Профилактика тревожности студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профилактика тревожности студентов

Цапович А.И. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тревожность – это психическое состояние человека, связанное с переживанием надвигающихся или предполагаемых опасностей. В разной степени тревожность присутствует у каждого человека на планете. Повышенные или пониженные уровни тревожности могут негативно сказываться на психике человека. Проблему тревожности исследовали такие психологи как: З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм. У каждого из этих психологов были свои теории относительно тревожности. В этой статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются студенты с повышенным уровнем тревожности в процессе обучения в ВУЗах и как вести борьбу с этим психическим состоянием.

Студенческий период жизни является новым глотком жизни, более взрослой жизни. Смена окружения после школы, к которой уже привык, совершенно новые люди и требования. Всё это влияет на формирующуюся юношескую личность. Забот становится всё больше, а свободного времени всё меньше. Для людей с повышенной тревожностью всё это кажется настоящей катастрофой, из-за страхов перед новыми вызовами и неуверенностью в том, что с этим всем можно справиться. Все экзамены, зачёты, а иногда преподаватели становятся источниками, которые студент с выраженной тревожностью будет воспринимать, как таящие в себе угрозу и опасность.

Большинство проведённых исследований на данный момент указывают на один вывод: наибольшее количество студентов с высоким уровнем тревожности обучаются на первом курсе. К примеру работа Евгения Андреевича Горшкова “По исследованию эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе. Его исследование указывает на то, что у 35% исследуемых первокурсников наблюдалась повышенная тревожность. Обосновывается такой уровень тревожности у первокурсников тем, что студенты еще не свыклись с университетом, и не готовы к работе с такими обьёмами информации, к обучению, основанному на самообучении, не умеют правильно распределять свое время и слушать преподавателей.

Из-за чего возникает состояние повышенной тревожности? На это есть множетсво причин. Особенности окружения (семья, друзья), меланхоличный темперамент, соматические заболевания, гормональный сбой, повышенная психоэмоциональная нагрузка, особенности и расстройства нервной системы, заболевания внутренних органов, вредные привычки. В большинстве случаев повышенная тревожность возникает в детском возрасте, а развиться может и вовсе спустя десятилетия.

И хотя со временем большинство студентов привыкают к вузам, на последующих курсах еще остаются студенты, не поборовшие проблемы тревожности. Отмечается, что повышенный уровень тревоги без адекватного лечения приводит к серьезным расстройствам психики в дальнейшем, особенно у больных в особой группе риска. Формируется обсессивно-компульсивный невроз, многочисленные фобии, психиастеническая акцентуация характера. Помимо этого, постоянная тревожность и депрессии негативно влияют на функциональность пищеварительной системы.

Для профилактики тревожности принимаются следующие меры:

Здоровый и полноценный сон. Этим пунктом некоторые студенты принебрегают, а некоторые просто неправльно распределяют свое время. Тем не менее сон – важная часть жизни человека и не стоит об этом забывать.

Прогулки на свежем воздухе. Сами по себе полезны. Разгружают нервы и снижают уровень стресса.

Отвлечься от проблем и заняться любимым делом/хобби. Этой мерой нужно пользоваться с умом, так как отвлекаться бывает полезно, чтобы не застрявать над чем-то на долгие часы, но всё же нужно не забывать о временных рамках. Лучше всего сделать себе расписание/график дня и выделять в нём время на развлечения.

Занятия спортом/Физические нагрузки. Во время занятий происходит выброс адреналина, в следствие чего, реже возникает беспричинное расстройство.

Занятия йогой/Медитация/Дыхательные упражнения. Расслябляют и успокаивают человека. Сюда же можно отнести и различные игрушкиантистресс

Обращение за помощью к квалифицированным специалистам.

Вывод: Проблема повышенной тревожности затрагивает большое количество людей, в особенности студентов, так как студенческие годы связаны с большим количеством перемен в жизни человека, переходом из юношеского периода во взрослую жизнь. Тревожное состояние может сопутствовать человека в течение и после завершения вуза, поэтому стоит принимать определённые меры для борьби с этим состоянием. Так как оно препятствует нормальной жизни людей в дальнейшем. Из-за замкнутости и неуверенности таким людям сложно найти работу, от чего их психическое состояние становится только хуже, а количество стресса растёт. У первокурсников высокая тревога может быть связана с процессом адаптации к условиям обучения в вузе, а также особенностями проживания в городе и условиях общежития, переживанием разлуки с близкими родственниками, аттестацией в предстоящую первую сессию.

Чем раньше начать борьбу с тревожностью, тем лучше. Некоторые меры по борьбе с этим состоянием описаны выше, но на самом деле их гораздо больше. Так как каждый человек индивидуален, то и подходящий способ может быть совершенно разный. Также неплохой рекомендацией в целях благоприятного взаимодействия со студентами первых и выпускных курсов преподавателям является обращение внимания на то, что преодоление высокой тревожности возможно при смещении акцента внимания от неуспешных действий и слабых сторон индивидуальности студентов к организации помощи в осознавании ими целей учебной деятельности и формировании чувства уверенности в успехе.

Список литературы

Горшков, Е. А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе / Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. -№23.2 (103.2). – С. 46-51. – URL: https://moluch.ru/archive/103/24325/ (дата обращения: 10.02.2021).

Чернышев В.П. Тревожность у студентов / В.П. Чернышев, Е.В. Тимошков // Современные вызовы образования и психология формирования личности : монография (Чебоксары, 7 окт. 2020 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД “Среда”, 2020. – C. 139-150. – ISBN 978-5-907313-80-4.

Тревожность. – Текст : электронный // murman-zan : http://murman-zan.ru/cms_data/distribcontent/public/reg/новости/новости%20мурманск/тревожность%20nn.pdf (дата обращения: 10.02.2021).

Просмотров работы: 44