ОТРАЖЕНИЕ ЗВУЧАНИЙ ЯВАНСКОГО ОРКЕСТРА ГАМЕЛАН В СОНАТЕ К. ДЕБЮССИ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОТРАЖЕНИЕ ЗВУЧАНИЙ ЯВАНСКОГО ОРКЕСТРА ГАМЕЛАН В СОНАТЕ К. ДЕБЮССИ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО

Лукито Лидия Эфания 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гамеланг — как море — без начала,

Гамеланг — как ветер — без конца.

Стройная яванка танцевала,

Не меняя бледного лица.

К.Д. Бальмонт

Творчество французского композитора Клода Ашиль Дебюсси продолжает волновать сердца и умы всего человечества уже более ста лет. Его музыка самобытна и не укладывается в рамки одного стиля. Единственное сочинение для скрипки – Соната для скрипки и фортепиано соль минор – вызвало большое количество вопросов к замыслу и интерпретации этого произведения у исполнителей, слушателей и музыковедов. Мнения разделились на крайне противоположные.

Всю жизнь композитор находился в поиске новых музыкальных средств, отвечающих его собственным эстетическим воззрениям. В отдельные периоды он черпал вдохновение в музыке Вагнера, творчестве русских композиторов, фольклоре народов Европы и Азии [Error: Reference source not found].

Всемирная выставка в 1889 году, посвященная празднованию столетия Французской революции в Париже, стала значимым культурным событием для всей Европы. Индонезийская секция находилась в голландском павильоне и изображала настоящую яванскую деревню, изобилующую жителями.

Оркестр гамелан из города Сукабуми (Западная Ява), называвшийся «Сари Оненг», выступал в Париже1. В него входили такие инструменты, как сарон, бонанг, слентем, кенданг, гонг и ребаб. Его звучание произвело такое впечатление на Дебюсси, что он часами мог слушать мелодии «Сари Оненг» [Error: Reference source not found].

Гамелан с Явы очаровал Дебюсси. Его друг, Роберт Годе писал: «Много плодотворных часов Дебюсси провёл в яванской деревне голландской секции, слушая ударные ритмы гамелана с его неисчерпаемыми комбинациями эфирных, сверкающих тембров» [Error: Reference source not found, 3].

После закрытия выставки яванские танцоры и музыканты оставались в городе и неоднократно выступали повсюду вплоть до 1890 года. С яванской музыкальной культурой Дебюсси встречался еще не раз в 1900 и в 1913 гг. Ее влияние проявилось не только в программных, но и в других произведениях композитора. Профессор музыки Юго-Западного Университета США Кнёши Тамагава писал:«Композиционные приёмы, заимствованные из гамеланских областей, часто встречаются в его (Дебюсси – Л.Л.) абстрактных композициях, а также в работах с программными названиями, не имеющими ничего общего с Азией. Такие следы встречаются с 1890-ых годов вплоть до последних работ Дебюсси» [6, 28]. Частота использования, разнообразие и всепроникаемость этих приёмов позволяют предположить, что слуховой опыт, полученный от звучания гамелана, для композитора был далеко не мимолетной фантазией или попыткой участвовать в модном музыкальном направлении. Такие произведения как Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1890), «Послеполуденный отдых фавна» (1894), «Пагоды» (1903), и Два Танца для арфы и струнных (1904) были вдохновлены оркестром гамелан «Сари Оненг». Рассмотрим это влияние на примере Сонаты для скрипки и фортепиано соль минор.

На протяжении всей сонаты Дебюсси широко применяет пентатонику, особенно в первой части. Он склонен использовать квартовые или квинтовые интервалы, без хроматических полутонов как в партии скрипки, так и в партии фортепиано.

В гамеланской музыке есть две системы ладов («ларас» – «лад» на яванском языке), которые называются слендро и пелог. Композитор также использует эти лады в первой части сонаты (пример 3).

Остинатные ритмические фигуры ударного, молоточкового происхождения.

В сонате Дебюсси использует довольно много остинато, что характерно для музыки гамелана. Особенно это проявляется во второй части, где Дебюсси изображает молоточковое звучание гамелана в партии скрипки, передаваемое с помощью многократных «репетиций»на одной ноте и штриха стаккато (пример 1).

Пример 1

Фактура и расположение голосов, напоминают слоистую структуру композиций гамелана. В сонате Дебюсси отчетливо слышны несколько полифонических слоев голосов (пример 2 и 3).

Очевидно стремление композитора передать ритмическую иерархию разнообразных гамеланских инструментов. Основные слои ритмической фактуры в гамелане – низкие протяжные ноты в басу, умеренно ритмичный средний голос, мелкие длительности в верхних голосах [3, 9] – находят воплощение в сонате для скрипки и фортепиано. Дебюсси считал, что «яванская музыка основана на контрапункте, по сравнению с которым музыка Палестрины – это детская игра. Если прислушаться без Европейского предубеждения к прелести их “ударных”, то мы должны признать, что партии наших ударных подобны примитивным звукам на деревенской ярмарке [Зенкин, К., Ионин, Б. Клод Дебюсси [электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.belcanto.ru/debussy.html [дата обращения: 16 ноября 2020], 213].

Пример 2

Пример 3

Вышеизложенное позволяет сделать вывод: Дебюсси органично включил звучание гамеланского оркестра в свой неповторимый стиль композиции. Лад, четкая ритмическая иерархия, штрихи и фактура, своеобразная мелодия – все это является аспектами яванской музыки, которые Дебюсси сознательно или подсознательно воспроизвёл в своих сочинениях.

Позднее многие композиторы пошли по пути Дебюсси, развивая музыкальные элементы восточных культур в своём творчестве. К ним относятся Леопольд Годовский (1870-1938), Оливье Мессиан (1908-1992), Лу Гаррисон (1917-2003) и другие. Революционная попытка Дебюсси ассимилировать звуки яванского гамелана в своём собственном стиле продолжает вдохновлять многих музыкантов по сей день.

Список литературы

Дебюсси, К. Статьи, рецензии, беседы / Пер. с фр. и коммент. А Бушена, ред. и вступ. ст. Ю. Кремлёва. – М.-Л.: Музыка, 1964. – 278 с.

Зенкин, К., Ионин, Б. Клод Дебюсси [электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.belcanto.ru/debussy.html [дата обращения: 16 ноября 2020]

Harpole, P. W. Debussy and the Javanese Gamelan // American Music Teacher, 1986. – p. 8-9, 41. [электронный ресурс] https://www.jstor.org/stable/43541055 [дата обращения: 23 октября 2020].

Herlambang, C. H. Dari Sukabumi, Harumkan Hindia Belanda [электронный ресурс]. – Режим доступа https://regional.kompas.com/read/2012/01/08/02495283/dari.sukabumi.harumkan.hindia.belanda. 2012 [датаобращения: 16 ноября 2020]

Parker, S. Claude Debussy’s Gamelan // College Music Symposium, 2012. – p. 1-18. [электронный ресурс] https://www.jstor.org/stable/10.2307/26564874 [дата обращения: 23 октября 2020]

Tamagawa, K. Echoes from the East: The Javanese Gamelan and its Influence on the Music of Claude Debussy. London: Lexington Books, 2020.

1На самом деле, музыкантами были работники чайной плантации Паракан Салак. Они сопровождали профессионального танцора из Мангкунегары [Error: Reference source not found].

Просмотров работы: 72