«Это всегда было тайной для меня:
как люди могут уважать себя унижая таких же, как они сами…»
Махатма Ганди
Сегодня, когда креативность становится трендом и буквально каждый стремится к неповторимости: оригинальная одежда, уникальные идеи, разнообразные образы - всё это уже не является чем-то необычным. Люди, а особенно подростки, хотят выделиться из общей массы, стараются открыть в себе или в окружающем мире что-то новое, познают себя. И как следствие, расширяют границы своего мышления и меняют представление о жизни. Однако параллельно с саморазвитием появляется и чужое мнение, то есть оценка со стороны окружающих. Дело в том, что все люди разные и каждый имеет свои вкусы и моральные убеждения. Но при этом не все могут быть толерантны к манере поведения, внешнему виду или вере другого человека.
Таким образом, реакция со стороны общества на изменения личности может проявляться не только в одобрении, но и зачастую в высмеивании, оскорблении или даже унижении выбора другого человека. Речь идет о буллинге или травле. Многие сталкивались с подобным явлением в своей жизни в качестве жертвы, агрессора или просто наблюдателя. Однако мало кто задумывался о последствиях этого явления. Так что же такое буллинг, и почему на это все-таки стоит обратить столь пристальное внимание?
Травля (бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого человека или группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.
Однако было бы некорректно сказать, что буллинг- это вопрос только современного общества, так как данная проблема касалась истории человечества и до XXI века.
Гонения на христиан в Римской империи – один из ярких тому подтверждений. Христиане не разделяли общих идей, концепций и взглядов на жизнь большинства римлян, за что сильно поплатились. В начале угнетению подверглись лишь некоторые представители этой веры локально. Однако, спустя время, и власть подключилась к этой травле, превратив все это в преследование инакомыслящих.
Современному человеку трудно представить, что раньше людей настигала страшная участь за их веру, но этот этап истории был и сейчас помогает нам сравнить прошлое и настоящее. Ведь эти гонения имеют огромною схожесть с современным буллингом. Сопоставив два антигуманных явления, можно увидеть, что в приведённом ранее примере власть выступает в роли агрессора, который заставляет жертв страдать за свои убеждения. Также стоит отметить, что целью власти было унижение христиан, что способствовало отказу от их взглядов.
Травля – явление, существующее уже ни одну сотню лет. Но в наше время вопрос о буллинге стоит более остро, так как сейчас человек все чаще задумывается о свободе и личных границах.
Современное общество рассматривает 4 вида буллинга:
Физический буллинг. Данный вид представляет собой применение физической силы по отношению к жертве, наносящий моральный и физический ущерб.
Вербальный буллинг. Такая травля подразумевает словесное давление на человека (оскорбления, угрозы и другое).
Групповой буллинг. Этот вид расшифровывается как скрытное унижение за спиной жертвы группой людей, часто наносящий вред чьей-либо репутации.
Кибербуллинг. Новый вид травли человека с использованием сети Интернет.
Согласно исследованиям МОЗ около 3 миллионов детей в возрасте от 8 лет подвергаются травле в школах. Буллинг – это достаточно масштабная проблема в современном мире, которая должна иметь ряд решений по предотвращению. Так, например, Россия является самой развитой страной по случаям травли, особенно кибербуллинга. В связи с увеличивающейся популярностью социальных сетей параллельно растет и количество так называемого “хейта”. “Хейт” в переводе с английского “hate” – ненависть. Погруженные в мир гаджетов, подростки видят очень много ненужной негативной информации, которая свободно “гуляет” на просторах Интернета. И как следствие, у них накапливается злость, дети становятся грубыми и жестокими и им ничего не стоит прийти в учебное заведение и выбрать жертву для буллинга. Кроме того, в подростковом периоде у детей происходит гормональный сбой, они более раздражительны и не хотят воспринимать чужое мнение или же остро на него реагируют.
В такой ситуации очень важна роль родителей, так как они должны служить авторитетом для своих детей и с самого детства воспитывать в них любовь и доброту. Ведь их дети могут стать как жертвой травли, так и агрессором. Именно поэтому ребенок должен уметь постоять за себя и проявлять уважение к другим.
В настоящее время принимается ряд мер для снижения риска травли ребенка. Например, директор школы имеет полное право наказать обидчика вызовом родителей или как тяжкое последствие постановка ребенка на учет.
Еще один вопрос, который необходимо осветить в рамках темы “буллинг”, -это значение педагога и школы как социального института в целом в процессе травли, так как зачастую большего всего подобным издевкам подвергнуты школьники, а учителя как никто другие приближены к школьникам.
Первое, что является важным для борьбы с этой проблемой, –это говорить о ней: устраивать классные часы и посвящать некоторое время обсуждению негативного поведения. Однако помимо морали о том, что обижать других –это плохо, необходимо говорить о том, насколько ужасно себя чувствует жертва травли, чего хочет добиться агрессор и почему не стоит быть бездушным наблюдателем.
Второе, это самим не провоцировать подобную ситуацию, ведь известно каким авторитетом обладает слово учителя для учеников и как будут относится к ребенку, чьё положение в классе пошатнул сам учитель. Каждый бывал в тех обстоятельствах, когда преподаватель при всем классе начинал давить на ребенка, оскорбляя его умственные способности, личностные качества или внешний вид. Это служит в качестве начала для будущей травли, поэтому необходимо быть аккуратным с тем, как критиковать того или иного ученика и, прежде всего, обсуждать на уроке не его личность, а его работу!
Поэтому главная задача педагога –это суметь предотвратить травлю еще до её возникновения, ведь если процесс будет запущен, то остановить его уже будет не так просто!
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что буллинг-это проблема, которая не потеряла свою актуальность, и, несмотря на развитость современного общества, эта ситуация все равно остается очень острой и требующей внимания. Ведь участником травли может стать любой человек вне зависимости от возраста, места работы и прочих условий. И самое главное, что должно осознать новое поколение, что разрушающая сила такого поведения влияет на формирование личности, а, возможно, и на дальнейшую жизнь. Поэтому обществу стоит фокусироваться на предотвращении подобных случаев, чтобы вырастить морально здоровое поколение.
Список литературы:
1.Богомолов В.А. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе. 14 февраля 2013.
2.Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. Москва, центр «Перекресток», 2014.
3.https://etika.nplus1.ru/persecution/totumfactum
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F#:~:text=%D0%A2%D1%80%D0%B0%CC%81%D0%B2%D0%BB%D1%8F%20