Проблема суицида в студенческой среде: причины, диагностика, профилактика - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблема суицида в студенческой среде: причины, диагностика, профилактика

Афонченко А.М. 1, Нестеренко Д.В. 1
1ТГПУ им. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В сентябре 2019 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала свой глобальный доклад со статистикой о случаях самоубийств в мире [1]. Россия заняла третье место по среднегодовому показателю 27 случаев на 100 тысяч человек. Другими словами примерно каждые 12 минут в нашей стране кто-то пытается покончить с жизнью. Наиболее широко распространено самоубийство как причина смерти среди пожилых людей и молодёжи. Первые зачастую не получают достаточно внимания от детей и внуков, начинают чувствовать себя бесполезными, а потому решают, что легче уйти из жизни своими силами, чем в одиночестве ожидать естественной смерти. А что двигает на такой отчаянный шаг молодых людей, у которых впереди долгие годы? В данной работе мы хотим разобраться в данной проблеме на примере наиболее зрелой и эмоционально устойчивой молодёжной группы – студенчества.

Цель работы: комплексно изучить проблему суицида в студенческой среде и сформулировать методы её профилактики.

Начнём наши рассуждения с изучения теоретико-методологических аспектов исследования.

Самоуби́йство, суици́д (от лат. sui caedere «убивать себя») — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное [2].Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек начал давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины двадцатого века. Данное явление присутствовало, так или иначе, во всех культурах и, как правило, считалось чем-то плохим, в том числе и небогоугодным.

Социолог Эмиль Дюркгейм выделяет 4 главные категории самоубийств [3]:
1. Эгоистическое самоубийство. Оно скрывается в первую очередь в отчужденности. Люди, склонные к эгоистическому самоубийству,  имеют слабую связь с окружающим миром, а так же они практически не привязываются к людям, они склонны к одиночеству.
2. Альтруистическое самоубийство. Напротив,  совершается тогда, когда у человека есть тесная связь с другими людьми, коллективом и он готов пойти ради него на всё, например: летчики-камикадзе времен Второй мировой войны или наши современники, совершившие самосожжение, чтобы привлечь внимание к какой либо проблеме.

3. Аномическое самоубийство. Такое самоубийство совершается, когда человек оказывается не в состоянии рационально справиться с трудностями и видит выход в уходе из жизни. Это часто происходит, когда внезапно и шокирующее меняются отношения человека с обществом. Например у успевающего ученика случается ряд срывов по одном из предметов, а учитель вместо поддержки, применяет карательные санкции.
4. Фаталистическое самоубийство. Как правило, вызывается чрезмерно строгим контролем над личностью, её свободой.  Жертва просто не видит перед собой будущего. Почва для такого самоубийства готовиться долго, оказываемое извне воздействие имеет систематический характер.

Итак, с первой частью предмета исследования всё ясно. Перейдём ко второй.

Разберём, что же такое «студенчество». Это более узкий термин, входящий в понятие «молодёжь», наиболее удачное определение которому, на наш взгляд, дал российский социолог Игорь Семенович Кон: «Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». К студенчеству же причисляют тем представителей молодёжи, которые обучаются в высших учебных заведениях. Говорить об особенностях студенчества можно с разных точек зрения. Так, можно подойти к студенту как к индивиду определённого возраста, то «студенческий возраст характеризуется достижением наивысших «пиковых результатов», базирующихся на практически всех процессах биологического, психологического и социального развития»[4]. Если же рассматривать студента как личность, то это период наиболее активного развития нравственных качеств и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. К 18-25 годам все эти качества достигают или же максимально близко подбираются к характеристикам взрослой и самостоятельной личности. Иными словами – студент человек с практически сформированным мировоззрением, зрелый в умственном и нравственном отношении, физически находящийся на пике своей формы. Так что же может толкнуть такого человека на самоубийство?

Связь выраженности суицидального поведения в студенческой среде с личностными, семейными и прочими межличностными факторами была обнаружена в цикле работ сотрудников кафедры клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ.

Проведя большой социологический опрос студентов сотрудники ФГБОУ ВО МГППУ также выяснили, что 15,5% опрошенных студентов посещают мысли о суициде в активной или пассивной форме [5]. Студенты этой группы показали высокий уровень продолжительного повседневного стресса (академический стресс и интерперсональный стресс). Для них оказались характерны следующие стратегии совладания со стрессом:

Психическое избегание, отрицание, поведенческое избегание;

Использование инструментальной социальной поддержки, использование эмоциональной социальной поддержки. Данные копинг-стратегии нельзя назвать однозначно дезадаптивными, однако дают возможность предположить наличие склонности к зависимому поведению.

Кроме того, испытуемые данной группы показали высокий уровень социальной тревожности. Исследование показало, что во многих семьях опрошенных данной группы имеет место психическая травматизация в виде стрессогенных событий (злоупотребление алкоголем, физическое насилие, драки, тяжелые болезни, ранние смерти) и повседневного тяжелого стресса, в первую очередь связанного с межличностными отношениями (конфликтные и напряжённые ситуации в общении со друзьями, одногруппниками, преподавателями и т.д.).

Возвращаясь к типологии суицида Дюркгейма, для студентов наиболее характерны эгоистическое и аномическое самоубийство.

Следующий закономерный вопрос: можно ли вовремя идентифицировать потенциально суицидальное поведение студента?

Ответ – да. Существуют индикаторы суицидального поведения. Их разделяют на пять групп:

Ситуационные. Сюда относят практически все экстремальные ситуации, которые ломают привычную жизнь человека и воспринимаются им как кризис: чрезвычайные ситуации, смерть близких, физические и сексуальное насилие, развод, угроза тюремного заключения, профессиональная несостоятельность, неизлечимая болезнь, сильная ревность, публичное унижение, коллективная травля и т.д.

Поведенческие

Злоупотребление алкоголем и/или психоактивными веществами;

Избегание проблем и самоизоляция от окружающих;

Резкое изменение привычек;

Резкое снижение повседневной активности или же, напротив, спешное «приведение дел в порядок» (составление завещания, принесение извинений, раздаривание личных вещей и т.д.);

Снижение качества работы и связанные с этим проблемы на учёбе и/или работе;

Склонность к неоправданно рискованным поступкам;

Прослушивание траурной музыки, неоправданная заинтересованность темой смерти;

Приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные

Прямые или косвенные упоминания о суицидальных намерениях;

Ранее несвойственный человеку чёрный юмор;

Медленная, маловыразительная речь;

Прощания;

Уверения в беспомощности и зависимости от других.

Когнитивные

Негативное отношение к себе, окружающему миру, будущему;

«Тунельное» видение – невозможность или отказ замечать другие пути выхода из ситуации, кроме суицида;

Навязчивые мысли о самоубийстве: от самых общих и простых до проработки детального плана действий.

Эмоциональные

Безразличие к жизни и своей судьбе, подавленность, беспомощность, отчаяние;

Признаки депрессии (паника, тревожность, сниженная концентрация, бессонница, потеря способности получать удовольствие);

Агрессия и ненависть к себе (и окружающим);

Чувство вины, острая реакция на неудачи;

Постоянная рассеянность и растерянность.

Конечно, эти индикаторы не всегда проявляются именно так и в полном объёме. Очень часто можно услышать от знакомых и родственников погибшего: «Это был такой чудесный и светлый мальчик. Ничего не предвещало беды. Мы даже предположить не могли, что всё так обернётся». Есть люди, которые успешно скрывают своё состояние и намерения. Все люди очень разные, а потому и проявление у них суицидальных настроений может быть самым разнообразным. Вот почему, мы считаем, что всегда стоит быть максимально внимательными к окружающим, потому что очень сложно бывает сказать, порой, что на уме у вашего собеседника.

Ну и последние и, пожалуй, самые волнующие вопросы: «Что же делать при столкновении с суицидально настроенным человеком?».

Если вы подозреваете вашего знакомого в суицидальных настроениях и решились попытаться помочь самостоятельно, постарайтесь придерживаться следующего примерного плана:

Постарайтесь оценить ситуацию издалека. Постарайтесь пронаблюдать описанные выше идентификаторы.

Примите суицидента как личность. Не нужно умалять проблему и думать, что человек ни за что не решится на такой серьёзный шаг. Такую возможность нельзя исключать никогда. Какой бы незначительной вам не казалась конкретная суицидальная ситуация, для суицидента она может казаться буквально «концом света».

Постарайтесь установить заботливые взаимоотношения. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами.

Станьте самым внимательным слушателем. Что бы человек ни захотел вам рассказать, не прерывайте его. Люди с суицидальными наклонностями могут закрыться в себе из-за любого хоть сколько-нибудь резкого слова.

Не спорьте и не обвиняйте. Фразы по типу «Ты же понимаешь, что живёшь гораздо лучше многих?» только заставят человека ненавидеть себя ещё сильнее.

Задавайте вопросы. Конечно, не стоит набрасываться на человека с допросом. Тем не менее, нужно пытаться мягко подталкивать его к откровенности. Формулировок «Я надеюсь, ты не…» следует избегать, так как они на подсознательном уровне заставят человека солгать, чтобы лишний раз вас не разочаровывать. Вопрос должен быть поставлен прямо. «Ты думаешь о самоубийстве?» - такой вопрос может показаться резким, но тем не менее то, что вы взяли на себя инициативу, значительно облегчит задачу вашему собеседнику.

Не предлагайте пустых утешений. Фразы «Ничего-ничего, у многих людей есть похожие проблемы» лишь вызовут ещё большее чувство вины за то, что сам человек из своего положения выбраться не может.

Предлагайте конструктивные подходы. Постарайтесь как можно точнее определить травмирующий фактор. Вывести человека на подобную откровенность может быть не просто. Из-за недостаточного уровня доверия или же из-за избегания человеком причины своего плохого состояния. Попробуйте уверить его, что вам не безразлично его самочувствие и что вы хотите помочь и уж точно в состоянии хотя бы выслушать. Если вам удалось разговорить человека, предпримите попытку узнать, не было ли у него сходного опыта ранее. Кроме того, уточните, что приносит или же когда-либо приносило человеку положительные эмоции. Следите за реакциями, в особенности за глазами. Ловите моменты оживления. Постарайтесь вовлечь его в рассуждение. Что из того, что имеет значимость для человека достижимо? Теперь, когда ситуация проанализирована, нет ли какого-то альтернативного выхода?

Вселяйте надежду. Утешение «Не переживай. Всё будет хорошо» - ложь. Всё хорошо не бывает никогда. Надежда не появится из воздуха. У неё должна быть материальная основа. Возвращаясь к предыдущему пункту, именно рассуждая вместе с человеком, составляя чёткий и «осязаемый» план действий, вы и дарите ему надежду. Помните, что ваша главная задача – напомнить человеку, что в мире есть множество оттенков, кроме чёрного.

Не оставляйте человека одного в ситуациях острого суицидального риска. Помните, что поддержка накладывает на вас ответственность. По сути вы замыкаете на себе круг веры человека. Оставить его на полпути будет самым большим предательством и потенциально очень мощным триггером для суицида.

Постарайтесь убедить человека обратиться к специалисту. Конечно, силком затаскивать его в кабинет психотерапевта – плохая идея. Однако, следует мягко подталкивать его к мыслям об этом. Очень важно убедить его, что он не «сумасшедший», а обращение к врачу – не слабость. Постарайтесь пошатнуть его стереотипы.

Не обрывайте контакт после прекращения кризисной ситуации. Избавление от суицидальных мыслей – долгий и сложный процесс, в ходе которого человека нельзя оставлять одного. На протяжении всего периода реабилитации необходимо присутствие в жизни человека специалиста и поддерживающих и понимающих близких людей, которые смогут показать ему, что он нужен и любим.

Говорить же о комплексной профилактике обозначенной проблемы в студенческой среде очень сложно, поскольку каждый отдельный случай абсолютно уникален и причины у каждого тоже свои. Проблема с такой сложной системой причин и проявлений требует максимально многогранного решения.

Именно поэтому, как нам кажется в данном вопросе необходимы усилия специалистов самых разнообразных профилей: психологи, психиатры, участие которых вполне понятно, социологи и статисты, которые должны непрерывно мониторить ситуацию, проводить опросы населения, социальные работники, которые должны присутствовать во всех учебных заведениях и в крупных предприятиях, которые должны следить за общим состоянием обучающихся и работников.

Кроме того, мы считаем необходимым условием улучшение благосостояния населения. В этих вопросах необходимо вмешательство специалистов из области экономики, юриспруденции, высшие должностные лица и многие-многие другие. Студенты – экономически уязвимая группа населения, в большинстве своём не умеющая постоянного заработка, а значит зависимая от поддержки семьи и государства и подверженная сильному стрессу с этой стороны. Этот вопрос нужно решать «сверху», как и многие другие глобальные социальные проблемы. Ну и конечно, как уже было сказано выше, очень многие проблемы идут из семьи. Повышать уровень благосостояния граждан нужно ещё и для того, чтобы снизить уровень конфликтов между самыми близкими людьми, которые способны нанести друг другу самые сильные психологические травмы.

Но, пожалуй, самое главное, что мы все можем сделать для решения проблемы – не быть равнодушными. Не проходить мимо, если человек странно себя ведёт, если ему очевидно дискомфортно. Нельзя всё время перекладывать ответственность на других, нельзя думать, что человеку поможет уто-то ещё. Потому что другие люди думают точно так же.

Таким образом, проблема суицида в студенческой среде очень актуальна и волнительна. Как правило, у студентов, которых посещают суицидальные мысли есть сопутствующие внешние причины (высокий уровень повседневного стресса, неблагоприятная семейная и/или рабочая обстановка, яркое шокирующее событие) и определённая внутренняя предрасположенность (стратегия избегания проблем, невысокая стрессоустойчивость и т.д.). Однако с этой проблемой можно и нужно бороться. Прежде всего неравнодушием. Необходимо быть внимательными к своему окружению, чтобы своевременно заметить человека, нуждающегося в помощи и постараться оказать ему такую необходимую поддержку.

Список литературы

Mental Health and Subctance Use. Suicide Data [Электронный ресурс] Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения URL: https://www.who.int/teams/mental-health-and-substance-use/suicide-data (дата обращения 13.02.2021)

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — С. 381—526 с.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд - пер. с фр. с сокр.; под. ред. В.А. Базарова. — М.: Мысль, 1994. — 399 с.

Никулина И.В. Психологические особенности студенческого возраста – Самара: Универс групп, 2009. – 100 с.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А. Суицидальное поведение в студенческой популяции - Культурно-историческая психология - 2009. Том. 5, № 3

Просмотров работы: 207