ЭВОЛЮЦИЯ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА С. И. СМИРНОВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭВОЛЮЦИЯ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА С. И. СМИРНОВА

Абдуллаева Д.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В летописи музыкальной жизни Нижнего Новгорода (Горького) особый интерес вызывают страницы, вписанные в историю города в 40-е годы XX века. Среди них одна из ярчайших связана с организацией хоровой капеллы мальчиков.

Тезис о том, что деятельность Горьковского коллектива малолетних певчих заметно повлияла на становление хоровой школы в России не носит характер преувеличения.

С 1946 года составить полное впечатление о нижегородской культуре становится невозможным без упоминания о капелле мальчиков, ее концертной практике, сотрудничестве с филармоническим оркестром, оперным театром, ее связями с музыкальным училищем и консерваторией. Воспитанники (до 1992 г. специализированной школы-восьмилетки, с 1992 г. – колледжа) эффективно работают с хорами мальчиков, детскими, юношескими, смешанными коллективами по всей стране и за рубежом.

Известны имена выпускников капеллы, сделавших блестящую карьеру в области инструментального исполнительства, оперно-симфонического дирижирования, композиторского творчества.

В 2000 году афишу первого ростовского фестиваля «Певчие третьего тысячелетия» украсил Нижегородский хор музыкальной школы №9 под управлением В. А. Попова, в исполнении которого – помимо многих других – прозвучала песня «Не грусти, улыбнись и пой!». Успех был ошеломительным. Восторги ростовчан выпали, разумеется, на долю юных исполнителей, но еще более – на долю автора песни, нижегородского композитора, заслуженного работника культуры РФ, профессора Сергея Ивановича Смирнова. С 2001 года «Не грусти, улыбнись и пой!» традиционно завершает фестиваль «Певчие третьего тысячелетия», а произведения С. И. Смирнова прочно вошли в репертуар ростовских хоров.

Изучение творчества С. И. Смирнова представляется актуальным по нескольким причинам. Во-первых, композитор использует свой талант в качестве противодействия механизму уничтожения человеческой памяти. Во-вторых, романтическая стилистика Смирнова производит на слушателя очистительный эффект, оказывая положительное воспитательное влияние. В-третьих, жанровое многообразие композиций, простое и логичное их формообразование, содержательный контраст и, наконец, обращение автора к самым разнообразным составам хоров делают сочинения Смирнова невероятно привлекательными для хормейстеров и певчих. Таким образом, решается проблема пополнения и обновления репертуара певческих коллективов.

Рождению таланта непременно сопутствуют следующие факторы: высокая степень личной одаренности, воспитание трудолюбия и целеустремленности в семье, качественное специальное образование, приобщение к традиции или идея служения.

Будущий первоклассный хормейстер, харизматичный учитель, талантливый композитор, чьи песни сейчас звучат по всей России. Сергей Иванович Смирнов родился 1 апреля 1953 года в городе Шахунья Горьковской области. Певческий дар обнаружился у него в раннем детстве; ребенком он пел не переставая, как бы вооружившись девизом: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Наблюдавшие развитие способностей взрослеющего мальчика педагоги единодушно отмечали его уникальные вокальные данные. Весь период обучения (1961-1968) – до мутации – Сережа выступал солистом Горьковской хоровой капеллы.

Артистический диапазон несомненно расширило участие Смирнова в ансамбле «Спектр» в годы, проведенные в музыкальном училище г.Горького.

В качестве певчего Сергей Смирнов стоял у истоков камерного хора (под управлением Л. К. Сивухина), который спустя два десятилетия продолжил творческую жизнь как Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород».

В семье Смирновых, где росло шестеро детей, не знали материального достатка, а решение родителей отдать в 1961 году пятого ребенка учиться в школу-интернат (капеллу) в другом городе – тому подтверждение. Главным аргументом была возможность бесплатного обучения, питания, обмундирования и проживания. Все это оплачивало государство.

Шахунью, родной город мальчика, отделяли от Горького 300 километров. В воскресные дни, когда воспитанники капеллы распускались по родительским домам, Сережа Смирнов оставался в интернате один. Для воссоединения с семьей на летних каникулах он также самостоятельно выезжал в Шахунью, либо на Урал (куда перевели работать отца), либо под Архангельск (новое назначение родителей).

Независимое мышление, умение довольствоваться малым, стремление учиться, желание развивать свои способности стали фундаментом характера музыканта-профессионала.

Кто изучал практический опыт хоров мальчиков, тот знает, как непросто певчему занять свое место в коллективе, завоевать и удержать авторитет среди так психологически разнящихся между собой воспитанников. В детстве, подростковом возрасте, юношестве Сергей Смирнов одинаково успешно решал эту задачу. К его мнению прислушивались не только сверстники, но и старшие возрастом, среди них – педагоги.

Исключительные прилежание, целеустремленность, восприимчивость помогали будущему мастеру овладевать знаниями, умениями и навыками, которыми любовно делились наставники – Л. К. Сивухин, Г. П. Муратов, О. С. Ларионова, Е. Н. Гаркунов, С. Г. Эйдинов.

Первый учитель как второй отец. На начало 60-х годов XX века пришлось время, когда художественный руководитель Горьковской хоровой капеллы мальчиков, ее первый выпускник Лев Константинович Сивухин оказался подлинным родным человеком для многих воспитанников. Обжигающий темперамент, феноменальные природные данные (и в музыке, и в спорте), всепокоряющее личное обаяние, искреннее доброе отношение к певчим обеспечивали ему любовь и преданность капелланов. Всевоспитанники капеллы хотели быть похожими на Сивухина.

Качественную постановку голоса Смирнов приобрел в капелле у оставившей после себя добрую память Веры Степановны Славянской (она вместе с М. А. Парамоновой и С. С. Зимаковой преподавала вокал).

Во второй половине 60-х годов поразительно харизматичным, всему городу известным музыкантом был руководитель хорового класса Горьковского музыкального училища Георгий Павлович Муратов, окончивший в свое время капеллу мальчиков, музыкальное училище в Горьком и консерваторию в Москве. Его личность производила ошеломляющее впечатление: он обладал глубокими и точными знаниями во многих областях, исключительно хорошо играл на фортепиано, отличался «магической» манерой дирижирования. При этом Муратову было присуще искрометное чувство юмора, мгновенная реакция. По воспоминаниям Смирнова, многие начинающие музыканты в конце 60-х – начале 70-х годов XX века самозабвенно копировали «стиль Муратова».

Педагогом по дирижированию в училище у Смирнова была обладательница «железной руки» Ольга Сергеевна Ларионова, привившая ему и другим своим ученикам понимание смысла слов «нельзя» и «надо». Ларионовой Сергей Иванович обязан привычкой безусловно подчиняться необходимой учебной и трудовой дисциплине.

Евгений Николаевич Гаркунов долгое время заведовал кафедрой хорового дирижирования им. М. И. Глинки. Выпускник Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, он виртуозно владел мануальной техникой. Учиться у Гаркунова было привилегией немногих. Среди них в лучших учениках числился Сергей Смирнов. Именно ему, студенту пятого курса, в 1976 году на концерте, посвященном 30-летию консерватории, было доверено дирижировать факультетским хором.

Нельзя отрицать влияния армейской службы на становление личности Смирнова, который философски воспринял этот поворот судьбы. Надолго оторванному от любимой профессиональной деятельности, ему предстояло научиться безоговорочно подчиняться продиктованным жизненным обстоятельствам. Так, ситуацию с необходимостью написания огромного числа аранжировок для духового оркестра воинской части, где служил Смирнов, он использовал для изучения инструментальных тембров, овладения навыков оркестровки и, в конечном счете, для собственного творческого роста.

Работа в ансамбле песни и танца Кузбасса (г. Кемерово) осенью 1978 года стало еще одним испытанием для молодого хормейстера. Прямодушному Смирнову предстояло узнать подробно об «искусстве» интриги и о том, что не всегда люди, называющие себя друзьями, таковыми являются. 

Однако вскоре в судьбе Смирнова произошли благоприятные перемены. Переезд в 1979 году из Кемерово в Магнитогорск, знакомство и дружба с Семеном Григорьевичем Эйдиновым, работа в Магнитогорской государственной академической хоровой капелле прошли под знаком фортуны. В новых обстоятельствах талант хормейстера-нижегородца расцвел. Интеллигентный, способный на доверительные отношения, по-отечески поддерживающий начинающих специалистов Эйдинов оставил неизгладимый след в памяти Смирнова, который после ухода из жизни в 1983 году маэстро часто повторял, что общение с маститым музыкантом явилось для него (Смирнова) исключительной удачей. Это касалось хорового дела, этики человеческих отношений, психологии и др. Народный артист РСФСР Семен Григорьевич Эйдинов, например, предлагал своим помощникам во время репетиции капеллы располагаться в разных хоровых партиях, слушать и корректировать звучность «изнутри», а потом и сам на основе замечаний хормейстеров вносил поправки в исполнительскую трактовку. Это подтверждает мысль, что авторитаризм не всегда господствует в хоровом деле, что мягкость и мягкотелость не синонимы, и что доверие возможно и между хормейстерами. 

Взлет Смирнова, возглавившего после смерти Эйдинова Магнитогорскую капеллу, прервали возникшие драматические семейные обстоятельства: прогрессирующей болезни жены способствовала неблагоприятная экологическая обстановка в регионе. Надо было возвращаться в Горький. Портрет Смирнова не будет полным, если опустить такую деталь, как его отношение к родным людям. Сергей Иванович трогательно заботился и всемерно опекал жену и детей, демонстрируя и здесь талант – талант семьянина. 

Возвращение в 1985 году в Горький трудно назвать триумфальным, поскольку на малой родине Смирнов не нашел работы, соответствующей масштабу деятельности в Магнитогорской капелле. Шесть лет он преподавал пение в общеобразовательной школе. Тем более впечатляющим выглядит скорый блестящий подъем и хормейстера, и его певческих коллективов, из которых два – детский хор «Камертон» и смешанный камерный хор «Возрождение» – добились широкой известности не только в России, но и за рубежом. 

Любому музыканту интересно узнать, какие корни питают традицию, которой этот музыкант служит. Талант С. И. Смирнова настолько привлекателен, что желание установить его творческую родословную охватывает уже исследователей. Еще мальчиком Смирнов пробовал перо, сочиняя простенькие вещи. Он свидетельствовал, что Л. К. Сивухин, обратившийся к композиторской практике позже, не мог влиять на развитие подобных способностей своего воспитанника. В 1961 году в капелле уже не работал Василий Павлович Малышев, один из двух создателей «горьковского чуда» (хора мальчиков), а другой – Михаил Васильевич Киселев – три года тому, как ушел из жизни. Малышев, ученик Павла Ивановича Армашова, знал, что регент может создавать музыкальные произведения, чем успешно занимался Армашов; Киселеву же принадлежали обработки и аранжировки, иногда исполняемые малолетними капелланами. Первые поколения воспитанников обладали прекрасной памятью и делились впечатлениями прошедших лет с вновь поступившими. Смирнов мог застать исполнение произведений Киселева, на него могло произвести впечатление, что хормейстер и композитор совмещались в одном лице. 

В годы учебы в музыкальном училище импульс сочинительства давал знать о себе чаще: это объясняется романтической порой в жизни юного музыканта.

Уже упоминался выше опыт композиторской деятельности Смирнова на службе в армии. 

Наконец, в конце 80-х годов прошлого века Сергей Иванович ясно ощутил в себе симбиоз талантов – хормейстерского и композиторского, причем уровень их совпадал по высоте. 

Пример сохранения преемственности показал В. П. Малышев, пригласив занять должность хормейстера 17-летнего Л. К. Сивухина и передав ему через 9 лет право управления художественным коллективом. 

Смирнов на собственном примере убедился в том, что порядочное, дальновидное поведение заслуженных людей, больших музыкантов – не единичное проявление: С. Г. Эйдинов также заранее завещал руководство своим детищем и тем самым побеспокоился о сохранении преемственности. 

Так поступает и С. И. Смирнов. Трогательно воспринимается его политика постепенного привлечения к управлению хорами «Камертон» и «Возрождение» учеников.  

Смирнов Сергей Иванович – известный в России хоровой дирижёр, композитор, заслуженный работник культуры РФ, Отличник народного просвещения, кавалер ордена святой мученицы Татианы, лауреат премии Нижнего Новгорода, лауреат Международных конкурсов, профессор кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, художественный руководитель детской хоровой студии «Камертон» Дворца детского (юношеского) творчества имени В. П. Чкаловa.

Созданный им в 1999 году, молодежный хор «Возрождение» – лауреат Международных конкурсов хоров в Москве (2008), Казани (2010), Ярославле (2015), Санкт-Петербурге (2011, 2017), обладателем Гран-При Международных конкурсов в Санкт-Петербурге (2016) и Москве (2017). Хор ведет активную концертно-просветительскую деятельность, выступая в школах, на городских мероприятиях, участвуя в певческих фестивалях и хоровых соборах. В репертуаре хора более ста сочинений русской и зарубежной хоровой классики, обработок народных песен.

Становление личности Смирнова неразрывно связано с развитием его хормейстерского и композиторского дара. Судьбе было угодно, чтобы человек, возглавлявший Магнитогорскую хоровую капеллу, прервал деятельность в профессиональном коллективе и обратился к самодеятельному творчеству, к самой трудной его области – работе с детьми. Для детских хоров С. И. Смирнов написал немало чудесных песен, популярных в нашей стране. Дарование музыканта выражено в первую очередь в лирической сфере. Мелодическую линию в произведениях этой сферы автор выписывает просто и эмоционально в ограниченном диапазоне, придерживаясь речитации и поступенного движения, редко прибегая к скачкообразному развитию.

На первом же этапе хорового творчества С. И. Смирнов намечает путь к освоению многоголосия, пунктиром дополняя второй голос в одноголосных сочинениях.

Некоторые из его хоровых произведений написаны на канонические тексты, связаны с православным обиходом, но предназначены для концертного исполнения. Эти партитуры эмоционально сдержанны, исполнены глубокого смысла, изложены в традиционной фактуре по примеру хоров П. Г. Чеснокова, объединяются Смирновым принципиально в единоположный концертный ряд от рождественского «Слава в вышних Богу», через акафистный «Вечный покой», к заключительному «Русь православная» на слова Н. Капустина. Продолжает религиозную тематику хор «Ave Maria». Произведение написано в сопровождении фортепиано (предыдущие – acappella) на текст, относящийся к католической ветви христианского богослужения. В этом случае С. Смирнов предстаёт как знаток западной музыки, продолжая традиции композиторов В. А. Моцарта, Ш. Гуно, А. Брукнера, приближая стиль своей музыки к стилю этих мастеров.

Особый интерес вызывают хоры acappella цикла «Мне снишься ты…». В него вошли «Декабрь и январь» на ст. М. Цветаевой, «Иди за мной» на ст. З. Гиппиус, «За тебя…» на ст. А. Ахматовой, «Мне снишься ты…» на ст. А. Ахматовой.

В цикл «Я верю, счастье есть» входят три хора. «С годами время всё дороже» на стихи Е. Садулина, «Святая любовь» - сл. М. Сухоруковой и «Звени, златая Русь» на стихи С. Есенина.

Обращение к творчеству С. Стразова отразилось в переложении для смешанного хора произведения «Тучи», созданного на стихи М. Лермонтова. Замечательны обработки С. Смирнова песен Дж. Гершвина « I got rhythm», И. Дунаевского «Колыбельная», П. Маккартни «Michelle», русской народной песни «Посеяли девки лён». Во всех произведениях сквозит, несомненно, яркое композиторское дарование автора, прекрасное знание хора и его возможностей, высокий, взыскательный вкус большого музыканта.

Сочинения «из Акафиста» и «Иди за мной» связаны трагическими обстоятельствами личной жизни Смирнова – потери горячо любимой жены, Натальи Владимировны. Если в первой партитуре канонический текст наложил на музыку печать сдержанности, то во второй ничто не помешало композитору обратиться к жанру плача и излить горе в произведении, пронизанном болью, страданиями сильной личности.

Искать аналогов в хоровой литературе долго не приходится: Георгий Васильевич Свиридов оплакивает друга в концерте «памяти А. А. Юрлова», в котором случившееся – событие национального масштаба. Скорбь Смирнова не взывает разделить с ним утрату, он хочет одиночества. Стихи З. Гиппиус отвечают этому желанию, они прорастают из человеческого сердца, исторгают слезы, но вместе с ними – успокоение.

Объединяющим обе партитуры является проникновенное внимательное отношение композитора к текстам – каноническому Акафиста и поэтическому З. Гиппиус.

За литературную основу сочинения – из Акафиста «Отче наш» композитор берет заупокойную молитву – 10 кондак из Акафиста «За единоумершего». Данное молитвословие представляет собой благодарственную песнь Богу, принявшему к себе усопшего и помогающему обрести душе покой и благодать.

Необходимо отметить следующую особенность толкования композитором текста молитвы: минорная окраска сопровождает повествование о душе человека, покинувшего земной мир, а мажорная – о благах Царствия Небесного.

Произведение «Из Акафиста» написано в двухчастной форме с кодой, где первая часть занимает 15 тактов, вторая – 24, кода – 9. Первая часть представляет собой модулирующий период, который завершается D к fis-moll c задержанием к терции. Начальное унисонное «h» с ключевым диезом настраивает на e-moll. Однако эта тональность, не подкрепленная ни полным гармоническим оборотом, ни каденцией, слухового впечатления в партитуре не оставляет – доминантав конце первого предложения не разрешается, а переводится в IV7. Здесь композитор прибегает к приему вуалирования тоники: за начальным унисоном следует прерванный оборот и далее происходит генерирование субдоминанты с постоянным усилением функций. Один из предпочитаемых приемов композитора – гармонизация с задержанием к тону прима. Подтверждающим примером служит первая доля 9 т.

Вторая часть развивающая, волнообразного строения. Кода в E-dur. Если вернуться к определению тональности произведения, возможно обозначить ее, как одноименный миноро-мажор с устоем «E».

Три волны, составляющие вторую часть, построены на использовании излюбленного Смирновым приема развития – сопоставлении тональностей в процессе либо экспонирования построения, либо его секвенцирования. Экспонированное построение (монолог баса, а затем диалог тенора и альта) прерывается тональным сопоставлением A-dur и F-dur. Динамичная вторая волна содержит еще более интригующие события – поочередное появление C-durF-durC-durAs-dur. Драматизация развития приводит к ложной кульминации (в третьей волне), которая сменяется динамическим спадом до pp. Смысл происходящего в подготовке реальной кульминации, которая достигается в коде на органном басу и колокольном «аллилуйя» у сопрано, в исполнении ликующих, полновесно звучащих альтов и теноров, а также вторых сопрано и баритонов.

Кода свидетельствует о вере Смирнова во всепрощенье и словно вопиет: «Вечный покой даруй, Господи».

Анализ партитуры «Иди за мной», подтверждает мысль о стилистическом единстве произведений Смирнова, но вместе с тем доказывает эволюционный характер его творчества, обнаруживает приемы, обогащающие композиторский почерк.

Трехчастную репризную структуру, в которой написано «Иди за мной», Смирнов использует не тривиально. Уже в первой части (тт. 1 – 8 – модулирующем периоде) композитор внедряет passus duriusculus (жестковатый ход), прием риторики, связанный с западноевропейской музыкой XVII – 2-ой половины XVIII века, символизирующий сошествие под землю, т.е смерть. Смирнов совмещает нисходящую мелодическую линию с хроматическим ходом «fis-eis-e-dis-d-cis» (тт. 1 – 4) в альте, а тактом позже в басу «his-h-ais». В основе модуляции из fis-mollв gis-mollдвижение по медиантам.

В развивающей второй части (тт. 9 – 20) излюбленная разработка Смирновым субдоминантовой сферы подтверждает авторский почерк, но здесь же встречаются особенности, которые отсутствуют в «Отче наш»: использование Смирновым при смене вектора мелодического развития и подготовки кульминации рахманиновской гармонии (тт. 15 – 16). Неожиданным эффектом знаменуется окончание развивающей середины и начало репризы. Gis-moll (D9-3) сопоставляется с fis-moll (основной тональностью). Произведение заканчивается еще одним passus duriusculus (тт. 28 – 31) и тоникой с исчезающей терцией. К особенностям композиторского почерка следует отнести используемые в «Иди за мной» неприготовленные задержания (тт. 1, 21, 25).

Проследить эволюцию творчества композитора можно двояко: постепенно изучая от начала к вершине, или контрастно, путем сравнения, совсем необязательно в хронологическом порядке.

Партитуры для смешанного хора Смирнова восхищают исполнителей изяществом формы и сокровенным содержанием. Подтверждением высочайшего класса композитора является исходящий от хормейстера и певчих желание снова и снова исполнять его сочинения. С другой стороны, многие годы наблюдается потребность аудитории воспринимать авторские монологи, духовные послания Смирнова к современникам.

Как человек в минуты тяжелых испытаний обращается к воспоминаниям детства, так музыкант время от времени испытывает необходимость отойти от взрослых проблем, окунуться в освежительные впечатления младенчества и юности.

Десятилетиями удивляет слушательская реакция на исполнение песни Смирнова «Не грусти, улыбнись и пой». В наше прагматичное время, когда многое, если не всё решает материальный фактор, вдруг на лицах людей появляется искренняя и трогательная улыбка детства. Что вызывает такую реакцию? Прежде всего, обжигающая энергетика и поразительная простота. Образ Крысолова, наигрывающего на дудочке в неприятельском окружении, пусть не напрямую здесь напрашивается. Мальчик, торжественно (это обозначенный Смирновым характер исполнения) и гимнически повествующий о победе веры, надежды, любви, – разумеется, сам композитор, ушедший воспоминаниями туда, где все были счастливы.

Написанная в куплетной форме песня, несомненно, несет воспитательный заряд, поэтому в дидактическом смысле исключительно полезна.

Существуют разные трактовки темпа исполнения «Не грусти, улыбнись и пой». Время спрессовывается и накладывает печать ускорения на многие вещи. Так невольно и хормейстеры следуют современной тенденции, выбирая метрономическое измерение счетной доли (четверть = 90).

Не производя впечатление трудноусваиваемой, мелодия не проста, наряду с поступенным движением содержит скачкообразные ходы, что затрудняет детское восприятие.

Ритмическое оформление мелодии заключается в сочетании «две восьмые-четверть». Интересно предложенное Смирновым вкрапление шестнадцатых. Постоянство ритмического содержания хоровой линии оттеняют синкопы фортепианного сопровождения.

Нельзя не подчеркнуть диалогичность хоровой и фортепианной партий в этой песне. Звучание инструмента здесь остроумно, разнообразно, насыщено и автономно.

Две песни для самых маленьких «Сел сверчок» (слова народные) и «Скрюченная песенка» (слова К. Чуковского), несомненно, заслуживают быть предметом анализа.

В «Скрюченной песенке» в игривой форме рассказывается о человеке, у которого всю жизнь всё было в скрюченном виде:

«Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она.

Сидя у окошка».

Композитор использует иллюстрации и шуточное название, которые способны вызвать интерес у малышей.

Произведение написано в куплетной форме для двухголосного хора в сопровождении фортепиано. Музыкальный материал партии хора полностью дублируется в звучании аккомпанемента.

Во вступлении композитор не указывает ремарки, связанные с темпом, но вносит изменение в 19 т. «ritenutomolto» (очень замедляя) и в 21 т. «медленно», что меняет форму подачи звука и характер исполнения.

Во втором куплете Смирнов применяет сонористические эффекты, звуки мяуканья кошки. Для детей младшего возраста такой прием захватывающе интересен в использовании.

Хроматические и скачкообразные ходы, вступления на неполную долю такта – все это создает некоторое затруднение для малолетних певчих.

Хор «Сел сверчок» по своему содержанию напоминает потешку – песенку-приговорку. В таких сочинениях хорошо применять в действии параллельную игру с хлопками, задействуя пальцы и руки ребенка. Так как композитор не указывает подобного в партитуре, такой игровой элемент можно применить по желанию руководителя.

Начинается хор в тональности D-dur. Песня, написанная в куплетно-вариантной форме для одноголосного хора, создает игривое настроение и передает шуточный характер. Смирнов ставит в начале ремарки «Остро. Ритмично», которые нужно отнести к характеру исполнения. Движение восьмых и четвертных длительностей в этом темпе создает для певчего сложность в пропевании и снятии. При исполнении половинных должно быть ощутимо биение внутридолевой пульсации сопровождения.

Композитор применяет дублирование мелодического развития хора в партии аккомпанемента.

Акценты, расставленные в партии фортепиано, придают музыке колкий, живой характер. Следует отметить, что хор и аккомпанемент дополняют друг друга.

Рассматривая творчество Смирнова, можно выявить, что композитор очень интересно делает обработки народных песен. Отношение Смирнова к национальному фольклору, пропущенному сквозь призму собственного композиторского видения, прослеживается в сборнике «Русь святая» (обработки народных песен для детского (женского) хора без сопровождения). Так, в обработке «Заиграй моя волынка» композитор опирается на интонации русского национального фольклора, но с использованием интонаций возгласов, глиссандо, в «Степь да степь кругом» и «Я пойду ли молоденька» прослеживаются нисходящие хроматические линии, свойственные его стилю. Здесь можно услышать не только типичные мелодические интонации, но и очень частые смены темповых настроений.

Обращение к фольклору композитор оценивал не как прямое цитирование источников, а как принцип сочинения с бережным сохранением истинно национальных традиций, помноженных на интонационный строй современного музыкального письма.

Творчество С.И.Смирнова представляет интерес для профессиональных, учебных и любительских хоровых коллективов. Все, кто ценит хоровую музыку, получат большое наслаждение, исполняя и слушая произведения С. И. Смирнова.

Несмотря на то, что все почетные звания и награды полученные Смирновым за хормейстерскую работу, он – подлинно популярный композитор, чье творчество известно всей России.

Параллельно с исполнительско-концертной практикой Сергей Иванович вел и ведет педагогическую работу, вначале в Нижегородском музыкальном училище, затем ( с 1995 года) в Нижегородской консерватории (среди учеников – лауреаты и дипломанты Всероссийских и Международных конкурсов). Смирнов передает своим ученикам великолепную технику и пластику рук, способную выражать тонкое восприятие музыкального образа, точно воспроизводить его содержание и эмоциональное состояние.

Кредо Смирнова – взаимное доверие дирижера и хора, которое передается залу. Главным качеством музыканта является честная, искренняя, человеческая исповедь, а главной передающей силой – теплота чувств. Педагог Смирнов воспитывает преемников во всех сферах своей деятельности и эффективность его принципов очевидна уже сегодня. Композитор проводит в Нижнем Новгороде большую методическую работу, возглавляя образованную в 2016 году при Дворце детского творчества им. В. П. Чкалова городскую творческую лабораторию «Хормейстер».

Просмотров работы: 560