Теоретико-методологический анализ феномена Study-блоггинга в юношеской учебной среде и его практическое значение в современных реалиях. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Теоретико-методологический анализ феномена Study-блоггинга в юношеской учебной среде и его практическое значение в современных реалиях.

Мельникова В.К. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

20-й и 21-й годы 21-го века во многих отношениях стали переломными и особенно ярко подчеркнули важность сети Интернет и ее продуктов в мировом сообществе. Сфера образования столкнулась с необходимостью полной перестройки учебного процесса и переведения ее в онлайн-формат, что во многих случаях сопровождалось значительно возросшей рабочей нагрузкой как в отношении учащихся, так и в отношении преподавателей. В связи с необходимостью проводить дома за экраном компьютера и книгами большую часть дня, участвуя в видеоконференциях и выполняя всевозможные работы, большое распространение в юношеско-подростковой среде получило явление Study-блоггинга, наблюдалась популяризация «учебной эстетики» и публикаций с хештегом #Timemanagement.

Актуальность исследования определяется практической значимостью выбираемых методик обучения, путей дальнейшего развития педагогической практики в современных реалиях, остротой вопроса грамотной организации трудовой деятельности и личностного роста человека в условиях изоляции.

Цель исследования: изучить влияние Study-блоггинга на процесс обучения студентов

Гипотеза исследования: Study-блоггинг способствует формированию мотивационной готовности личности к успешной учебно-познавательной деятельности.

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ научных источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение;

- эмпирические методы: социологический опрос

Основная часть

Блоги – это сетевые дневники одного или нескольких авторов, состоящие из записей в обратном хронологическом порядке и освещающие актуальные для самих авторов и, соответственно, их аудитории темы. В период карантина возросшее внимание молодых людей 15-19 лет к блогосфере/влогосфере объясняется ограничением социальных контактов в сочетании с потребностью в общении со сверстниками, возможностями самоактулизации и заработка.

События последних месяцев стали основой для активного развития такого направления блоггинга, как «учеба на карантине», «рутина на карантине», «мое продуктивное утро» (англ. Study Quarantine Routine/Online School Routine/Productive Morning Routine)ит.п.

Чаще всего речь идет о видеоматериалах, выкладываемых на видеохостинг YouTube, в которых автор демонстрирует процесс обучения в период карантина, дает советы по части организации учебного дня, ведения записей, рассматривает всевозможные обучающие приложения и рассказывает о преподаваемых в его/ее учебном заведении предметах.

Для более детального изучения разнообразных аспектов этого явления среди студентов ВУЗа был проведен социологический опрос, в ходе которого учащимся было предложено ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень их вовлеченности в движение Study-блоггинга, субъективное отношение к транслируемому и оценку следующих категорий: мотивационный компонент подобной деятельности, продуктивность демонстрируемых методов обучения, степень распространенности движения, степень подверженности влиянию движения.

В ходе анализа результатов ислледования были выдвинуты следующие положения:

- Абсолютное большинство респондентов знакомы с течением Study-блоггинга, либо принимали непосредственное участие в создании контента, почти 2/5 опрошенных выразили интерес в отношении данного Интернет сегмента, и только 5% опрошенных проявили полное безразличие. Статистика подтверждает достаточно широкое распространение в студенческой среде изучаемого явления.

- Большинство респондентов связывают знакомство с влогами на ученическую тематику с периодом самоизоляции. Именно в этот промежуток времени в сети начинает появляться большое количество видео и фото, посвященных учебе. С точки зрения психологии это объясняется вынужденностью положения, дискомфортом от инвариантности жизни с наложенными социальными ограничениями, необходимостью нахождения нового стимула, раздражителя, побуждающего к работе в условиях установившейся рутины, поддержания интереса к учебно-познавательно деятельности и возможностью продвижения через предоставление потребителям сетевого рынка актуального продукта.

- 86% студентов предпочитают быстрому выполнению наиболее скучных задач поиск дополнительных источников мотивации и готовности к их осуществлению, что, по словам опрашиваемых, часто граничит с прокрастинацией, в случаях, когда эмоциональный фон, спровоцированный домашней обстановкой не способствует концентрации на решении учебной проблемы. В таких случаях наблюдение за работой другого человека, часто с наложенными на видео Chillout ритмами (стиль электронной музыки - выдержанная и медленная, тональная, «расслабляющая» музыка) оказывает медитативное воздействие, помогает снизить стресс и ощущение фрустрации. Study-влоги характеризуются позитивным отношением к рутинной работе, размеренностью, обилием эстетичных кадров разложенных на столе книг, тетрадей и пр., часто содержат элементы АСМР.

АСМР (англ. Autonomous sensory meridian response, ASMR - Автономная Сенсорная Меридиональная Реакция) - термин, называющий особый вид когнитивного восприятия, выражающегося в ощутимом, ярком наплыве приятных ощущений, покалывания в затылке, распространяющимися в виде мурашек по коже шеи и спине к конечностям, как отклик на определенные звуковые, визуальные и когнитивные «раздражители» (именуемые АСМР-триггерами).

Таким образом, обучающемуся легче восстановить должную готовность к осуществлению учебно-познавательного процесса.

Существующие публикации на данную тему свидетельствуют, что исследователи воспринимают понятие готовности с двух сторон:

-как состояние психики, установку на активное действие(, В.Н. Мясищев Н.Д. Левитов, Е.С. Кузьмин В.Н. Марищук, и др);

-как свойство личности, определяющее эффективность деятельности(Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Б.Г. Ананьев, и др.).

В данном случае речь идет об установке на конкретное действие – обучение. Однако не следует забывать, что готовность к деятельности - это не абсолютная гарантия ее успешности, а только лишь необходимая составляющая для достижения максимальной продуктивности при выполнении этой деятельности. Учащиеся отмечают Study-влоггинг в основном как источник мотивации, возможность практики иностранного языка (если видео снято и загружено в сеть иноязычным пользователем), а также как способ быстрого достижения состояния релаксации и сосредоточенности. Однако нельзя исключать также вероятности «застревания» на этапе получения удовольствия от достижения состояния готовности.

Примером может послужить вывод, сделанный на основе анализа двух диаграмм ниже:

В первом случае влияние Study-влоггинга можно расмотреть с двух точек зрения – формирование созидательного, творческого отношения человека к работе с одной стороны и потеря практичности – с другой. Конспект – это в первую очередь краткое, лакончиное изложение какого-либо материала. Структурированный материал приятен глазу и легко усваивается, но иногда учащиеся уделяют больше внимания его эстетическому виду, чем практической ориентированности и грамотной организации времени, что становится очевидно из следующей диаграммы:

Предложенное для анализа фото изобилует элементами, отображение которых требует достаточно большого количества временных затрат, но на практике бесполезно и даже отвлекает от содержания записей. Учащийся сможет разместить это фото в социальных сетях, получить одобрение свертников, реализовав потребность в успехе. Однако, «застряв» на этапе получения эстетического удовольствия, он израсходует большее количество энергии на овладение меньшим количеством навыков в данной предметной области. Атмосферность и внешняя привлекательность Study-влогов часто не соответствует реальности, пропагандирует не самые эффективные методы организации рабочего времени, а заявленные в описании под видео несколько часов учебы в реальности снимаются не один день. Авторы таких видео воспринимаются как личности с гипертимной акцентуацией характера (постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность, жажда деятельности, тенденция не доводить начатое до конца). Сопоставление продуктивности автора со своими возможностями приводит к подавленности и комплексу неполноценности у зрителя, который вместо мотивации ощущает недостаточную самоотдачу со своей стороны, нехватку времени на оформление и применение знаний, умений и навыков. При этом, согласно исследованиям В. И. Чиркова, обычно любая информация о некомпететности снижает внутреннюю мотивацию личности, но не все неудачи уменьшают чувство компетентности, поскольку человек способен осознавать, что во время приобретения навыков неудачи неизбежны. В небольших количествах неудачи способствуют осознанию своих слабостей и желанию совершенствовать мастерство. Человек не должен страдать от ощущения неполноценности, сталкиваясь с преодолимыми естественными ограничениями, однако возможность идеализации чужого образа в сети Интернет часто поднимает уровень его ожиданий на совершенно иной уровень, приводя к амотивации – отсутствию мотивации в принципе.

- Подтверждение вышесказанного находим в данных следующих ответов студентов.

Среди факторов отрицательного влияния Study-влоггинга лидирующее положение занимает чувство неудовлетворенности собственными успехами, угнетение, депрессия, порожденные «Культом успешности».

Так же респонденты выделяют романтизацию переутомления и гиперпродуктивности, непрактичность методов обучения и значительные денежные растраты на брендовые вещи.

Для большей наглядности еще раз кратко обозначим основные плюсы и минусы учебно-мотивационного сегмента всемирной сети.

Плюсы:

Мотивация, способ настроиться на учебно-познавательскую деятельность

Возможность языковой практики

Знакомство с разными методиками обучения, обучающими приложениями

Способ расслабиться без переключения с учебной деятельность

Обычно не очень большая продолжительность видео (15-20 минут)

Способ самореализации (при создании контента)

Минусы:

Ощущение своей неполноценности в сравнении с автором видео, давление «Культа успешности»

Не всегда актуальные методики обучения и time-management-а

Денежные растраты на дорогостоящие канцтовары/рюкзаки и пр. от известных брендов

Губительной влияние идеализации переутомления и гиперпродуктивности.

Исходя из нашего исследования мы выяснили, что Study-блоггинг, как и многие другие ответвления блоггинга в целом, обладают своими достоинствами и недостатками. Их ресурсные возможности связанны с самопрезентацией, трансляцией информации учебного содержания, расширением мировоззрения, активизацией личностно значимых потребностей, развитием личностных качеств и свойств, нормализацией нервно-психической сферы, побуждением к активной деятельности, улучшением настроения и тому подобное. Несомненно, их потенциал все еще не раскрыт до конца и относителен, однако популярность такого рода видео уже служит доказательством их состоятельности, как способа формирования мотивационной готовности личности к учебно-познавательной деятельности.

Литература

1. Азбель, А. А. Исследование подростковых видеоблогов: функционально-коммуникативный анализ содержания и речевой культуры / А. А. Азбель [и др.] // Научно-педагогическое обозрение. – СПб., 2018. – С. 113–124.

2. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – https://556.slovaronline.com/

3. Полешко Н. С. Психологическое воздействие блогов и влогов на процесс самоактулизации юношей и девушек – Николаев. – 2020.

4. Терминологический словарь профессионального психолога [Электронный ресурс]. – https://studme.org/85703/psihologiya/terminologicheskiy_slovar_professionalnogo_psihologa

5. Александров А. Гю Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности – Новосибирск - 1999.

6. Амбросимова, Е. Е. Видеоблогосфера: построение онтологии предметной области /Е. Е. Амбросимова // Дискурс. – 2017.

Просмотров работы: 9