Формирование толерантности у школьников и студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование толерантности у школьников и студентов

Сухарева Е.А. 1, Глебов П.К. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Толерантность – это терпимость к людям, отличающимся от вас способностями, национальностью, ориентацией, цветом кожи и другими признаками.

Проектирование безопасной психологической обстановки среди учеников и студентов является неотъемлемой обязанностью педагога. Для этого ему необходимы знания индикаторов безопасной учебной среды, маркеров, предупреждающих о возможном насилии, потенциальных конфликтах и о наличии «жертвы».

В России тема толерантности к школьникам и студентам с проблемами физического и психического здоровья, разных культур и конфессий стоит особенно остро. Люди не готовы принимать тех, кто отличается от них.

Именно тут, мы бы и хотели сделать первую остановку. Одной из главных проблем педагогического процесса является как раз то, что преподаватели и их ученики воспринимают представителей меньшинств как «белых ворон». Всем знакома эта картина: начиная с детства и заканчивая старостью, мы сталкиваемся с так называемым «буллингом» (Буллинг(или травля) – это агрессивное поведение в сторону индивида или группы индивидов по тем или иным причинам(иногда без причины)) в сторону тех, кто хоть немного отличается от всеобще принятых стандартов. У тебя веснушки? – споем смешную песенку про рыжего с лопатой; слишком высокий? – обзовем дядей степой; может есть лишний вес? – пошутим про то, как тяжело ему пройти в проход! Знакомые ситуации, неправда ли? Неужели можно сказать, что та девочка с веснушками стала хуже только из-за своих веснушек? Неужели, если человек высокий-он ужасный? Или же вы хотите сказать, что мужчина с лишним весом как-то пагубно отражается на вашей жизни? Конечно нет, мы не считаем их девиантами, людьми разрушившими систему, они-такие же как мы, просто со своими «изюминками». Так почему же тогда эта проблема остается актуальной? Психически наш мозг воспринимает что-то непривычное, непринятое за норму, как потенциально опасное, но мы не животные, и, к счастью, обладаем способностью к рассуждению и размышлению. Поэтому даже если с самого детства нам внушали определенные стандарты и нормы, не значит, что это аксиома. Запомните, это такие же люди как вы! Быть толерантным значит быть умным!

После того, как мы рассмотрели этот вопрос, перейдем к следующему: жизнь представителей меньшинств в реалиях учебных заведений.

Тяжелее всего приходится подросткам, которые осознают свою непохожесть на других учеников, но не понимают как с этим жить. Одно дело – внутренний конфликт, другое – реакция социума. Как раз здесь в силу вступает компетентность преподавателя в образовательной среде. (3) Учитель в инклюзивном образовательном пространстве выступает как фасилитатор, помогающий обеспечить позитивное самочувствие школьника независимо от его социальных, национальных, конфессиональных особенностей, с учетом состояния его физического и психического здоровья. Снижение дидактических, социально-педагогических, организационных рисков; повышение степени взаимного доверия; гуманизация взаимодействия всех субъектов образования- все это главная обязанность преподавателя перед своими учениками. (4) Психологическое насилие нередко объясняется профессиональной безграмотностью учителя, проблемами со здоровьем, наличием личностных деформаций. Возрастает также реальная и потенциальная конфликтогенность образовательной среды, что обусловлено рядом факторов: ухудшение состояния физического и психического здоровья всех субъектов учебного процесса; феминизация и общее старение учительства как социально-профессиональной группы; увеличение численности учеников в классе; рост гетерогенности среды; ликвидация психологической службы в школах. Негативной тенденцией в условиях перемен, происходящих в образовании, является повышение уровня тревожности, неуверенности, как у педагогов, так и у учеников. Тревожный учитель передает школьникам свои страхи, транслирует наименее продуктивные модели взаимодействия, насаждает в сознании учащихся негативные стигмы в отношении детей разных национальностей, конфессий, состояния здоровья.

Это факт, что учеников к сожалению, оскорбляют, избивают их же одноклассники, даже порой учителя в процессе их обучения. Как чувствуют себя еще не адаптировавшиеся ребята в коллективе, зная, что они другие? Здесь приходится или проживать свою жизнь, пряча голову в песок и тихо сидеть дома, выбирать другие учебные заведения или брать на себя все риски и открыто проявлять свою позицию. Давайте же посмотрим, как в идеале должна бы обстоять картина становления нашего общества немного лучше и безопаснее для меньшинств в учебных заведениях, ведь «Формирование толерантности будущих учителей» позволит подчеркнуть, что жертвами школьного насилия чаще являются дети с особыми образовательными потребностями, дети других культур, конфессий, ориентации.

(4) Мы рассматриваем педагогическую толерантность как особый вид толерантности, проявляющийся в готовности учителя принимать социальные, личностные, ценностные, национальные, конфессиональные различия субъектов образовательного процесса как равноправные. Толерантность особенно важна в условиях гетерогенного пространства класса в целях предупреждения школьного насилия. На наш взгляд, превентивный аспект деятельности учителя должен рассматриваться в качестве системообразующего компонента его подготовки. Успех превентивной деятельности предполагает интеграцию и соотнесение психолого-педагогических, методических, предметных знаний. Важно, чтобы будущие учителя убедились: превентивная деятельность ориентирована на работу не только с проблемными детьми, каждый ребенок нуждается в грамотной профилактике и поддержке. (3) Для развития превентивной позиции бакалавра важна также координация различных учебных дисциплин: «Конфликтология», «Психологические основы делового общения», «Психология», «Педагогика», «Охрана труда в образовательном учреждении», «Право в сфере образования» и другие. Превентивная деятельность бакалавра предполагает его готовность к саморегуляции. Прививая эти знания и навыки своим ученикам, учитель создает «толерантное общество» в своем классе, что помогает ученикам с особенностями чувствовать себя неотличными от других.

Важно отметить, что овладеть навыком преподавания с превентивной точки зрения необходимо не только преподавателям, но и студентам педагогических вузов, ведь им тоже предстоит в будущем такая же практика со своими учениками.

Третий вопрос: родители и их дети.

Роль родителей в адаптации ребенка с особенностями в образовательной среде очень важна. Именно родители должны стать той поддержкой, тем стимулом двигаться дальше, если учебное заведение не имеет должной обстановки или она недостаточно хорошо организована, чтобы представитель меньшинства чувствовал себя комфортно. Нельзя отрицать, что родителям особенно тяжело принимать тот факт, что их ребенок отличается от других, но это их первостепенная задача – принять ребенка и показать, что его любят и ценят независимо от его характеристик. К сожалению, в наше время существует достаточно много факторов, которые не позволяют полноценно выстроить доверительные отношения в семье. Известно, что с этим сталкивались практически все в подростковом возрасте, даже совершенно обычные дети. «Иным» же приходится особенно тяжело, как и тем, кто их воспитывает, но это не значит, что так будет всегда. Это обязанность каждого родителя – стать примером терпимости к остальным на примере терпимости к собственному дитя.

(3) Таким образом, целенаправленное преобразование процесса изучения психолого-педагогических дисциплин способствует адресному развитию превентивной направленности личности будущего учителя, и личному комфорту их учеников.

Литература:

Федотенко И.Л., Туревская Е.И., Югфельд И.А. Подготовка будущих бакалавров физической культуры к превентивной профессионально-педагогической деятельности // Научно–теоретический журнал «Теория и практика физической культуры и сорта», Сиреневый бульвар, 4.. 2015. С 57-61.

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды Учебное пособие, М.Экон—Информ,2009

Формирование превентивной позиции у будущих учителей физической культуры в процессе психологической подготовки: Федотенко И.Л., ТГПУ им.Л.Н.Толстого, Анжелина Янева, Департамент спорта Софийского университета Св.Кл.Охридского,София,Болгария

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ; Федотенко И.Л., ТГПУ им.Л.Н.Толстого

Просмотров работы: 4