СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Климова О.А. 1
1 УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении всей своей жизни человек, так или иначе, связан с семьей. В семье он появляется на свет, говорит первое слово, узнает что-то новое, испытывает радости и огорчения, а уходя из нее в большой мир, стремится к созданию новых семейных отношений. Семья – это слияние всех ее участников в единое целое, основанное на понимании, доверии, любви. Роль семьи на протяжении всего периода времени достаточно велика, так как именно в ней происходит развитие потенциала человека и его адаптация к окружающему миру. Семья для всех ее членов является пространством, в котором протекает значительная часть жизни каждого из них.

На территории Ульяновской области проблема девиантного поведения детей из неблагополучных семей не менее актуальна, чем в других регионах страны. По данным ульяновской области межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних на сегодняшний день насчитывается 1,1 % семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает 2839 детей. Еще одной из важнейших проблем современности является социальное сиротство, и основной причиной этого опять же являются неблагополучные семьи. Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения по каким-либо причинам, в том числе дети, чьи родители были лишены родительских прав, либо отказались от своих детей [11]. По-другому говоря, это сироты при живых родителях.

Статистические данные по Российской Федерации, говорят о том, что общее число вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета уже учтенных в 2019 г. составило 68770 чел., в 2020 г. – 61621 чел., в 2015 г. – 58168 чел. Происходит снижение количества вновь выявленных за представленные отчетные годы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Большое значение для решения проблемы сиротства играет использование различных форм семейного устройства (опека, попечительство, усыновление, приемная семья, патронатное воспитание). В 2007 г. общее количество устроенных детей в Российской Федерации составило – 124750 чел., в 2008 г. – 110494, в 2009 г. – 90639, в 2010 г. – 75844, в 2011 г. – 67520, в 2012 г. – 61428, в 2013 г. – 62973, в 2014 г. – 64010, и в 2015 г. – 59355 чел.

Отношения в семье формируют у ребенка соответствующие черты характера и личностные качества. Характер взаимодействия родителей между собой и с другими членами семьи является важным фактором, влияющим на будущее детей. Доктор педагогических наук Б.Т. Лихачёв, уделявший особое внимание проблемам воспитания молодежи, писал, что семья – это социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Все это основная питательная и воспитательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе. Ребенок вырастает человеком и гражданином, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой в обществе [1].

Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — важная задача семьи. Она выполняется, когда ребенок воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должное внимание своим детям. Если внутрисемейная обстановка сопровождается  драками, ссорами, конфликтами и ложью, то это является источником нервных потрясений, дезадаптации ребенка и в дальнейшем не лучшим образом отражается на его судьбе.

На сегодняшний день проблема неблагополучных семей является достаточно актуальной. Причины появления данного феномена разнообразны, и какими бы они не были, основная проблема заключается в том, что это явление отрицательно воздействует на состоянии общества в целом. В неблагополучных семьях дети посвящены сами себе, что порождает массу проблем в их поведении, развитии, образе жизни; приводит к нарушению ценностных ориентаций; ведет к психической травматизации, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности [2].

Изучению такой проблемы как неблагополучные семьи посвящены труды известных исследователей. В.М. Целуйко [3], А.Я. Варга [4], М.И. Буянов [5], И.Ф. Дементьева [6] и другие в своих трудах рассматривали взаимоотношения между родителями и детьми, проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных [7]. М.И. Буянов, отмечает, что «дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» [8]. В свою очередь именно в неблагоприятных условиях семьи зарождаются предпосылки социального сиротства и девиантного поведения детей. И эта проблема представляет практический и научный интерес.

На сегодняшний день семейное неблагополучие является значительно распространенным явлением. Именно в таких семьях ребенок занимает последнее место в жизни родителей, вследствие чего подвержен девиантному поведению, а именно поведению, отклоняющемуся от общепринятых норм. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” неблагополучная семья – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [9].

Наиболее распространенными из неблагополучных являются те семьи, в которых один или оба родителя зависимы от употребления спиртных и наркотических веществ. Человек, который подвержен такой пагубной привычке, вовлекает, как правило, в это всех членов своей семьи. И дети берут пример со своих родителей, начинают им уподобляться. Ребенку свойственна такая манера поведения, как подражание. Образ жизни родителей оказывает на него достаточно серьезное воздействие, и попадая в какие-либо трудные жизненные ситуации, ребенок использует опыт, полученный им в семье.

Воздействие негативных условий жизни на детей в семьях достаточно длительное время вызывает психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей развиваются отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им свойственно  нарушение социализации: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, склонность к воровству, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, пренебрежение нормами морали и нравственности, принятыми в обществе, бездуховность, отсутствие интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

К показателям негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка можно отнести следующие:

1. Нарушение поведения: бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. Нарушение развития детей: уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, тревожность, болезни, недоедание.

3. Нарушение общения: конфликтность и агрессивность в отношениях с учителями и сверстниками, аутизм, частое употребление ненормативной лексики, суетливость и гиперактивность, ослабление социальных связей с родственниками, контакты с криминогенными группировками [2].

Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными пропусками уроков на фоне бесконтрольности со стороны родителей. В результате несоблюдения норм здорового образа жизни развиваются различного рода заболевания. Конфликтные формы поведения подростков не что иное, как проекция семейных ссор, злости и жестокости. Неспособность к самоопределению и самореализации происходит по вине родителей, которые не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной ими профессии. В итоге в дисфункциональной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отставший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социальных взаимодействий (обучаться, трудиться). Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают огромные трудности при появлении собственных семей, которые также строят отношения по образу и подобию отчего дома.

Сотрудниками органов опеки и попечительства города Ульяновка совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также совместно с представителями соцзащиты регулярно проводятся специальные межведомственные рейды с целью выявления и предупреждения неблагополучия в семьях, а также с целью материальной и моральной помощи членам таких семей. Данные рейды совершаются раз в неделю по заранее запланированным адресам в каждом из районов города. Это прежде всего семьи, которые уже состоят на специализированном учете и нуждаются в постоянном контроле и помощи извне, либо неблагополучные семьи, о которых раньше не было известно, но благодаря бдительности и не безразличию простых граждан стало известно органам опеки и попечительства. Специалистами осуществляется проверка условий жизни и воспитания несовершеннолетних, проводятся профилактические беседы на темы, касающиеся правильного воспитания детей, здорового образа жизни, вреда злоупотребления алкоголя и наркотических веществ и другие не менее важные темы. Проверяется наличие всего необходимого для жизни у детей.

Также осуществляется гуманитарная помощь таким семьям в виде элементов одежды для детей, продуктов питания, или контактов каких-либо организаций, куда семья сможет впоследствии обратиться и получить адресную социальную помощь, необходимую им. Вновь выявленные неблагополучные семьи ставятся на учет для дальнейшего тесного взаимодействия с ними с целью оказания им помощи или впоследствии изъятия детей из семьи, если родители не идут на встречу представителям государственной власти и продолжают вести аморальный образ жизни, который явно вредит детям, проживающим в таких семья.

Самая защищенная среда для развития и воспитания ребенка – это его биологическая семья, ребенку необходимо, чтобы рядом с ним всегда находились родные и близкие ему люди, поэтому сотрудники органов опеки и попечительства, а также инспекторы по делам несовершеннолетних и защите их прав прилагают всевозможные усилия, чтобы оставить ребенка в родной семье. Но это происходит только в том случае если родители из таких семей идут на контакт со специалистами, готовы меняться в лучшую сторону, отказаться от вредных привычек, а иногда даже и пройти лечение от зависимости в специализированных учреждениях и вообще готовы на все, чтобы их дети остались с ними, при таких условиях детей непременно оставляют в семьях, оказывая им всевозможную социальную поддержку.

В случае, когда родители отказываются идти на контакт, продолжают вести аморальный образ жизни, не выполняют свои прямые родительские обязанности и сотрудники органов опеки считают, что находится в таких условиях детям опасно для здоровья и жизни, детей могут изъять из семьи с дальнейшим лишением родительских прав недобросовестных мам и пап, и передачей детей в специализированные государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из наиболее важных причин социального сиротства является – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью огромного числа семей, распространением алкогольной и наркотической зависимости, асоциального образа жизни.

Методы работы с неблагополучными семьями:

Недостаточная информированность родителей о методах воспитании. Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

• Жестокое обращение с ребёнком.

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

• Семья алкоголиков (оба родителя).

Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей- подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.). Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д. Консультация ребёнка в психолого- медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости), школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы.

• Семья в состоянии развода или после развода.

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

• Неполная семья.

Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию.

• Отчуждённость родителей из-за занятости.

Сопровождение ребёнка социальным педагогом. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др. Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания. Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в УДО.

• Полная семья, один из родителей пьёт.

Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения

• Неполная семья, родитель алкоголик

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

• Одинокая мать-алкоголичка или отец.

Наблюдения и консультации школьного психолога. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.

• Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически- несостоятельные.

Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь учителей ребёнку в учебе. Консультация психиатра. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.). Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра. Особое внимание обращается на деятельность психолога по данной проблеме.

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями». Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа.

Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:

— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;

— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;

— в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем. В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

— диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

— отбор и применение методических средств;

— анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:

• презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);

• индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);

• доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей обучающихся;

• уважение норм и ценностей семьи;

• ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;

• адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов учебного учреждения.

В деятельности ОУ определяются следующие этапы в работе с семьей:

1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).

4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).

2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).

3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).

4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).

5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами). 4

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов детской деятельности).

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.

При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:

- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность;

- как дети выполняют эти обязанности;

- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;

- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;

- интерес ребенка к отдельным видам труда.

Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает социальный педагог, должны быть конкретными. Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты. выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим родителям, с тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется, появляются его новые характеристики. Возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. И как вследствие изменяется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, растёт беспризорность детей и подростков.

Решением проблемы неблагополучных семей занимается множество социальных организаций по всей стране. Постоянно ведётся работа с такими семьями для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из трудной жизненной ситуации.

Список литературы

Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт-издат, 2003.-156с.

Социальная сеть работников образования. Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/02/05/psikhologicheskaya-kharakteristika-detey-ispytyvayushchikh

Целуйко В.М. Психология неблагополучных семей: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.

Варга А.Я. Системная психотерапия супружеских пар. – М.: Когито-Центр, 2012. – 210 с.

Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984. – 198 с.

Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи//Социологическое исследование. 2008. – 267 с.

Кулясова Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 804-806.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988.- 345 с.

Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] / Гарант – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/1/#friends#ixzz4QnmdHVV2

Словарь-справочник по социальной работе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://social_work.academic.ru/

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ / Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.usynovite.ru/

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/

Просмотров работы: 336