Вожатская деятельность как средство развития для будущего педагога - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Вожатская деятельность как средство развития для будущего педагога

Махмудова С.Х. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность вожатской деятельности неоспорима. Детский период очень важен для дальнейшего формирования личности человека, и психологическо-педагогический интерес к детству, проблемам воспитания и обучения детей вполне понятен.

Временное детское объединение, на основе которого функционирует детский лагерь, способствует не только, как многие думают, оздоровлению ребенка, но и развитию многих его качеств. Ведь при выходе из зоны комфорта (для лагеря – смена привычной для ребенка обстановки, отсутствие рядом родителей) человек, в рассматриваемом случае ребенок, не может не начать изменять ежедневные привычки, свои определенные модели поведения; начинает изменяться, развиваться сам.

Однако условия лагеря – средство развития не только для ребенка, но и для вожатого. Вожатый получает навыки коммуникативного взаимодействия с детьми разных возрастных периодов, организации их досуга и времяпрепровождения. Другими словами, вожатый учится работать с детьми, организовывать их творческую, познавательную, трудовую и другую деятельности. Несомненно, руководитель временного детского объединения (отряда) в независимости от своей уже полученной или только получаемой специальности (но не стоит забывать, что человек, который хочет быть вожатым, все равно должен пройти какую-то педагогическую «школу» перед тем, как поехать в лагерь) получает возможность развить многие положительные качества и навыки; но для будущего педагога этот опыт наиболее ценен, ведь он непосредственно связан с детьми и будущей сферой работы студента.

Именно о пользе вожатской деятельности для студента, обучающегося на педагогическую профессию, пойдет речь в данной статье. Для начала нужно выяснить, что вообще под собой подразумевает вожатская деятельность.

Вожатская деятельность – педагогическая деятельность в условиях временного детского коллектива (ВДК). Вожатый – человек, работающий с временным детским коллективом, организатор детского отдыха в условиях лагеря.

История вожатства начинается в 1876 году в Альпах. Пастор Герман Вальтер Бион открыл первый аналог детского лагеря, и его основной задачей было духовное и физическое воспитание детей. Он мало был похож на современный лагерь, но начало было положено. Лагеря очень быстро получали распространение во многих странах и становились все более разнообразными. Например, среди них появились обучающие лагеря, которые отличались по стоимости и другим критериям. Но были и лагеря, которые мог себе позволить средний класс и даже малообеспеченные семьи.

Вожатская деятельность была раскрыта и через скаутское движение, и через пионеров и октябрят, ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи). И всегда данная деятельность была направлена на развитие и личностный рост не только детей в лагере, но и их вожатых.

Цель исследования – изучить, как и каким образом вожатская деятельность помогает будущему педагогу получить большое количество необходимых для дальнейшей работы навыков и в целом положительно повлиять на свое личностное саморазвитие.

Однако не стоит забывать, что, конечно, первоочередной задачей в области педагогики является обучение и воспитание детей. Их благополучие выходит на первый план, и будущий педагог должен это понимать.

Работа педагога, к примеру, в школе имеет свою специфику. Не каждый человек с ней справится, но и не каждый справится с обязанностями вожатого. Дело в том, что они подразумевают ответственность за каждого ребенка не только во время учебных занятий, а в каждый момент времени. Он должен быть всегда быть в доступе; знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка становятся наиболее важными, ведь дети и вожатые совместно проживают на протяжении всего существования временного детского коллектива. После такой практики студент получает незаменимый опыт, который поможет ему в дальнейшей работе.

Отдельной темой выступает организация детского досуга в лагере. Это непростая задача, и вожатый должен уметь с ней справляться. Совершенно разные дети приезжают в лагерь, и нужно суметь найти подход к каждому, найти для каждого то, что ему интересно. Организовывать для большого количества детей трудовую, познавательную, творческую и при этом коллективную деятельность – предмет огромного труда и подготовки. Тем более что это должно быть ежедневно на протяжении всей летней смены.

Если мы говорим не просто о вожатской деятельности как об индивидуальном желании, а о системе – педагогические отряды, то здесь открываются новые возможности для роста.

Педагогические отряды (ПО) — объединения работников детского оздоровительного лагеря, молодежные общественно-педагогические организации. Существуют даже специализированное молодежное студенческое движение МОО «РСО» и одним из его подразделений являются Студенческие педагогические отряды.

Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» (РСО) – последователь ВЛКСМ. Это молодежная организация страны, которая обеспечивает временной трудовой занятостью огромное количество молодежи и занимается ее гражданским и патриотическим воспитанием, развивает ее творческий и спортивный потенциал. (На основе информации с официальной веб-страницы).

Студенческие педагогические отряды (СПО) – студенты (хотя могут быть не только студенты), объединенные в отряд и организовывающие каникулярный отдых детей. Когда человек осуществляет вожатскую деятельность в составе педагогического отряда, он учится также более тесной коммуникации с коллегами. Подготовка к смене – объемная работа, ее должна вести большая команда. Если творческую составляющую этой работы берет на себя СПО или ПО, его участники неизбежно будут учиться взаимодействию между людьми именно в рабочей сфере и другим качествам – к примеру, умению отстаивать свою точку зрения и одновременно присушиваться к другому человеку. И не стоит забывать, что все вышеописанное тесно связано с педагогической практикой, что ценно для будущего учителя. И даже если позже студент не будет работать по специальности, полученные навыки все равно будут очень полезны в дальнейшей жизни.

Исходя из нашего анализа, можно понять, что опыт вожатого в лагере может действительно помочь студенту в его дальнейшей педагогической деятельности. В дополнение к этому, кроме развития педагогических навыков, это отличное подспорье и для личностного роста и развития в целом.

Литература

Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Тураев Р.Р. Методика работы вожатого в детском оздоровительно-образовательном комплексе [Электронный ресурс]: учебное пособие. – СПб: Наукоемкие технологии, 2018.

Основы вожатской деятельности: учебно-методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. Составители: О.В. Бородина, Л.М. Тафинцева

История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017.

Голев А.Г., Давыдова Е.ВМетодика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебно-методическое пособие. – 2- е изд., испр. и доп. – Пятигорск: ПГЛУ, 2011.

Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль : Академия развития, 2003.

Просмотров работы: 1833