Введение
Педиатрическая этика-это раздел биоэтики, который анализирует моральные аспекты принимаемых решений, касающихся охраны здоровья детей. В общих чертах автономная структура взрослой медицинской этики заменяется благотворным патернализмом (или парентализмом) в педиатрии. Педиатрическая этика отличается тем, что педиатрический клиницист имеет независимое фидуциарное обязательство действовать в наилучших интересах младшего ребенка, которое имеет моральный приоритет над желаниями родителей ребенка. Для детей старшего возраста концепция согласия предполагает, что голос пациента должен быть услышан. Эти факторы создают возможность конфликта между ребенком, родителем и врачом. Подход к этическим вопросам, возникающим в педиатрической практике, должен включать уважение родительской ответственности и авторитета, сбалансированное с развивающимися способностями и автономией ребенка. Неоднородность социальных, культурных и религиозных представлений о роли детей добавляет сложности. Дети одновременно уязвимы и устойчивы, и представляют собой будущее нашего общества.
Согласие и разрешение родителей
Доктрина информированного согласия имеет ограниченное прямое применение к детям и подросткам, которые не обладают способностью принимать решения. Способность к осознанному принятию решений в здравоохранении включает в себя способность понимать и общаться, рассуждать и обдумывать, а также анализировать конфликтующие элементы решения, используя набор личных ценностей. Возраст, в котором компетентный пациент может на законных основаниях получить добровольное и осознанное согласие на медицинское обслуживание, варьируется от штата к штату и может быть ограничен конкретными условиями (инфекции, передаваемые половым путем, планирование семьи, злоупотребление наркотиками или алкоголем).
В отличие от решений о собственном уходе, право родителей направлять ребенка на медицинское обслуживание более ограничено. По этой причине термин "родительское согласие" вводит в заблуждение. Понятие родительского разрешения (а не согласия) отражает суррогатное или доверенное решение, принятое родителем от имени ребенка. Он ограничен как наилучшими интересами ребенка, так и независимым обязательством врачей действовать в наилучших интересах ребенка, даже если это ставит их в конфликт с родителем. В любом конкретном случае решение о том, что отвечает или не отвечает наилучшим интересам ребенка, может быть трудным, особенно с учетом различных взглядов на приемлемое воспитание детей и благополучие детей. Родители имеют (и должны иметь) широкие полномочия в воспитании своих детей. В случаях, связанных с существенным риском причинения вреда, моральное внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы избежать или предотвратить причинение вреда ребенку, а не на родительском праве решать. Хотя термин “наилучшие” интересы может быть слишком высоким пороговым требованием, минимальный стандарт “основных” интересов является этически обязательным.
Уважение к детям должно учитывать как уязвимость ребенка, так и его способность к развитию. Это уважение включает в себя как защитную роль родительского разрешения, так и развивающую роль согласия ребенка (утвердительного согласия ребенка). Понимание концепции согласия является одной из основных концептуальных проблем в педиатрической этике. Несогласие (или несогласие) ребенка противоположно согласию и также имеет моральное значение. Педиатрическая этика требует, чтобы врачи и родители отвергали несогласие ребенка, когда предлагаемое вмешательство необходимо для его благополучия. В противном случае следует добиваться согласия и уважать инакомыслие. Добиваясь согласия детей младшего возраста, врач должен помочь им понять их состояние, сказать, чего они могут ожидать, оценить их понимание и то, чувствуют ли они давление, чтобы согласиться, и попросить их принять участие. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы определить ситуации, в которых тест или процедура будут проводиться независимо от согласия/несогласия ребенка, и в таких случаях следует избегать шарады получения согласия. Существует важное различие между запросом согласия и уважительным сообщением ребенку о том, что тест или процедура будут проводиться независимо от его решения. Оптимально образовательный процесс может протекать (если позволяет время) с целью завоевания доверия и согласия ребенка-пациента. Когда этого не происходит, педиатрическая этика требует, чтобы врачи извинились перед ребенком за то, что он действовал, чтобы преодолеть инакомыслие.
Дети старшего возраста или подростки могут обладать когнитивными и эмоциональными способностями для полноценного участия в принятии решений в области здравоохранения. Если это так, то подростку должна быть предоставлена та же информация, что и взрослому пациенту. В таких случаях пациент может дать информированное согласие этически, но не юридически. Родители подростка по-прежнему выполняют руководящую и защитную роль. Процесс общения и переговоров будет более сложным, если возникнут разногласия между родителем и подростком
Врач – родитель – ребенок
Взаимодействие между врачом и пациентом в ходе оказания медицинской помощи – один из главных компонентов успешного лечения. Зачастую взрослый человек довольно быстро находит общий язык со своим лечащим врачом, организуя совместную борьбу против заболевания. А если пациентом является ребенок?
Дети до 10 лет достаточно мало общаются напрямую с лечащим врачом в отличие от детей более старшего возраста. Но родителям важно знать, что по мере взросления, дети должны постепенно становиться основными партнерами врача в решениях относительно своего здоровья, принимая ответственность от родителей.
При лечении детей, врач в большей степени имеет дело не с самим больным, а с его родителями. И сложность здесь заключается в том, что ему необходимо учитывать не только физическое состояние пациента, его психологический настрой, но и настрой родителей и их личностные особенности.
Пациент зачастую во взаимоотношениях «врач-больной» склонен приписывать врачу те черты, которые должны помочь справиться ему с болезнью. В педиатрической практике роль пациента берут на себя родители, именно поэтому они часто идеализируют врача, наделяют его «магическими» способностями, благодаря которым, он просто обязан справиться с любым недугом быстро и сверхэффективно. Когда же этого не происходит в кратчайшие сроки, родителей охватывает страх и паника, которые «выливаются» в хаотичные походы по совершенно разным врачам, поиски «истины» в Интернет-ресурсах или «советах» народных целителей – все это только «тянет» драгоценное время и мешает конструктивному решению задачи. Родителям необходимо всегда помнить, что их отношение к врачу, к болезни и к перспективе лечения – все это непосредственно влияет на психологическое состояние самого ребенка и, соответственно, может оказать как позитивное, так и негативное влияние на ход лечения.
В образованной триаде «врач — родитель – ребенок» все взаимосвязано: врач получает информацию о состоянии здоровья как от ребенка, так и от родителя; родителю необходимо следить за исполнением всех назначенных врачом рекомендациях, а также постоянно наблюдать за состоянием здоровья своего чада; ребенок полностью зависит от профессионализма своего врача, а также заботы и внимательности родителей. Такой тандем невозможно разорвать, более того, только такой тандем, основанный на сплоченности, доверии и ответственности, приведет к положительным результатам лечения.
Причины конфликтов между родителями и врачами
Конфликт может возникнуть между медицинскими работниками и родителями детей не только там, где есть разногласия по поводу отмены или отказа от поддерживающего жизнь лечения, но и в более общем рутинном уходе.
Хотя несогласие с управлением здоровьем ребенка встречается редко, когда это происходит, это может иметь глубокие последствия для ребенка, его семьи и медицинских работников.
Конфликты между родственниками больного ребенка и детским хирургом часто возникают даже при правильном лечении. В этих случаях родственники умершего больного, потрясенные случившимся горем, стараются найти виновных и нередко действуют, исходя из принципа: «Post hoc - ergo propter hoc» («после этого - значит, вследствие этого»). Необходимо отметить, что ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в сфере здравоохранения может быть гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной. С точки зрения и врача и пациента наиболее важными из них являются гражданская и уголовная. В связи с появлением таких понятий, как «смерть мозга», «декортикация» при заключении о безнадежности прогноза для жизни вновь возникла дискуссия об эвтаназии (легкой смерти) и о праве на смерть. Эвтаназию, то есть применение активных агентов, ускоряющих наступление смерти безнадежного пациента на заключительных этапах болезни, большинство ученых мира считают безнравственной.
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что в настоящий период этике и медицинской деонтологии угрожает девальвация таких принципов, как гуманность, доброта, сострадание и милосердие. Эта тенденция проявляется в тех случаях, когда врачи усматривают в своих обязанностях не заботу о пациентах и их здоровье, а источник материального благополучия. С другой стороны, появились новые проблемы биоэтики, основанные на последних достижениях генетики и молекулярной биологии. В связи с этим, крайне важно создание медицинских этических комитетов при органах здравоохранения и лечебно-профилактических учреждениях, куда наряду с врачами, должны входить юристы, представители общественности и священнослужители для обсуждения этических вопросов. Только коллегиальный анализ позволит найти рациональное решение спорных этикоправовых проблем при оказании медицинской помощи пациентам детского возраста. Отсутствие законов, охраняющих здоровье и благополучие детей с позиции биоэтики, создает условия не только для этических, но и для правовых нарушений. Именно в этих условиях крайне важно не предавать забвению нравственные постулаты, принципы человеческих отношений