РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

Шамурадова Венера 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание обучения иностранному языку в начальной школе реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами предмета обеспечить духовно-нравственное и поликультурное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования.

На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа.

Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей. При этом происходящие в России политические, социокультурные, духовные и экономические преобразования привели к тому, что общество занято сегодня фундаментальным пересмотром движущих социальных механизмов. Речь, прежде всего, идет о переходе к демократической системе социального развития, что требует изменений и в системе образования. Образование выступает как основной фактор обеспечения культурного сдвига, обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности общества.

Поликультурное воспитание(гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию [1].

Поликультурное воспитание позволяет формировать на первых этапах социализации юных граждан основы устойчивого мировоззрения и толерантного сознания. Однако современный воспитательный идеал, который нашел отражение в федеральном государственном стандарте общего образования, на практике реализуется недостаточно эффективно. Следствием этого является рост проявлений агрессии и национализма в детской подростковой среде, непринятие других культур и религий [2]. Противодействовать этим негативным проявлениям призвано поликультурное воспитание подростков, направленное на формирование у них межкультурной компетенции. Исследованиями в области поликультурного воспитания занимались такие авторы, как И.В. Балицкая, В. Библер, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Н.М. Лебедева, Г.В. Палаткина, А.Б. Панькин, Г.У. Солдатова, A.A. Сыроедова, В.А. Тишков, Т.А. Якодина и др. [3]

Поликультурное воспитание как инструмент интеграции национальных меньшинств в доминирующую поликультурную среду изучалось Г.Д. Дмитриевым, У. Зандфуксом и др. Концепции поликультурного взаимодействия в поликультурной педагогике изучались И.В. Алексашенковой, А.Н. Джуринским и др. Реализации поликультурного подхода в содержании учебно-воспитательного процесса посвящены работы Л.Г. Ведениной, Т.Б Менской, А.В. Шафриковой. Различным аспектам воспитания поликультурной личности были посвящены диссертационные исследования, Н.В. Боговик, В.В. Бойченко, В.А. Ершова, Н.В. Кагуй и др. Однако анализ психолого-педагогической литературы показал отсутствие достаточных работ о поликультурном и духовно-нравственном воспитании подростков в условиях изучения иностранного языка [3, 4].

Важным также является развитее поликультурной педагогики – сравнительно молодой отрасли научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, которые заинтересованы на решение проблемы межличностного, межгруппового и межэтнического общения. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Анализ философско-социологической литературы показал, что в последние десятилетия все большее количество исследований в этой области приводит к выводу о существовании глобального кризиса образования: разные авторы заостряют внимание на различных аспектах этого явления: бездуховность и кризис ценностей, недостаточность профессионализма, недостаточность специализации и т.д. Всё это обусловлено рядом факторов таких как: недостаточный культурный уровень части учащихся и их семей; недостаточная связь и взаимодействие учреждений образования и культуры; малокультурная среда учебных заведений; низкий уровень культуры общения (среди детей и взрослых); низкий уровень культурной грамотности основной массы выпускников школ, которые в дальнейшем не могут обеспечить своим трудом необходимую культуру современного производства [3].

Учитывая большое количество разных национальностей, различных культур, проживающих на территории России, данные культуры составляют поликультурное общество со своими особенностями, что обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в поликультурных условиях на принципах сотрудничества, взаимного уважения и толерантности. В этой связи возникли противоречия между:

объективно растущей потребностью в обществе воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа и недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы в современных школах;

необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания младших подростков с поликультурным мировоззрением в процессе изучения иностранного языка в и недостаточной разработанностью научного, методического, а также компетентного кадрового обеспечения этого процесса;

потребностью общества в социализации подрастающего поколения в поликультурном обществе и наличием малокультурной среды школы и недостаточной связи и взаимодействия общественных институтов: учреждений образования, культуры и религиозными организациями;

возможностью процесса изучения иностранного языка разрешать проблему общества, воспитывать поликультурную личность, реализации поликультурного подхода в рамках новых стандартов и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике образования и воспитания.

Из перечисленных противоречий можно сформулировать главное педагогическое противоречие - между потребностью в воспитании поликультурной духовно-нравственной личности учащихся, максимально отвечающей современным стандартам образования, и недостаточным использованием современных социально-педагогических условий для ее воспитания.

Существующие противоречия и недостаточная теоретическая разработанность определяют актуальность исследования педагогической обозначенной проблемы.

Для изучения конкретной проблемы нами определена база исследования МОУ «Основная общеобразовательная школа №10», г. Шуя Ивановской области. Количество выборки 45 учеников 5 «а» и «б» классов. Анализ исследования будут отражены в следующих статьях авторов.

Таким образом, социальная и педагогическая значимость поиска путей духовно-нравственного воспитания подростков, формирования у них толерантности, позитивного и заинтересованного восприятия иноязычной культуры и вместе с тем и развития у школьников уважения по отношению к культуре собственного народа в процессе изучения иностранного языка очевидны.

Список использованных источников

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. - Екатеринбург, 2000. - 156 с.

Джишкариани Т.Д., Михайлов А.А.К вопросу формирования у будущих педагогов профессиональной компетенции по осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования //Школа будущего. - Научно-методический журнал. - Москва. №3. 2020. С.302-310. https://schoolfut.ru/journal/2020-3/

Макарова В.Г. Поликультурное воспитание детей в процессе изучения иностранного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://multiurok.ru/files/polikul-turnoie-vospitaniie-dietiei-v-protsiessie-izuchieniia-inostrannogo-iazyka.html

Чеголяева М.А. От многообразия культур и народов к международному сотрудничеству[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/11/06/statya-ot-mnogoobraziya-kultur-i-narodov-k-mezhdunarodnomu

Просмотров работы: 16