Буллинг: особенности и его причины - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Буллинг: особенности и его причины

Григорьева Е.В. 1, Лобанова А.О. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашей жизни у многих людей возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг – постоянная травля, террор любого вида. Каждый год количество случаев, связанных с унижением студентов в высших учебных заведениях становится все более распространенным явлением.

Что же такое буллинг? Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.

Первые публикации на тему школьной травли появились довольно давно, еще в 1905 г. К. Дьюкс опубликовал свою работу, но первые систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. Среди перечисленных исследователей Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга. Затем интерес возник и в Великобритании. Среди британских исследователей следует отметить В.Т. Ортона, Д.А. Лэйна, Д.П Таттума, Е. Мунте. В США особое внимание к буллингу стали проявлять в начале 90-х гг.

Норвежский психолог Дэн Олвеус писал: «Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц. Ученик остро переживает агрессию, но по разным причинам не может на нее ответит».

Анализируя данную сущность буллинга, как одну из форм взаимоотношения в студенческой группе пришли к выводу, что наличие таких деструктивных взаимоотношений между членами данной группы приводит к неблагоприятному развитию группы в целом. В современном обществе проблема буллинга в высших учебных заведениях является достаточно распространенной проблемой, которая ставит благополучие студентов под угрозу.

Чтобы подтвердить актуальность данной проблемы мы провели опрос студентов университета, двое из которых высказала свое личное мнение на тему буллинга:

“Для того, чтобы рассуждать на тему буллинга, стоит разобраться,а что же это вообще такое? Буллинг-это агрессивное преследование одного из членов любого коллектива. Может быть как словесной, так и с помощью физического воздействия. Распознать буллинг сложно, зачастую за безобидной шуткой скрывается слишком сильный морально контекст, способный задеть ребенка за те проблемы, которые тот по каким-то причинам игнорирует. Опасен буллинг для двух сторон, в первую очередь ту в отношение которого буллинг применяется. Ребенок с моральной точки зрения может искать проблемы в себе, считать себя чужим в коллективе, а как человеку жить без социализации, если коллектив его не принимает? Это опасно также отношением в будущем к себе, низкая самооценка, неуверенность в себе в последствии приведут к трудностям в любой деятельности.

Чем опасен буллинг для человека, который этим занимается? Во первых тот, кто предпочитает такой вид привлечения внимания создаёт для себя понимание, что такое поведение в априори нормально в отношению любого члена общества, в последствии тот будет воспитывать по такому же принципу своих детей, то есть потенциальных агрессоров. Также такие слабые личности зачастую под маской агрессора скрывают низкую самооценку или отражают отношение их родителей к ним. В любом случае работа должна вестись и с субъектом и с объектом буллинга”.

(Полина, 17 лет)

“Буллинг распознать достаточно не сложно. Он проявляется в резком изменении человека, в плане: стал плохо учиться, прогуливает занятия, замкнутость в себе, чрезмерная тревожность, попытки причинения себе вреда, мысли о суициде, отдельность от групп товарищей, уединение с самим собой, изменение психотипа человека, жертва подвергается насмешкам, издевательствам. Также зачинщик буллинга является ,,лидером, за которым все следуют. Опасно тем, что человек, ставший жертвой,может подвергаться жесткому избиению, может проявлять неконтролируемую агрессию,у него может произойти непоправимая психологическая травма, физические расстройства, а самое опасное суицид”.

(Полина, 18 лет)

БУЛЛИНГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НАСИЛИЯ

Буллинг считается вариацией насилия и, в свою очередь, также может проявляться по-разному, то есть имеет свои разновидности. Так как мы указали, что буллинг имеет место привилегированно в организованных коллективах, выделив основные социальные организации, где теоретически он может иметь место, то мы попробуем выделить основные виды буллинга.

Например:

Студенческий буллинг;

буллинг на работе; ·

буллинг в армии (например, “дедовщина”);

кибербуллинг (насилие через социальные сети).

Безусловно, проявления буллинга наблюдаются и в других организованных коллективах.

Но мы с Вами остановимся на студенческом буллинге, происходящем в связи с образованием: в университете и за его пределами. Касательно форм, выражающих насилие, у исследователей этого явления образцовые точки зрения. Таким образом, Д. Лэйн выделяет физическое и психическое насилие, И. Бердышев рассказывает нам о наличии словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием , Т. Мерцалова выделяет физическое насилие, эмоциональное, вербальное, психическое, а также сексуальное .

1. Физический буллинг – преднамеренные толчки или удары, пинки и побои, а также нанесение иных телесных повреждений и другие;

сексуальный буллинг подвид физического (действия сексуального характера).

2. Психологический буллинг – это насилие, связанное с действием на психику, оно наносит психологическую травму с помощью словесных оскорблений и угроз, преследований, запугиваний, которыми демонстративно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме мы можем отнести:

вербальный буллинг, орудием которого служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывательства, дразнение, распространение обидных слухов и так далее);

обидные жесты и действия (такие как, плевки в жертву, либо в её направлении);

запугивание (использование агрессивного языка тела или интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать какой-либо поступок);

изоляция (жертва сознательно изолируется, выгоняется или игнорируется частью студентов или всей группой);

вымогательство (денег, еды, личных вещей, принуждение что-либо украсть);

повреждение или другие действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);

студенческий кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, социальных сетей, сайтов, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, издевательство, взломы аккаунтов, обзывание, распространение неправдивых слухов и другие).

Буллинг – латентный для окружающих процесс, но люди, которые подвергались травле когда-либо, получают психологическую травму различной степени тяжести, это приводит к тяжким последствиям вплоть до самоубийства. Предотвращение случаев школьного и студенческого насилия является важнейшей задачей для государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку, подростку и студенту приводит к негативным последствиям.

Но каждый ребёнок, подросток, студент хочет быть нужным и имеет свои по ребности в общении.

Е.В. Емельянова (педагог-психолог высшей категории) описывает основные потребности подростка:

Потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть безвозмездной теплоте. В советах старшего поколения.

Потребность в правилах и границах, которые должны ставить взрослые.

Потребность в развитии и обучении через жизненную практику - подросток должен получать жизненный опыт.

Потребность в интересных жизненных событиях.

Потребность в удовольствии - подросток изучает не только себя, но и свои чувства и ощущения.

Потребность в уважении и признании - когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается уверенность в себе, как в полноценной личности.

Потребность в общении и в принятии группой. Человек стремится приобретать социальный опыт и вырабатывать успешные модели поведения, которые помогают ему самоутверждаться.

Потребность в умении отстаивать свои интересы и мнение.

Потребность в самовыражении и творческой самореализации.

Потребность в постановке жизненных целей.

Обладая этими потребностями, вряд ли человек будет подвергаться буллингу, наоборот он сможет отстаивать своё мнение и сможет помочь другим.

Список литературы.

- Психологические науки -
International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.5, part 1
ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА
В 1980-90 ГОДЫ

Мухаркина А. В качканарских школах эпидемия буллинга: жертв травли снимают на видео [Электронный ресурс] / Алёна Мухаркина // Качканарский четверг. – 2008. – 12 мая. – Режим доступа : http://www.kchetverg.ru/?p=589. – Загл. с экрана.

Фалд Т. Буллинг. Офисные хулиганы [Электронный ресурс] / Т. Фалд; записал В.Кичкаев // Пси-фактор. – 2005. – Режим доступа : http://psyfactor.org/lib/bulling.htm. – Загл. с экрана.

Буллинг в услловиях образовательной среды: Межкультурный аспект” Монография, // Под редакцией Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаевой

Просмотров работы: 58