АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКРОЛИДОВ И АЗАЛИДОВ В МЕДИЦИНЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКРОЛИДОВ И АЗАЛИДОВ В МЕДИЦИНЕ

Синеговец А.А. 1, Мамыкина Е.А. 1, Белотелкина М.Е. 1
1ОрГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность использования макролидов и азалидов в медицине

Сложная эпидемиологическая ситуация на рубеже XX–XXI веков возникает из-за прогрессирующей значимости внутриклеточных возбудителей бронхолегочных инфекций. В последнее время наблюдается рост резистентности микроорганизмов к активно используемым антибактериальным средствам

В борьбе со всевозможными инфекционными бактериальными заболеваниями особое место отводится антибиотикам.

В данный момент известно более шести тысяч антибиотиков разных групп. Но только 10% из них являются наиболее безопасными и высокоэффективными для лечения разных видов инфекций [1].

Антибактериальные лекарственные средства из группы макролидов уже длительное время широко используются в клинической практике и показали себя высокоэффективными и безопасными антибиотиками, причем с минимальным числом противопоказаний к их назначению. За последний период времени увеличился интерес к их применению в медицинской практике. Они активно используются ЛОР- врачами и пульмонологами при лечении инфекций. Данные антибиотики включены в список отечественных рекомендаций по лечению больных, страдающих заболеваниями, вызванными внебольничными инфекциями, в особенности воспалительными процессами дыхательных путей; они не только являются средствами лечения вышеперечисленных заболеваний, но и, по сути, занимают центральное место в реальных повседневных назначениях.

Макролиды представляют собой группу антибиотиков природного или полусинтетического происхождения, основой химической структуры которых является макроциклическое лактонное кольцо с одним или несколькими углеводными остатками [2].

Таблицы 1. Классификациямакролидов

14-членные

15-членые (азалида)

16-членные

Природные

Эритромицин

 

Спирамицин

Джозамицин

Мидекамицин

Полусинтетические

Кларитромицин

Азитромицин

Мидекамицина ацетат

Рокситромицин

Механизм действия

Макролиды, которые отличаются друг от друга по своей структуре (линкозамиды и стрептограмины), объединены в группу MLS антибиотиков, так как они обладают одинаковым механизмом действия. Он заключается в связывании с различными доменами каталитического пептидилтрансферазного центра 50S-субъединицы рибосом, причем процесс является обратимым. В итоге нарушаются такие процессы как транслокация и транспептидация, что ведет к преждевременному отщеплению растущей тРНК-полипептидной цепи, которая в свою очередь обусловливает прекращение сборки молекулы белка.

Чаще всего макролиды описываются, как препараты бактериостатического типа действия, хотя при определенных условиях, в зависимости от вида возбудителя заболевания, концентрации антибиотика и размера инокулюма, можно заметить и бактерицидное действие (к примеру, отношении Streptococcus pyogenes, Streptococcus pneumoniae, Neisseria meningitidis, возбудителей коклюша, дифтерии) [4].

Самым первым из используемых в медицинской деятельности стал препарат эритромицин А, полученный из почвенного грибка Streptomyces erythreus и открытый в 1952 году Дальнейшее улучшение этих антибактериальных препаратов происходило путем изменения величины макролактонного кольца и длины за счет изменения боковых цепей. Это проводилось с целью синтеза новых лекарственных препаратов с уже более широким количеством лекарственного средства, доходившего до места его действия в организме человека или животных.

Эритромицин А оказывает действие на гeмолитические стрептококки группы А, пневмококки (кроме пенициллинорезистентных), стафилококки (включая PRSA), внутриклеточные микроорганизмы (хламидий, микоплазмы, легионеллы, кампилобактерии), возбудителей коклюша, дифтерии. Но малоактивен в отношении Haemophilus influenzae. При употреблении per os препарат частично утрачивает активность в кислой среде желудка, создаваемой соляной кислотой. Следовательно, биодоступность может изменяться от 31% до 61%, из чего делаем вывод, что наполнение желудка пищей играет значительную роль при приеме препарата. Плохо проникает через гематоэнцефалитический барьер, метаболизируясь в печени, выводится через желудочно-кишнчный тракт. Т(1/2) находится в интервале от 1,5 до 2ч. Используют при инфекциях, вызванных стрептококками, если у больного имеются аллергические реакции, которые проявляются ринитом, крапивницей, зудом и прочими неприятными симптомами на препараты группы пенициллинов [2].

Макролиды применяются при лечении заболевания верхних и нижних дыхательных путей, включая ХОБЛ. Почему же эти антибактериальные препараты так широко используются? Это связано с обнаружением противовоспалительных и иммуномодулирующих фармакологических эффектов. Вышеперечисленные свойства были подтверждены исследованиями у пациентов, страдающих муковисцидозом и бронихиальной астмой, возникшей из-за приема стероидов.

Противовоспалительные свойства макролидов тесно связаны с их структурой – иммуномодулирующая активность была выявлена только у 14-членных (эритромицин, кларитромицин и рокситромицин) и 15-членных (азитромицин) макролидов, но не у 16-членных макролидов (спирамицин, джозамицин). Сегодня в терапии хронических воспалительных заболеваний ДП (ВЗДП) используются преимущественно макролиды нового поколения – азитромицин или кларитромицин. Несмотря на сходные иммуномодулирующие и противовоспалительные свойства предпочтение чаще всего отдают азитромицину. Связано это с тем, что азитромицин в отличие от кларитромицина практически не подавляет Р гликопротеин и оксидазную систему CYP3A4 (изоформа цитохрома Р450), которые участвуют в абсорбции, распределении и элиминации многих лекарств. Эритромицин и кларитромицин оказывают сильное ингибирующее влияние на Р гликопротеин и CYP3A4, приводя к повышению концентрации лекарственных препаратов, метаболизм которых связан с этими ферментными системами (например, циклоспорина или такролимуса) [1].

Азалиды. Азитромицин

Исходя из классификации, азитромицин является азалидом, так как вместо одного атома углерода у него появляется атом азота. Благодаря отличающимся друг от друга химическим структурам соединения обладают различными фармакокинетическими свойствами, различным взаимодействием с другими лекарственными средствами, имеют определенную антимикробную активность. Также будут отличаться списком побочных эффектов.

Азитромицин получен путем синтеза в 1981 году. Произошло включение одного атома азота в лактонное кольцо такого лекарства как эритромицин. До сих пор он является единственным представителем подкласса азалиды и группы полусинтетических 15-членных макролидных антибиотиков. После прохождения исследований и клинических испытаний, он поступил на рынок под торговым названием «Сумамед». В наши дни является достаточно популярным и востребованным и часто назначается врачами различного терапевтического профиля [4].

Данное противомикробное средство эффективно при лечении заболеваний органов дыхания, вызываемых различными возбудителями. Особенностью препарата является активность против H. influenzae, включая штаммы, продуцирующие β-лактамазы. Применение азитромицина связано с большой активностью против Mycoplasma pneumoniae.

Также фармакокинетика позволила выделить препарат от других лекарственных средств этого класса, в частности, это связано с тканенаправленной фармакокинетикой. Метаболизм происходит в печени. Имеет 10 метаболитов, не имеющих фармакологической активности. Выделяется с мочой, каловыми массами. Еще одним отличием является то, что препарат в малой степени ингибирует микросомальную систему цитохрома Р-450.

Азитромицин «выигрывает» у остальных препаратов еще и благодаря своему длительному нахождению в организме, то есть по характеристике период полувыведения, что может быть полезным в некоторых случаях. Также обладает высоким тканевым аффинитетом [3].

Как и другие макролиды азитромицин является препаратом выбора в педиатрии, а так же терапии атипичной пневмонии.

Лекарственная форма препарата - микросфера, обеспечивающая замедленное высвобождение. Разовая доза для лечения заболеваний дыхательных путей легкой и средней степени тяжести составляет 2,0.

Оправдано назначение азитромицина в качестве препарата выбора и для терапии обострений хронического бронхита, возбудителями которых, как правило, являются S. pneumoniae, M. catarrhalis, H. influenzae. Применение других макролидов считается нецелесообразным в силу отсутствия клинически значимой активности против H. influenzae.

Заключение

Макролиды занимают особую роль в лечении инфекций нижних дыхательных путей, так как обладают достаточно широким спектром действия и высокой безопасностью, благодаря чему и являются препаратами выбора. Кроме того, доказано, что макролиды оказывают дополнительные терапевтические эффекты, не зависящие от их антибактериальной активности. Противовоспалительные и иммуномодулирующие свойства макролидов могут быть востребованы при ведении больных с хроническими воспалительными бронхолегочными заболеваниями. Противовоспалительные эффекты макролидов были продемонстрированы при муковисцидозе, бронхоэктазиях и ХОБЛ – хронических заболеваниях дыхательных путей, характеризующихся выраженной воспалительной реакцией, бактериальной колонизацией и частыми обострениями.

Список литературы

Красильникова А.В. Сравнительная эффективность генериков азитромицина при внебольничной пневмонии у взрослых (клинические и фармакоэкономические аспекты). Автореферат диссертации на соискание уч. степени к. м. н. Волгоград.2004г.

Косарев В.В., Лотков В.С. Бабанов С.А. Клиническая фармакология - Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.; 348 с.

Schito G.C., Debbia E.A., Marchese A. The evolving threat of antibiotic resistance in Europe: new data from the Alexander Project // J Antimicrob Chemother. 2000 г.

European countries and the USA. The Alexander Project [abstract C2-1624]. In: Abstracts from the 42nd Interscience Conference on Antimicrobial Agents and Chemotherapy. San Diego, USA: American Society of Microbiology, 2002; 108 с.

Просмотров работы: 167