В современном мире одной из самых распространенных форм развития конфликта в студенческих группах является буллинг. Понятие буллинг как негативное социально-психологическое явление считается достаточно новым.
Целью данного исследования является изучение буллинга в студенческой среде и методов его профилактики и искоренения.
Буллинг – это регулярное психологическое или физическое давление, осуществляемое одним человеком или группой людей в рамках замкнутой общественной группы.
Данное понятие берет свое начало с 1905 года, когда появились первые публикации по данной проблеме. Одним из первых исследователей данной проблемы считается Д. Олвеус. По его мнению буллинг представляет собой “особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально”. Кроме того, распространение понятия буллинг связано с появлением большого количества статей в различных средствах массовой информации.
После окончания школы студенты попадают в новую образовательную среду, пребывание в которой не всегда бывает комфортным. Период адаптации не всегда проходит гладко, однако далеко не все молодые люди становятся жертвами буллинга.
Причиной конфликтов в высшем учебном заведении, как и в школе, становятся разное социальное положение, мировоззрение, жизненные ценности, личная неприязнь, национальные и культурные особенности, а также психическое напряжение, связанное с трудностями адаптации.
В буллинге выделяются различные роли его участников в зависимости от их функций и поведения – жертва, инициатор, наблюдатели.
Жертвами буллинга становятся члены группы с низкой самооценкой и чувством собственной неполноценности, испытывающие трудности в коммуникации, как правило, физически слабые и не умеющие за себя постоять. Можно также отметить наличие семейных проблем у этих людей. Их семьи или отвергают их, или отличаются гиперопекой.
Инициаторами или агрессорами чаще всего становятся члены студенческой группы, стремящиеся к власти и самоутверждению среди других студентов. Они агрессивны по отношению к своим близким, не испытывают чувства стыда и вины и не склонны к проявлению эмпатии. Самое главное для них иметь авторитет среди одногруппников. В семье агрессоров как правило нет тепла и эмпатии, но есть жесткий контроль. Насилие является для них привычным способом самоутвердиться.
Самой худшей является позиция зрителя и наблюдателя. Члены группы, относящиеся к данной категории, не участвуют в конфликте. Такие участники часто испытывают страх, беспомощность и чувство вины. Они прекрасно осознают свою слабость и радуются, что агрессия направлена не на них.
Основная проблема буллинга кроется прежде всего в этических и психологических нормах поведения людей. К основным причинам буллинга можно отнести психические травмы агрессора, что проявляется в самоутверждении через насилие, зависть к жертве, получение удовольствия от насилия, отсутствие занятости, нетолерантность к национальным конфессиональным и культурным особенностям. В таком случае человек, проявляющий такое поведение, зачастую старается скрыть свою неудовлетворенность и несостоятельность путем проявления агрессии, направленной на другого человека.
Можно выделить некоторые особенности буллинга:
1) буллинг асимметричен - с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой -пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц.
2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью.
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство.
4) буллинг - это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, всю группу, где он происходит.
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям. При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер.
Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Даже если она не носит физический характер, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого. Вот почему очень важно прекратить это.
Выделяются основные формы проявления буллинга:
‒ Психологическая (насмешки, обзывания, клички, придирки, угрозы);
‒ Информационная (дезинформация, сплетни, доносительство — клевета, бойкот);
‒ Материальная (порча личных вещей, мелкие кражи, рэкет, вымогательство, причинение вреда здоровью);
‒ Интерактивная (кибербуллинг). Эта форма запугивания более безопасна для агрессоров. Во-первых, их сложнее вычислить, Во-вторых, они могут написать можно то, что сказать в лицо никогда не осмелились бы. Анонимность порождает безнаказанность, кроме того, к травле присоединяются люди, которые никогда не участвовали бы в ней в реальности. Здесь срабатывает механизм психического заражения. И воздействует он на людей ведомых, неспособных к независимому мышлению, поддающихся влиянию большинства. Негативные отзывы, пожелания, открытые угрозы и пугающие сообщения человек может получать у себя дома, то есть, в месте, которое он считает безопасным. Отсюда возникает чувство полной незащищенности, невозможности укрыться от преследователей, у жертвы буллинга может развиться любое психическое нарушение – от депрессии до тяжелого нервного расстройства. Поэтому последствия кибербуллинга могут быть очень серьезными.
Буллинг является опасной формой взаимоотношений в группе, поскольку происходит разрушение системы межличностных отношений внутри группы, физическое и психологическое давление становится нормой, а сама группа перестает быть продуктивной. В ней становится невозможной здоровая конкуренция и сотрудничество.
Проблема буллинга остается открытой, пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Также ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие могут никак не реагировать на буллинг, если их это не касается. И происходит это до тех пор, пока травля не приводит к трагическому исходу или к правонарушению, в котором уже оказывается замешано руководство учебного заведения и представители органов правопорядка. Но и сами жертвы чаще всего молчат до тех пор, пока ситуация не становится совсем безвыходной.. Ужасает и то, что педагогический коллектив нередко знает о проблеме, но игнорирует ее, что дает возможность участникам буллинга принимать подобную модель поведения как норму.
Бороться с буллингом с одиночку очень сложно. Преодоление травли предполагает работу со всей социальной средой. Без работы всего коллектива, студентов и преподавателей, помощи квалифицированного психолога в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину, психологические особенности агрессора и жертвы. В учебном заведении преподаватель – именно тот человек, который находится ближе всего к студентам. Поэтому именно ему необходимо быть особенно внимательным, не допуская травли или, если уже поздно, вовремя ее останавливать. Буллинг не возникает из ниоткуда, поскольку многое зависит от среды, в которой происходит образовательный процесс. Поэтому так важно обеспечение в студенческом коллективе атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, доверия внимания друг к другу.
Особый акцент необходимо делать на работе с жертвой, поскольку очень часто именно ее психологические или физические особенности становятся пусковым механизмом травли. В данном случае часто бывает необходима помощь психолога, который поможет проработать психотравмирующую ситуацию и объяснит, что в ней виноват не только агрессор. Необходимо помочь объекту буллинга выявить имеющиеся у него возможные сложности в социальном взаимодействии, психологические причины неосознанного поощрения такого поведения со стороны агрессора. Это может быть неуверенность в себе,низкая самооценка, отсутствие навыков коммуникации.
Необходимо объяснить жертве буллинга, что сколь бы сложной ни казалась задача ответить на агрессивное поведение, крайне важно сразу же дать отпор обидчику. Какую бы форму травли он ни придумал, необходимо быть готовым вызвать его на открытый разговор.
Работа с агрессором также необходима, поскольку в период коррекции поведения жертвы и анализа ее личностных особенностей необходимо снизить градус напряжения в коллективе, а также уменьшить давление со стороны инициатора данного явления.
Также очень важна работа с наблюдателями, которые своим молчаливым согласием дают агрессору ощущение собственной правоты и безопасности. С этой целью необходима разъяснительная работа в студенческой группе с обязательным участием педагогов. Осуждение со стороны товарищей, которые до определенного момента позволяли агрессору безнаказанно издеваться над своей жертвой может выбить его из привычной колеи и лишить привычной самоуверенности.
В своей студенческой жизни я не сталкивалась с буллингом, однако хорошо знакома с этим явлением по рассказу дочери подруги моей мамы. Ей пришлось столкнуться с психологическим буллингом на медицинском факультете ТулГУ. Три одногруппницы открыто высмеивали ее внешность, одежду и манеру поведения. Эта ситуация не привлекла внимания окружающих, педагоги не знали о ней или предпочитали не замечать. Справиться с этой проблемой девушке помогла мама и ее подруги. Очень действенным оказался метод полного игнорирования агрессоров и выстраивание доверительных отношений с другими членами группы. Постепенно инициаторам буллинга надоело насмехаться над человеком, который их не замечает и при этом ведет себя совершенное естественно, а также активно общается с однокурсниками.
В особо тяжелых случаях не стоит пренебрегать официальными способами защиты, ведь в случае непрекращающейся травли и невозможности договориться со стороной агрессора его можно привлечь к ответственности перед законом. Для этого необходимо запастись записями разговоров с оскорблениями и угрозами, скринами с сообщениями из соцсетей. С помощью юриста можно подготовить информацию о тратах на лекарства и лечение, если жертве понадобилась помощь психолога и психиатра, а также оценить моральный ущерб, чтобы, помимо наказания по статьям, получить еще и компенсацию от агрессора. Однако такие меры являются крайними и применяются только в том случае, если работа внутри коллектива не принесла никаких результатов. Педагогам необходимо помнить о том, что сегодняшние студенты – это вчерашние школьники, они только начинают адаптироваться к взрослой жизни и на этом этапе им еще необходим контроль со стороны педколлектива.
Таким образом, в данной работе я рассмотрела явление буллинга в студенческом коллективе, изучила его особенности и предложила варианты коррекции и профилактики.
Список использованной литературы:
Бобровникова Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. — 2016.
Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009.
Маланцева О. “Буллинг” в школе. Что мы можем сделать?/О. Мальцева// Социальная педагогика.-2007.