ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СИМБИРСКА, СО ДНЯ ЕГО ОСНОВАНИЯ И ДО НАШИХ ДНЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СИМБИРСКА, СО ДНЯ ЕГО ОСНОВАНИЯ И ДО НАШИХ ДНЕЙ

Варлашина В.А. 1, Фадеева А.С. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов Поволжья демонстрируют тесную связь с ними….

Культура Среднего Поволжья всегда была богатой, яркой и многообразной. Среднее Поволжье — это такие регионы как: Татарстан, Мордовия, Пензенская, Ульяновская и Самарская области. Сегодня я расскажу вам о культурном наследии Симбирска (Ульяновска), о том, каким оно было и как оно сохранилось поныне.

Танец

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство. Танец формируется на культурно-бытовых традициях. В наши дни народная хореография наименее исследованная часть фольклористики, требующая к себе внимания.

Культура танца народа Среднего Поволжья никогда не уступала по яркости и многообразию остальным народам. Своеобразна манера исполнения, ритмический рисунок и комбинация движений. Элементы многих женских танцев народов Среднего Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье вышивание, ткачество. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец «Сновуха» (сновать - приготовлять пряжу, основу для тканья). Танец исполнялся четырьмя парами женщин, которые медленно и плавно двигались в различных направлениях.

Большое распространение в Поволжье имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались «капустниками». Девушки

заранее уговаривались, у кого и когда будут рубить капусту, наряжались в лучшие платья, переходили из дома в дом, после чего следовали угощения и

хороводы. На вечеринку приходили парни. Все присутствующие танцевали. Как отражение трудового процесса - рубки капусты - возник танец, где одна

из фигур называлась «кочан». Девушки образовывали тесную группу и толкались на месте, парни оставались в стороне и приплясывали. На словах «хватайся за листья» парни подбегали к девушкам и растаскивали их по углам. В центре оставалась одна девушка, которую называли «кочерыжка». Многие мужские танцы так же возникли на основе трудовой практики.

В русском, башкирском и татарском танцах «Косари» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. В танцевальном фольклоре народов Поволжья следует выделять еще одну линию: изображение повадок и сцен из жизни животных и птиц. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад.

Сказки, поговорки и обряды.

Сказки и поговорки-это уникальная энциклопедия общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа.

Каждый ульяновец, да и в принципе любой житель Поволжья знает, что родиной одного из самых известных героев детских сказок – Колобка, является Ульяновск.

Колобок не всегда был сказочным живым героем, в реальной жизни так называли круглый хлебец, каковым и является наш герой по своей сути. Описывая это кушанье в словаре, Владимир Даль упоминает, что в Симбирской губернии (ныне Ульяновской области) словом "колебятко" называли последний хлеб из квашни. А как мы помним, именно пометя по сусекам и собрав остатки муки, старуха испекла своего Колобка в сказке.

Как и в любой части России, пословицы использовались и в нашей области. Пословицы-это изречения поучительного характера, народная мудрость. Использовали их в поучительном тоне и характере. Вот некоторые из поговорок использовали которые в Поволжье:

Всыпать по первое число. Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо

от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то

такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Гол как сокол. Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская. Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Обряды были неотъемлемой частью жизни русского человека. С ними сопровождался весь год человека, на каждый сезон праздник. Существует календарь праздников (сопровождаемых обрядами).

Одними из самых излюбленных народом обрядов были гадания на святки. Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января — тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров — времени разгула темных сил. В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

Вот два примера гадания на святки:

• Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено — это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое — плохим. Если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.

• Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью... петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну — муж будет богатым, если к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком, а если к золе — курящим.

Музыка и песни

Музыка и Песни были друг от друга практически неотделимы и являлись развлечением на любой праздник человека того времени.

Немало песен было записано в Ульяновской области и Поволжье, эти места разнообразны своим фольклорным богатством. Песня сопровождала каждое событие в жизни человека-от рождения до смерти.

Один из самых ярких примеров песен того времени-Свадебные. Пели их в основном девушки (подружки невесты). Вот отрывок из песни, записанной в Ульяновской области, село Загудаевка.

1. Летели две птички, Ростом невелички. Чернобровая моя, Черноглазая моя.

2. Как они летели, все люди глядели. Чернобровая моя, Черноглазая моя.

3. Сели, посидели, взвились, улетели. Чернобровая моя, Черноглазая моя.

Музыкальные инструменты, как и в других частях России, имели свою роль в празднествах и вечерах. Более распространены были такие инструменты как: балалайка, ложки, гармонь и др. Популярной была песня «Ах вы сени, мои сени», исполняемая на балалайке. Пелась на гуляниях.

Наши дни

В настоящее время, в нашей области люди стараются поддерживать народные традиции и передать их следующим поколениям, ведь это неотъемлемая часть нашей жизни и истории.

Примеры:

- народные хореографические ансамбли (Волга, Кружева и др.);

- народные песенные ансамбли (Ладанка, Кружане);

- музыкальные народные ансамбли (Садко);

- преподавание игры на народных инструментах в различных ДШИ нашей области

Нельзя не отметить ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства», в котором есть специальность под названием: Этнохудожественное творчество. В колледже с 1 курса знакомят с уникальной и красочной народной культурой во всех её проявлениях. Обучают студентов: традиционному пению, танцам, игре на инструментах, обрядам и многому другому, делая из них преподавателей и экспертов в области народного творчества.

Не стоит забывать о праздниках которые по сей день отмечают и делают обряды (хотя так называть не привыкли). Одним из таких Примеров является ежегодные гуляния масленицы в различных частях города, основные гуляния проходят в центре где поджигают чучело масленицы, кушают блины, проводят игры и поют песни.

А также, чтобы найти новый материал о народном творчестве, студенты специальности Этнохудожественного творчества (и не только), проводят экспедиции по различным сёлам Ульяновской области.

Таким образом, преемственность поколений ярко выражена в народной культуре. И, несмотря на то, что со временем многие традиции претерпевают изменения и всё больше смешиваются с современным творчеством. В отдельно взятых микрогруппах нашего региона можно встретить сохранённые традиции в их изначален виде. Поиском таких экземпляров творчества занимаются студенты УККиИ в этнокультурных экспедициях.

Список использованной литературы:

1. НОЦ Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья
Положение о НОЦ собирание и изучение русского фольклора в университете им. И.Н. Ульянова / УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2021

2. Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика/Русский фольклор/ Национальная библиотека Республики Татарстан, 2018

3. Народы Поволжья и Приуралья / Наука, 2000.

Просмотров работы: 416