Дистанционная форма обучения в медицинском учебном заведении: опыт студентов во время пандемии COVID-19 - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Дистанционная форма обучения в медицинском учебном заведении: опыт студентов во время пандемии COVID-19

Андреева А.С. 1, Протасова Н.А. 2, Чемезова Б.А. 2
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, Медицинский институт, Сестринское дело
2Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, Медицинский институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вследствие перехода на дистанционную форму обучения (ДФО) студентов в учебных заведениях медицинского профиля на порядок изменился объем и формат материалов, преподаваемых через различные программы интернета, кардинально ускорились процессы внедрения различных методов электронного образования. Современная ситуация, связанная с пандемией COVID-19, заставила по-новому взглянуть на различные сферы образовательного процесса. Одним из частных вопросов общей проблемы педагогики являются вопросы организации дистанционного образования студентам медицинских учебных заведений.

Целью нашего исследования было изучение отношения студентов медицинского учебного заведения к переходу на дистанционные формы образования в связи пандемией. 

Внедрение технологий дистанционного образования студентов в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) началось в 2000 г. На первом этапе проводились различные научно-практические видеоконференции из разных городов России для врачей и студентов. Чуть позднее по видеоконференцсвязи начали читать избранные лекции преподаватели Медицинского института для врачей и медицинских сестер сельских больниц по ряду клинических дисциплин [1] [2]. 

Здесь следует отметить, что с 2014 года отделение высшего сестринского образования (ВСО) Медицинского института СВФУ активно принимает участие в международном проекте«Создание научно-образовательной среды по технологии удаленного присутствия для использования в медицинском образовании и клинической практике медицинских сестер регионов Арктики» инициированном Колледжом сестринского образования Университета Саскачеван (Канада). В результате успешно проводимой совместной международной деятельности по внедрению дистанционной формы образования и медицинской помощи населению удаленных поселков Севера Университетом Саскачеван было подарено в ВСО МИ СВФУ портативное оборудование технологии удаленного присутствия (роботозированная технология дистанционного обучения) [3].

В марте 2020 г. наш университет в связи с пандемией полностью перешёл на дистанционный режим обучения, значительно возросла потребность в интерактивных формах обучения и контроля полученных знаний. При попытках использования некоторых из них были выявлены технические проблемы, в основном связанные с резко возросшим числом одновременно находящихся на сайте пользователей, поэтому в процессе работы нередко происходили сбои. Это потребовало поиска технических решений, которые были найдены и тот час решены. В настоящее время сайты позволяют в полной мере использовать возможности дистанционного обучения, обеспечить посещаемость, провести практические занятия, которые не имеют онлайн-формата и организовать проверку знаний. 

После перехода на дистанционное обучение в октябре-ноябре 2020 года нами было проведено анкетирование 159 студентов Медицинского института с целью получения экспресс-оценки новой модели. В опросе активное участие приняли студенты лечебного отделения 109 студентов (68,6%), учащейся курса среднего профессионального образования 38 (23,9%) и ВСО 11 (6,9%). Студентам предлагалось ответить на поставленные вопросы в виде теста и тем самым изложить своё отношение к плюсам и минусам дистанционного образования, а также сформулировать свои предложения по совершенствованию этой системы. Исследование отражает реакцию студентов на изменение условий и формата обучения.

С учётом объективно сложившейся ситуации, обусловленное пандемией, практически все студенты положительно оценили введение дистанционного образования. А также с пониманием отнеслись к тому, что в первые дни были возможны недочеты в системе электронного обучения, нуждающейся в дальнейшем совершенствовании. Анализ полученных данных показывает, что в полученных результатах прослеживаются две тенденции: позитивное влияние и негативное влияние ДФО на процесс образовательного процесса.

Среди позитивных черт ДФО студенты медицинского учебного заведения наиболее часто отмечали комфортность обучения в привычной домашней обстановке и снижение уровня стресса, экономию времени и денежных средств на переезды между корпусами и клиническими базами, возникающего на занятиях в аудитории, копирование материала, доступность большего объёма информационных ресурсов, возможность выбора оптимального темпа освоения материала, включая повторное обращение к сложным вопросам, возможность планирования распорядка дня, изменение режима общения с преподавателем в учебное и внеучебное время.

Так, многим 62,6% студентам понравился дистанционная форма обучения. Хотя до пандемии 64,8% студентов не были готовы к ДФО ипри этом в начальных этапах электронного образования у71,1% студента не раз возникали технические проблемы и перебои с интернетом.

Из опрошенных 50,7% студентов считают, что при данной форме обучения заданная тема легко усваивается из-за возможности несколько раз прочесть лекционный материал. Особенно понравился ДФО во время экзаменационной сессии – 64,8% студентов оценили очень позитивно. В то жевремя некоторые 44,4% студентов негативно оценили ДФО и подчеркнули, что электронное обучение не побуждает к обучению и плохо усваивается из-за отсутствия личностного контакта с преподавателем.

Большинство опрошенных 28,8% студентов в течения дня по ДФО занимаются от 3 до 5 часов. При детализации полученных данных оказалось, что 11,8% студентов занимаются электронным образованием в течение 3 часов, двух часов – 8,5% и пяти часов – 8,5% студентов. И при этом 52,9% студентов считают, что мотивирующим фактором самостоятельного образования при ДФО является личная ответственность.

Обращает внимание факт того, что 76,7% студентов ДФО считают не приемлемым для обучения студентов медицинского учебного заведения. Из опрошенных респондентов в 68,4% случаях согласны тем, что период образовательного процесса ДФО вбудущей профессиональной деятельности отразится весьма негативно. Пожелание 83,3% студентов заключается в увеличении доли видеолекций и расширении возможностей интерактивного общения, но при этом все желают по практическим навыкам заниматься очно.

Таким образом, в условиях пандемии значительно возросла роль дистанционных форм образовательных технологий при обучении студентов медицинских учебных заведений. Результаты анкетирования студентов позволили ориентировочно выяснить их отношение к дистанционным технологиям образования и получить предложения, которые могут быть использованы при совершенствовании электронной образовательной среды. 

В то же время большинством респондентов подчеркнуто, что ДФО ни в коим образом не позволяет в полной мере восполнить возможности очного обучения будущих медицинских работников, особенно в части формирования профессиональных клинических навыков.

Список использованной литературы:

1. Подготовка бакалавров-сестринское дело в условиях реализации электронного обучения в Якутии. Н.А. Протасова и др. Электронный научно-образовательный Вестник "Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание" 2019. Vol. 21. N 11-с.30-34 https://e-pubmed.otg

2. Northern Nursing Education Network – Continuing Nursing Education during the COVID-19 Pandemic. Don M Leidl с соавт.Электронныйнаучно-образовательныйжурнал Frontiers in Medicine and Health Research FMHR-2-108 Vol 2(1): 1-4 Published date: August 21, 2020 Лондон. https://escires.com/articles/FMHR-2-108.pdf.

3.New Perspectives in Nursing Education: The Role of Nurses in Health Promotion for Indigenous Peoples of the Arctic Region—The Case of the Republic of Sakha (Yakutia).A.G. Karpova с соавт.Ж-л The Northern Review, № 43 2016 Pp.135-138.

Просмотров работы: 34