ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА ДИРИЖИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА ДИРИЖИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Боронджиян В.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дирижирование, как музыкально-исполнительская специальность, окончательно сформировалось в самостоятельный вид исполнительской деятельности ко второй половине XIX столетия. Истоки дирижирования можно обнаружить в глубине веков. Искусство дирижирования формировалось в ходе длительной эволюции, включавшей такие стадии, как хейрономия, управление составом в процессе инструментального исполнительства, использования батуты для обеспечения ритмической организации состава. Современный «способ управления оркестром на основе тактирования пришёл на смену шумовому способу и явился прогрессивным, т. к. пространственно-временная форма схем тактирования позволяла отражать различные соотношения сильных и слабых долей в такте, обеспечивая тем самым выявление музыкальной фразы» [5, 18].

Дирижёрская палочка была впервые введена в обиход в 1817 г. немецким композитором и скрипачом Людвигом Шпором. В дальнейшем его опыт получил широкое распространение благодаря осознанию свойственных ему преимуществ, в результате он окончательно утвердился в большинстве стран. Одновременно происходило и изменение пространственного положения дирижёра. Если прежде он был стоял лицом к слушателю (иное положение воспринималось как нарушение этикета), то постепенно входила в практику позиция размещения «полубоком» к музыкантам, а в дальнейшем – спиной к слушателю и лицом к оркестру, благодаря чему он стал активнее управлять исполнительским процессом. Упрочение подобного нововведения произошло во многом благодаря решительной позиции таких деятелей дирижёрского искусства, как Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер.

Начиная со второй половины XIX столетия дирижёрская палочка и соответствующая ей мануальная техника применялись всё чаще, что было связано с усложнением музыкального материала, выдвигающего требование предельного внимания к точной фиксации дирижером не только метрических долей, но и тончайших нюансов, определенного характера исполнения. Музыка романтического периода выдвинула проблему детализации в коллективной исполнительской работе.

В середине XIX века основные принципы дирижерского искусства, связанные с его эстетикой, заложили крупнейшие композиторы того времени – Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Рихард Вагнер. С деятельностью Вагнера во многом связано рождение плеяды профессиональных дирижёров – Ханса Гвидо фон Бюлова, Ханса Рихтера, Фрица Штейнбаха, Феликса Мотля, Артура Никиша. Композиторы нередко становились дирижерами, а некоторые на этом поприще достигали значительных высот (Густав Малер, Рихард Штраус, Сергей Рахманинов). С тех пор дирижёрская профессия стала полностью самостоятельной: дирижирование рассматривалось как самостоятельный вид музыкального исполнительства.

Основополагающей в развитии дирижёрского искусства являлась Западноевропейская дирижёрская школа. Её важнейшие черты заключались в большом внимании к стилистическим деталям, чёткости в передаче формы, неукоснительном соблюдении всех темповых и ритмических характеристик. Выделим наиболее ярких представителей этой школы.

Густав Малер совмещал композиторскую и дирижёрскую деятельность, обладал огромным опытом работы с оперным репертуаром в том числе – с операми Р. Вагнера, благодаря чему внёс яркую театральность в исполнение как собственных, так и чужих симфонических полотен.

Артур Никиш – выдающийся импровизатор — никогда не навязывал солистам трактовку их сольных партий, что способствовало рождению художественно интересных результатов.

Вильгельм Фуртвенглер предпринял первую попытку проявить себя в качестве дирижёра в 20-летнем возрасте, что стало началом большой дирижёрской карьеры. В дирижерском мире он сразу же занял ведущее положение.

Выдающимися представителями европейской дирижёрской школы были Феликс Вайнгартнер, Бруно Вальтер, Шарль Мюнш, Герман Шерхен и др. С конца XIX века в разных странах Европы складывались свои национальные дирижёрские школы, явившие миру многих выдающихся мастеров.

Благодаря гастрольной деятельности европейских дирижёров достижения европейского дирижирования (включая его различные национальные проявления) начали проникать и на российскую почву. Мощное развитие русской композиторской школы, становление традиций интерпретации западноевропейской классики потребовало формирование собственной дирижёрской школы. В результате Россия активно включилась в процесс формирования национальных дирижёрских школ, которому способствовало развитие педагогических традиций и преемственность поколений выдающихся музыкантов.

Значительную роль в росте интереса к профессии дирижера сыграли деятели петербургской (ленинградской) школы дирижирования. В середине XIX века в музыкальной жизни Петербурга видное место занимали Карл Францевич Альбрехт (1807–1863) и Константин Николаевич Лядов. В 1842 году Карл Альбрехт дирижировал премьерой «Руслана и Людмилы»; на протяжении своей творческой карьеры выступал и на концертной эстраде. Константин Лядов в течение восемнадцати лет в качестве дирижера участвовал в постановках оперных спектаклей. Он в значительной степени способствовал подъёму отечественной исполнительской культуры.

Среди московских дирижёров значительное место занимал капельмейстер Большого театра Иван Иванович Иоганнис. Он выступил в качестве дирижера в московской премьере «Ивана Сусанина»; в программы симфонических концертов постоянно включал фрагменты из опер Михаила Ивановича Глинки, Алексея Николаевича Верстовского, Александра Александровича Алябьева.

Отмеченные музыканты в своей творческой практике стремились воплотить реалистические принципы русского исполнительского искусства, сформулированные Глинкой. Однако настоящий фундамент отечественной дирижерской школы был заложен гениальными музыкантами следующего поколения. В их ряду, прежде всего, необходимо выделить братьев Рубинштейн и Балакирева. Разные в творческом отношении, они дополняли друг друга в данной области. Антон и Николай Рубинштейны заложили основы регулярной концертной жизни в Петербурге и Москве, долгое время руководили концертами Русского музыкального общества. Они представили отечественным слушателям огромное количество классических произведений, значительно подняли профессиональный уровень ведущих столичных оркестров, а в открывшихся русских консерваториях способствовали воспитанию плеяды замечательных оркестрантов. Милий Алексеевич Балакирев в качестве дирижера сыграл огромную роль в пропаганде сочинений композиторов «Могучей кучки», а также творчества зарубежных авторов — Берлиоза, Листа, Шумана, Вагнера. Одной из самых ярких страниц в художественной жизни России того времени стали организованные им концерты Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Имя Балакирева связывают с одним из первых триумфов русского дирижерского искусства за рубежом: в 1866 и 1867 годах в Праге впервые прозвучали оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» под его управлением. Братьев Рубинштейн и Балакирева можно считать первыми выдающимися отечественными дирижёрами; их имена были широко известны не только в России, но и в Европе.

Развитие дирижёрского искусства в России было связано с деятельностью крупнейших русских музыкантов и, прежде всего, композиторов. Пётр Ильич Чайковский и Николай Андреевич Римский-Корсаков превосходно интерпретировали не только свои сочинения, но и произведения своих коллег — русских и зарубежных. Концерты и спектакли под их управлением проходили с огромным успехом как в России, так и за границей.

В период конца XIX – начала XX века на дирижерском поприще значительного успеха добились и другие выдающиеся русские музыканты. На концертной эстраде вслед за Балакиревым и Антоном Рубинштейном, Чайковским и Римским-Корсаковым появились Александр Глазунов, Сергей Танеев, Анатолий Лядов, Антон Аренский, Сергей Рахманинов, Михаил Ипполитов-Иванов. Они принимали участие в концертах Русского музыкального общества, а также и в «Русских симфонических концертах», которые в 1885 году были основаны Митрофаном Петровичем Беляевым — знаменитым музыкальным деятелем.

По примеру Николая Рубинштейна, успешно соединившего пианистическую деятельность с дирижированием, за пульт встали прославленные инструменталисты – пианист Александр Зилоти, скрипач Леопольд Ауэр, виолончелист Карл Давыдов. Так постепенно складывалась отечественная дирижёрская школа, которая, в свою очередь, в значительной степени способствовала подъёму оркестрового исполнительства и росту художественного уровня ведущих музыкальных театров, в чем обнаруживается несомненная заслуга выдающегося дирижёра и композитора Эдуарда Францевича Направника (1839–1916), возглавлявшего на протяжении нескольких десятилетий Мариинский театр в Петербурге. Под его управлением состоялись премьеры лучших опер русских композиторов. Петербургский оркестр стал при нем одним из лучших в мире, что признавали многие зарубежные дирижёры-гастролеры, среди которых — Артур Никиш и Феликс Мотль. Под непосредственным влиянием Направника формировался талант таких дирижёров, как Эдуард Андреевич Крушевский, Карл Антонович Кучера, Феликс Михайлович Блуменфельд, Николай Николаевич Черепнин.

Становление петербургской школы во многом опиралось на опыт русской регентской школы, работы с церковными хорами. Таким путем происходило соединение различных национальных традиций. Во второй половине XIX — начале XX века русские консерватории еще не готовили профессиональных дирижёров; дирижерские классы стали создаваться в них лишь после революции. На первых порах основной груз практической артистической работы взяли на себя мастера старших поколений, начавшие деятельность ещё в дореволюционное время.

Выдающаяся плеяда мастеров дирижёрского искусства рубежа XIX – XX веков получила признание в России и за рубежом. Среди них — Николай Семёнович Голованов, Арий Моисеевич Пазовский, Николай Павлович Аносов, Александр Васильевич Гаук, Лео Морицевич Гинзбург. Они характеризуются как «представители определенной оркестровой школы, отличающейся, в первую очередь, благородством, естественностью и мягкостью оркестрового звучания» [2, 60].

Этот же период отмечен становлением музыкально-педагогических традиций. В данном процессе необходимо отметить значительную роль Николая Андреевича Малько, который в первые годы после революции высказал свое мнение о необходимости профессионализации дирижёрского образования в СССР, после чего были созданы и успешно применены параллельно в Ленинграде и в Киеве специальные программы обучения. Ему же принадлежит первый в отечественной школе опыт теоретического осмысления особенностей мануальной техники. Дирижерский жест, технику дирижирования он описывал как «уникальный язык общения, который выполняет функцию полноценного раскрытия творческой идеи композитора» [4, 219]. Среди талантливых учеников Николая Андреевича Малько выделялся будущий профессор Ленинградской консерватории Илья Александрович Мусин, воспринявший от наставника знания и умения в области симфонического дирижирования.

В тридцатые годы работа советских консерваторий стала приносить свои первые плоды. Результаты её в полной мере проявились во время Всесоюзного конкурса дирижёров, состоявшегося в Москве в 1938 году. Число его участников, представлявших различные города и республики СССР, свидетельствовало о мощном притоке новых талантов в советское дирижёрское искусство. Лауреаты и дипломанты конкурса — Евгений Мравинский, Александр Мелик-Пашаев, Натан Рахлин, Константин Иванов, Марк Паверман, Кирилл Кондрашин, Карл Элиасберг и др. – вскоре заняли ведущее место в исполнительском искусстве.

Систематические конкурсы, последовавшие в 1966, 1971, 1976, 1983 годах, выдвинули целый ряд талантливой молодёжи и стали важными вехами в развитии отечественного дирижирования. В целом, на протяжении ХХ столетия позиции ленинградской дирижёрской школы укреплялись, что способствовало завоеванию большого авторитета во всём мире. Её представители получали различные награды на престижных международных конкурсах, успешно руководили ведущими оркестровыми коллективами, стали признанными авторами учебных методик.

Новый этап в расцвете советского дирижерского искусства соответствует послевоенным десятилетиям. Этот период ознаменован триумфальным выходом отечественных дирижёров на международную арену. Многочисленные гастроли по всему миру Евгения Мравинского, Константина Иванова, Кирилла Кондрашина, Бориса Хайкина, Евгения Светланова, Константина Симеонова, Геннадия Рождественского, Арвида Янсонса, Олиссея Димитриади и других мастеров симфонического искусства вызвали восторженные оценки специалистов в данной области. Лучшие советские дирижёры демонстрировали такие качества, как чувство ответственности перед страной и народом за своё искусство.

Во второй половине XX столетия процесс активной подготовки новых кадров в дирижёрской профессии продолжился. На обучение высокопрофессиональных молодых специалистов была направлена работа выдающихся педагогов. Благодаря их активной работе сформировалось новое поколение дирижёров, чья деятельность отмечена высокими художественными достижениями. Среди них – Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев и др.

В настоящее время достижения советской (российской) школы дирижирования широко известны по всему миру. Благодаря своим лучшим представителям она вышла на передовые рубежи современного исполнительского искусства.

Список литературы

1. Буянова Н. Б. Историко-теоретические аспекты дирижёрского искусства // Культурная жизнь Юга России. 2010. №1. С. 19–23.

2. Гинзбург Л. М. Избранное. Дирижёры и оркестры: вопросы теории в практике дирижирования. М.: Сов. Композитор. 1981. 304 с.

3. Кондрашин К. П. О дирижёрском искусстве. Л.: М.: 1970. 152 с.

4. Малько Н. А. Основы техники дирижирования. М.: Музыка. 1965. 252 с.

5. Мусин И. А. Техника дирижирования. Л.: Музыка. 1967. 352 с.

6. Савадерова А. В. История развития дирижирования как вида музыкального исполнительства // Символ науки. 2015. №7. С. 163–167.

7. Смирнов Б. Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен. Челябинск. 2004. 330 с.

Просмотров работы: 259