по раннему обучению плаванию и приобщению к здоровому образу жизни, она предоставляется 160 детям. Значимость данной услуги в том, что занятия проходят при непосредственном участии родителей малышей. [1]
Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт. Так же необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой. Если вода все-таки попала в уши, ее обязательно нужно вытряхнуть. Если же вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте). [2]
В бассейне при добавлении к воде хлора, медного купороса и других добавок воздействие на слизистую еще больше, при этом занимающиеся рефлекторно закрывают глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции. Поэтому с первых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами. Другой трудностью является то, что все предметы в воде расплывчаты и воспринимаются в искаженном виде. Такой же трудностью становится неопределенность звука. Звук с высокой скоростью распространяется во все стороны одновременно. Соответственно возникают неприятные ощущения. Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду. [2]
Можно рассмотреть некоторые упражнения, предложенные в одной из методик Т.И. Осокиной. Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений. Элементарные передвижения в воде. Они служат началом адаптации к водной среде, так как через движения и в движениях ребенок знакомится с элементарными свойствами воды. Движения помогут адаптировать сенсорику занимающихся. [2]
1. Ходьба в различных направлениях, с различным темпом, с различной скоростью, индивидуально и в группе, с разными положениями рук.
2. Бег в разных направлениях, с разной скоростью, индивидуально и в группе.
3. Игры.
Погружения. Упражнения этой группы позволяют продолжить решение задач адаптации к водной среде. Вот некоторые задания:
1. Умываемся. Дети заходят в воду по пояс. Стоя в воде, набирают в ладони воду, умывают лицо.
2. Достань дно рукой. Приседая, нужно достать дно рукой, при этом вольно или невольно лицо погружается в воду.
3. Под водой. Держа двумя руками мяч, опустить его на дно, выпустить из рук, поймать. Повторить несколько раз.
Всплывания и лежания. Смысл упражнений этой группы – испытать действие выталкивающей силы. Наиболее известные упражнения из этой группы: «Медуза», «Звезда», «Поплавок».
1. «Медуза». Глубина воды – по пояс. Выполнить глубокий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, согнуться в тазобедренных суставах, лечь на воду, свободно лежать.
2. «Поплавок». Глубина воды по пояс. Выполняя «медузу», подтянуть колени к груди, взять подбородок на грудь, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности. Упражнение выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть никаких резких движений, необходимо принять устойчивое положение.
3. «Звезда». Глубина воды по пояс. Сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду, на грудь, развести руки и ноги в стороны. Лежать. Выполнить «звезду» в положении на спине. [2]
Упражнения на дыхание:
1. Глубина воды по пояс. Присев, погрузиться в воду, выдох выполнить через рот; выпрямиться, сделать вдох над поверхностью воды.
2. Исходное положение – полунаклон в воде, подбородок лежит на поверхности воды, как на столе. Сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох – поднять голову – вдох. выдох. и т.д.
3. Могут быть использованы различные игровые задания. Главное, на что приходится обращать внимание при выполнении заданий этой группы, это умение выполнять энергичный выдох в воду, выдерживать паузу. [2]
Комплекс упражнений (продолжение):
1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками поводе и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.
2. Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом - лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание.
3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.
4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»).
5. Учить выдоху в воду. Это упражнение, сперва, можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»).
После этих упражнений можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие. [2]
В воде можно играть в разнообразные игры:
1) «Фонтан» - дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.
2) «Море штормит» - дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.
3) «Воробьи в воде» - на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.
Учитывая возрастные особенности ребенка 5-6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. [2]
Плавание – жизненно важный навык, и овладение им в детском возрасте сохраняется на всю жизнь. Самое главное условие при обучении детей плаванию – это не оставлять детей без присмотра буквально ни на одну секунду и даже тогда, когда дети умеют плавать.
Иногда именно этот навык помогает спастись детям в тяжёлых ситуациях. В Архангельской области очень много случаев выхода детей на лёд, особенно в те времена, когда он ещё не достиг нужной толщины. Бывает, что дети проваливаются под лёд и уже не могут из-под него выплыть. В летнее время многие дети уходят без родителей на водоёмы и иногда не возвращаются. Иногда родители не замечают, что их ребёнок ушёл на глубину. Ситуаций в жизни очень и очень много. И во многих из них спасло бы умение плавать.
Я считаю, что детей в дошкольных учреждениях должны обучать плаванию. Может ещё не на воде, но можно тренироваться с помощью простых упражнений, которые приведены у меня в статье. Так как в Архангельской области мало где можно встретить бассейн в дошкольных учреждениях, то родители для безопасности своих детей должны сами записать детей на уроки плавания в хороший бассейн. Иногда даже самые простые навыки умения держаться на воде и правильно дышать могут спасти ребёнку жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информационный портал города Архангельск [Электронный ресурс] – Архангельск, [2019]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.arhcity.ru/?page=0/49242, свободный (дата обращения : 30.12.2020). – Загл. с экрана.
Осокина Т. И. Как научить детей плавать [Электронный ресурс] : Пособие для воспитателя дет. сада. — 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 80 с., ил. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://sheba.spb.ru/za/kak-plavat-1985.htm, свободный (дата обращения : 26.12.2020). – Загл. с экрана.