ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Лукьянов И.Д. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная точка зрения. Французский политолог Жан Блондель утверждал, что этот феномен возник еще при появлении первых объединений людей. По нынешний день наличие лидера в группе людей считается стандартной моделью, поэтому в актуальности сомневаться не приходится.

Перенесемся в студенческую среду и рассмотрим значение лидера и его необходимость. Последнее является очень показательным: в каждой ученической группе есть назначенный «руководитель» - староста; чаще всего это формальный лидер, но, как правило, к базовому определению лидера его отнести нельзя. Безусловно, бывает и так, что роль старосты и лидера в себе совмещает один и тот же человек, но это происходит куда реже. Поэтому перейдем к более традиционному типу в студенческой среде - неформальный лидер. Это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но благодаря определенным качествам личности в сочетании с жизненным опытом и поведением занимает особое положение и имеет на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. Говоря про необходимость лидера, можно подчеркнуть, что на данном этапе развития общества и в современной модели малой социальной группы лидер появляется органично, то есть естественно, а значит общество еще нуждается в нем, ведь, как известно, все «бесполезные» элементы нашей жизни со временем «стираются». На протяжении уже длительного периода времени наше государство делает значительный упор на поиск лидеров с большой буквы, которых потом можно задействовать в своих интересах. Таким образом, мы имеем государственные проекты: конкурс лидеров и руководителей молодежных объединений «Лидер XXI века», «Лидеры России» и многие другие конкурсы, посвященные лидерам в различных отраслях. В данном примере мы видим, как государство переводит лидеров в разряд управленцев, то есть руководителей. Целесообразно ли это? Судить не нам. Но стоит упомянуть, что на такое большое количество людей – студенческую группу, скорее всего будет несколько лидеров, выполняющих разные функции. Столяренко Л. Д. выделяет: сенсорно-воспринимающего лидера – принимает здравые решения в экстренных ситуациях и следит за течением жизни «по плану»; сенсорно-решающий – оставляет за собой последнее слово и контролирует четкость процесса; интуитивно-логический лидер – отвечает за творческие процессы группы и выполняет функцию долгосрочного планирования; интуитивно-эмоциональный – ориентир личностного роста для других студентов в группе и главный оптимист.

Но на сегодняшний день мы можем наблюдать новые веяния в организации групповой работы. В борьбу с типичной иерархией и уже закоренелыми устоями приходит так называемая самоорганизация или синергия. Козлов Н.И. считает, что самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходить легко и естественно, само собой. Таким образом, мы разрушаем привычные границы зависимости одного яруса от другого и уравниваем всех. Перенося это на модель группы и университета, мы получаем полную свободу и независимость студентов. По новой стратегии коллектив больше не нуждается в руководителях и лидерах, потому что каждый человек, находящийся на своем месте знает, что ему нужно сделать и добросовестно выполняет свою функцию. Ничего не напоминает? На мой взгляд, данный стиль организации своими идеями восходит к коммунизму или даже анархизму. Как раз, отрицание руководителей и принудительного управления. Не думаю, что это и дальше получит широкую поддержку, потому что сейчас многие кампании-гиганты практикуют синергетическую организацию, но если это противоречит человеческой природе (с древних веков есть вожак, а остальные подчиняются), то, возможно, такое течение скоро «отомрет» за неактуальностью. В защиту можно рассмотреть такую форму студенческой организации, как студенческий совет. По сути, речь идет об инициативной группе, которая работает на благо факультета или университета, где формат их работы приближен по модели к синергии, но здесь все портит только наше вечное желание отдавать дань предкам, ведь даже у студенческого совета есть председатель, который по сути своей похож на старосту, ну и по аналогии – лидер, который оставляет за собой все ту же форму поведения. Вот так вот наша «природа» разрушает модернистские предложения организации групповой работы.

Подводя итог, можно подметить, что лидерство, как в студенческой среде, так и в целом обществе – это доисторический феномен, берущий начало у наших далеких предков, поэтому, как было упомянуто выше, с большим трудом поддается модификации, но, с точки зрения развития общества, жажда изменения устоявшихся условий организации структуры – это уже хороший страт. Если делать прогноз, то, на мой взгляд, такая модель будет использоваться ближайшие столетия и не претерпит серьезных изменений, ведь она уже обточена многими веками, а значит уже прошла своего рода естественный отбор. Получается, что данная тенденция сохранится и в нашей обыденной жизни и в организации студенческого управления.

Список литературы:

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону, 1997. С. 196.

Козлов, Н.И.    Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день: изд. 3-е. – Москва: Новая школа, 1996. - 320 с.

Просмотров работы: 7