Специальности в гендерном аспекте - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Специальности в гендерном аспекте

Царева А.Р. 1, Полвонназирова Шахназабону 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Не женское это дело! - вот что слышат миллионы молодых девушек каждый день, обучаясь на «мужских» специальностях. Это пережитки старых времен патриархата и домостроя, где для женщины уже был предопределен круг ее обязанностей- следить за детьми и делать работу по дому. Но в настоящее время все больше молодых и уверенных в себе девушек, выбирающих технические специальности, расширяют представление людей о типичных устоях общества, доказывая миру, что женский пол – не «слабый».

Исторически женщина не была так же полноправна и свободна, как и мужчины, ей пришлось пройти долгий тернистый путь, чтобы уравнять оба пола. С зарождением идей равноправия в обществе появлялись феминистские движения, которые помогают девушкам и до сих пор, ведь предрассудки в головах людей искоренены не полностью. Феминизм - это поддержка и опора для всех женщин мира в преодолении экономических, социальных и политических границ, в преодолении сексизма на разных уровнях. Как радужно бы не звучало определение этого движения, быть феминисткой и отстаивать свои права, особенно в России, не всегда легко и приятно, ведь зачастую у людей складывается неверное мнение на этот счет. Многие не воспринимают проблемы гендерного разделения всерьез, а обиженные мужчины, в профессии которых с каждым годом врывается все больше девушек, и вовсе насмехаются над ними, говоря: «дело женщины- борщи варить!».

Существует масса стереотипов, связанных с довольно малым количеством девушек, поступающих на технические специальности и специальности, требующие большой физической силы. С детства девочкам прививают суждения о том, что женщины менее способны к математике, что женщины- хрупкий, слабый пол, что главная цель в жизни- удачно выйти замуж. Но, не смотря на эти стереотипы, сейчас девушка- это творец собственной жизни, который может позволить себе построить блестящую карьеру, не находясь за широким, сильным плечом мужчины.

Но, несмотря на это, девушки на необычных для них специальностях могут встретиться с одним из видов угнетения со стороны сверстников – буллингом. С такой проблемой сталкиваются многие студенты и школьники, и сейчас мы расскажем Вам, что же такое буллинг и как с ним справляться.

В современном мире одной из самых распространенных форм развития конфликта в студенческих группах является буллинг. Понятие буллинг как негативное социально-психологическое явление считается достаточно новым.

Данный термин берет свое начало с 1905 года, когда появились первые публикации, связанные с данной проблемой. Одним из первых исследователей данной проблемы считается Д. Олвеус. По его мнению, буллинг представляет собой «особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально». Число молодых людей, подвергающихся буллингу каждый день стремительно растет.

Выделяются основные формы проявления буллинга:

‒ Психологическая (насмешки, обзывания, клички, придирки, угрозы);

‒ Информационная (дезинформация, сплетни, доносительство — клевета, бойкот);

‒ Материальная (порча личных вещей, мелкие кражи, вымогательство, причинение вреда здоровью);

‒ Интерактивная (кибербуллинг).

В буллинге, как и в любом другом агрессивном поведение по отношению к другому человеку, выделяются различные роли его участников в зависимости от их функций и поведения – жертва, инициатор, зрители, наблюдатели.

Жертвами буллинга становятся члены группы, которые не просто не умеют за себя постоять, но и которые не могут показать уверенность в себе, в своем мнение или точке зрения и отстоять её.

Инициаторами или агрессорами чаще всего становятся члены студенческой группы, стремящиеся к власти и самоутверждению среди других студентов.

Самой худшей позицией является позиция зрителя и наблюдателя. Члены группы, относящиеся к данной категории не участвуют в конфликте. Они лишь являются сторонними наблюдателями всего происходящего. Такие участники часто испытывают страх, беспомощность, а иногда и чувство вины за то, что они не присоединились к буллингу.

Основная проблема буллинга кроется прежде всего в этических и психологических нормах поведения людей. К основным причинам буллинга можно отнести: психические травмы агрессора, что проявляется в самоутверждение через насилие, зависть к жертве, получение удовольствия от насилия, отсутствие занятости, интолерантность к национальным конфессиональным культурнообразным особенностям. В таком случае, человек, проявляющий такое поведение зачастую старается скрыть свою неудовлетворенность и несостоятельность путем проявления агрессии, направленной на другого человека.

Каждый год количество случаев, связанных с травлей студентов в высших учебных заведениях становится все более распространенным явлением.

Таким образом, буллинг в студенческой среде имеет свои особенности, что отражается в поведении, особенностях выстраивания межличностных отношений на факультетах. Изучение форм психологического давления позволит выявить условия и факторы возникновения буллинга, оптимизировать процесс обучения в высшей школе, организовать психолого-педагогическое сопровождение в школе, подготовить студентов-будущих учителей к предупреждению ситуаций, провоцирующих психологическое давление.

Как противостоять травле в университете? Советы психологов

1. Осознать проблему

"Самое главное - признаться в том, что сверстники регулярно насмехаются и издеваются над вами" - говорит психолог Татьяна Ильина. Многие ребята годами терпят обиды и унижения, считая свое положение в социальной группе нормальным.

Специалист подчеркивает, что "признаться в собственной слабости и подчиненном положении невероятно трудно, но именно это служит первым шагом на пути к решению проблемы. Нельзя прекратить травлю, если постоянно сглаживать углы и считать агрессоров друзьями. Нужно твердо понять, что обидчики хотят одного - унизить жертву ради компенсации собственных комплексов".

2. Поделиться с близким человеком

Второй важный и не менее трудный шаг - рассказать о своей проблеме близкому человеку. Это могут быть родители, браться и сестры, одногруппники или друзья детства. Кандидат психологических наук Шишкова Наталья советует не открываться всем подряд, а поделиться только с близкими по духу людьми.

"Разговоры на тему личных отношений избавляют от чувства одиночества и изоляции, что помогает лучше переносить травлю. К тому же, собеседник может дать дельный совет, посочувствовать, а иногда и непосредственно помочь в решении проблемы." Студенты, в отличие от школьников, осознанно рассказывают о своей боли и получают хороший отклик в ответ.

3. Дать отпор

Олег Аксенов, молодой преподаватель из Казани, считает, что избавиться от насмешек в университете можно только самому. "В 19-20 лет обращаться за помощью к родителям - стыдно. Студенты - взрослые люди, и они могут разрешить все конфликты самостоятельно.

Опыт показывает, что даже самый отъявленный хулиган перестает видеть жертву в человеке, который уверенно дает отпор. Причем не обязательно применять силу или ругаться: достаточно жестко пошутить в ответ, продемонстрировать интеллект, твердо отстоять свою позицию".

4. Уйти от проблемы

Большая часть жертв травли не обладают сильной волей, стальным характером и огромными мышцами. В некоторых случаях оптимальным решением проблемы будет смена университета, района, города. Не стоит думать, что другой коллектив будет настроен столь же враждебно. Как правило, агрессором выступает один человек, который подстегивает и мотивирует других на травлю.

Мы пообщались с несколькими девушками, обучающимися на технических специальностях и выявили еще одно нередкое явление в учебных заведениях- сексистские высказывания преподавателей. Часто неравное отношение к своим подопечным становится причиной их плохой успеваемости и нездорового отношения к себе, неуверенности в своих действиях. Важно, чтобы этичное отношение друг к другу было и со стороны учеников, и со стороны преподавателей, ведь колледж/университет- это важные жизненные ступени, где человек получает не только знания, но и становится личностью.

Таким образом, буллинг в студенческой среде имеет свои особенности, что отражается в поведении, особенностях выстраивания межличностных отношений на факультетах. Изучение форм психологического давления позволит выявить условия и факторы возникновения буллинга, оптимизировать процесс обучения в высшей школе, организовать психолого-педагогическое сопровождение в школе, подготовить студентов-будущих учителей к предупреждению ситуаций, провоцирующих психологическое давление.

Литература

Бобровникова Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 759-761. — URL https://moluch.ru/archive/116/31371/ (дата обращения: 24.01.2020).

Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009. — № 105. — С. 159–165

Маланцева О. “Буллинг” в школе. Что мы можем сделать?/О. Мальцева// Социальная педагогика.-2007.-№4-С.90-92.

Wonderzine. Интернет-сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях. «Для девочки — неплохо»: Как чувствуют себя студентки «мужских» факультетов. https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/227220-cyber-girls

Просмотров работы: 18