Факторы формирования суицидальных наклонностей у студентов. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Факторы формирования суицидальных наклонностей у студентов.

Козлова С.Д. 1, Вахромеева Ю.В. 2
1ТГПУ им Л.Н. Толстого
2ТГПУ им Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вторая половина XX века связана ростом суицидальных наклонностей среди молодежи. Во многих странах суицидальные попытки являются одной из основных причин неотложной госпитализации и лечения молодых людей, что является тяжелым бременем для систем здравоохранения этих государств. По материалам ВОЗ, суицид как причина смерти вышел на одно из первых мест в мире. Самоубийства у лиц в возрасте до 25 лет составляют примерно 19 % от общего числа. Только Россия занимает второе место по количеству самоубийств за 2020 год. В Соединенных Штатах каждые двадцать четыре минуты происходит очередное самоубийство. Как рассматривается суицид в современной психологии? И главный вопрос: как мы можем помочь людям, страдающим суицидальными наклонностями?

Одним из разделов современной психологии является суицидология. Суицидология-научная отрасль, изучающая суицидальное поведение и способы предотвращения самоубийств. Суицид представляет собой действие, целью которого является смерть. При описании этого явления в специальной и неспециальной литературе, а также в повседневной речи используются следующие понятия: «добровольный уход из жизни», «самоубийство», «самоуничтожение». Независимо от этих и других названий обычным определением суицида было «добровольное, намеренное самоубийство». Некоторые суицидологи придерживались собственных более сложных определений. Эдвин Шнейдман (американский клинический психолог, суицидолог и танатолог) дал следующую определение: «Суицид есть сознательное самоуничтожение, необходимое хорошо понимающему свое расстройство индивидууму, считающему самоубийство самым лучшим решением своей проблемы». Считается, что сам термин «суицид» стал использоваться суицидологами с момента опубликования в начале ХХ века знаменитого исследования-эссе о самоубийстве французского социолога Э. Дюркгейма, сосредоточившего свое внимание в основном на сознательном характере феномена. Результаты первой части книги: в каждой социальной группе есть наклонность к самоубийству, причем она зависит от социальных причин и представлять собой коллективное явление. Для того чтобы исследовать причины нужно исследовать социальные условия, от которых они зависят, сгруппировать эти условия по их сходству и различию в отдельные классы. Каждый класс будет соответствовать определенному типу самоубийства.

При рассмотрении психологического смысла незавершенных суицидов важнейшую роль играет проблема определения желания суицидентами собственной смерти. В литературе имеются указания, что, несмотря на заявления немалой части суицидентов о своем желании умереть в момент совершения суицидальной попытки, истинное стремление к смерти у них отсутствует. В теоретических исследованиях А. Г. Амбрумовой и ее сотрудников также показано, что конечная цель попытки самоубийства (смерть) и ее психологический смысл не всегда совпадают. Были выделены различные типы психологического смысла суицида каждый из которых в большей или меньшей степени не соответствует подразумеваемой конечной цели аутоагрессивных действий. Под самоубийством понимаются два разнопорядковых явления:

1. Индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком.

2. Относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. [1, с. 62].

Среди наиболее типичных мотивов суицидального поведения среди молодежи большинство исследователей выделяют такие переживания, как обиды, одиночество, отчужденность, утрата родителей, их развод или уход из семьи одного из родителей, неразделенная любовь, ревность, чувство вины, оскорбленного самолюбия, страх наказания, желание отомстить, злоба, сексуальные эксцессы, подражание. Большинство совершающих суицидальные действия осуществляют их при незначительном временном разрыве от начала формирования суицидальных мыслей. Самым частым способом попытки самоубийства является отравление лекарствами – 68 %, самоповреждения составляют 28 %, отравления веществами бытовой химии – 2 %, газом – 1 %, уксусной эссенцией – 1 %. Такая тенденция, скорее всего, объясняется доступностью различных химических веществ, в частности лекарственных препаратов – 90 % случаев отравлений. Наиболее тяжелыми формами отравлений являются трициклические антидепрессанты, обладающие выраженным кардиотоксическим эффектом, а также лепонекс – препарат с длительной токсикогенной фазой и некоторые другие.

Исходя из исследования, которое описана в статье Бохан Н.А., Аболонин А.Ф журнала «Суицидолгия», мы узнаем, что особенности формирования деструктивных форм поведения (гетеро,- и аутоагрессия, суицидальное и аддиктивное поведение) с учётом гендерно-возрастных различий, характерологических особенностей личности, условий воспитания. Установлены спецификация и модифицирующее влияние пенитенциарной агрессии на формирование параметров суицидального поведения у делинквентных подростков. Исходя из полученных данных, лечебно- реабилитационные и профилактические мероприятия следует проводить с учётом прогностической важности гендерно-возрастных различий, индивидуальных характеристик эмоциональных проявлений, а также возможностей актуального уровня и качества.

Самоубийства являются второй по причине смертей среди студентов. Исследования, проведенные среди всех групп молодежи, показали, что доля молодежи с наличием суицидальных наклонностей достаточно высока и составляет 8 % для всех групп в целом (только наличие попыток суицида в прошлом). При этом процент молодых людей, относящихся к суициду толерантно, или считающих его выходом из трудных жизненных ситуаций еще больше — от 30 % для школьников и до 54 % у студентов. Пики суицидальной настроенности приходятся на 15–16 лет (больше аффективных суицидальных мыслей, вызванных особенностями переходного возраста) и 22–25 лет (больше истинного суицидального поведения, имеющего достаточно глубокие, зачастую экзистенциальные основания). Суицидальные наклонности формируются под влиянием целого ряда факторов. Эти факторы могут быть как биологическими, так и социальными, культурными, этническими.

Почему? Что заставляет молодых, физически здоровых и с виду благополучных людей совершать суицид: резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с крыш домов?

Существует ряд причин, которые встречаются наиболее часто. Но необходимо отметить, что каждый случай суицида - индивидуален, но социологи и психологи смогли выявить некоторые общие тенденции, присущие именно суицидам среди студентов.

Самым распространенными причинами для совершения суицида среди студентов являются: необходимость впервые жить вдали от дома и справляться с новыми проблемами самостоятельно; попытка лидировать по успеваемости при более серьёзной, чем в школе, конкуренции; колебания в выборе карьеры; одиночество из-за отсутствия давних друзей и беспокойство из-за новых; отсутствие постоянной поддержки со стороны семьи.

Многие социологи и психологи изучали жизнь и учебную деятельность студентов, совершивших самоубийство. Их исследования показали, что эти студенты были более мрачные, чаще пребывали в депрессии, чем их более успешные однокурсники. Они также на регулярной основе сообщали другим о своих суицидных намерениях, часто переводя это в шутку. Основным провоцирующим событием являлось беспокойство по поводу учебы, физического здоровья и трудностей в отношениях с другими студентами.

Учебный процесс и сложности, связанные с ним - достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто - студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.). Среди психологов есть предположения о том, что это происходит из-за специфики данных специальностей. Зачастую эти направления подготовки выбирают для себя люди неразговорчивые, неадаптивные, необщительные, как говорят в студенческой среде, «ботаники». Такие подростки, как правило, имеют высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников.

Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации студента в условиях конфликта. Специалисты выделить ситуационные и личностные факторы, провоцирующие у человека суицидальное поведение.

К ситуационным факторам относятся:

Прогрессирующее заболевание, не поддающееся лечению.

Экономические трудности, ведущие к материальным проблемам, связанным с едой, одеждой, жильем. Люди, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, начинают думать, что это навсегда и они не смогут ничего изменить.

Смерть близкого человека. Если в семье умирает человек, то рушится привычный уклад семейной жизни. Молодежь тяжело переживает утрату, в течение долгого времени отрицает возникшую реальность. Испытывая мучительные душевные терзания, суицид представляется, либо, как возможность избавления от этих терзаний, либо возможность воссоединиться с умершим человеком.

Конфликты в семье или развод родителей. Согласно исследованиям, многие подростки, покончившие с собой, воспитывались в неполных семьях.

К личностным факторам можно отнести комплекс неполноценности человека, шизоидный тип характера.

Как помочь людям, страдающим суицидальными наклонностями?

Правильная помощь и предупреждение самоубийства чрезвычайно важны. К сожалению, не все психологи и врачи считают, что могут брать ответственность за чужую жизнь. Такая позиция, с одной стороны, обусловлена чисто человеческими чувствами – разочарованием, досадой, ощущением беспомощности, а с другой – подкрепляется абстрактными рассуждениями о гражданских свободах и о правах человека, о том, что на ряду с «правом на жизнь», каждому человеку принадлежит и «право на смерть». В то же время действующее законодательство допускает принудительную госпитализацию людей, представляющих опасность для самих себя.

Иногда психологи и психиатры при беседе с человеком, пытавшимся совершить суицид, используют полушутливую манеру, стараясь выставить попытку самоубийства (и ее причины) в несерьезном свете. Некоторые специалисты применяют такой подход только к лицам, совершающим повторные попытки. Этот довольно спорный способ иногда уменьшает степень опасности, а порой даже подразумевает несерьезность попыток самоубийства. Другие специалисты, напротив, рекомендуют госпитализацию пытавшихся совершить самоубийство, чтобы предотвратить повторные попытки суицида.

Лечение и профилактика суицида должны включать меры психиатрического (в частности помещение в больницу), психотерапевтического и социального характера. Исходить следует из того, что большинство совершивших суицидальные попытки можно заставить отказаться от своих намерений. Если попытки самоубийства обусловлены депрессией или шизофренией, то часто бывает достаточно лечения основного заболевания. Главная же задача психолога – разобраться вместе с больным, почему тот хочет умереть, как сделать жизнь для него более ценной, найти то, что поможет ему не считать самоубийство единственным выходом. Следует, прежде всего, выслушать больного, заставить его раскрыться. К любым угрозам самоубийства необходимо относиться серьезно. Важно также обеспечить больному безопасность и моральную поддержку. Иногда для этого бывает достаточно помочь больному открыть свои чувства родным и друзьям, а тех, в свою очередь, убедить в том, что с ним надо проводить больше времени и не уходить от откровенных разговоров. Из комнаты или даже из квартиры удаляют возможные средства самоубийства – огнестрельное оружие, ножи, сильнодействующие лекарственные средства, яды, веревки, ремни, шнурки. Существует множество подходов к предотвращению самоубийства, и выбирать тот или иной из них всегда надо индивидуально.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснить, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта.

Риск самоубийства следует рассматривать как неотложное состояние. Для таких больных должна быть обеспечена возможность круглосуточной психологической и медицинской помощи. В тяжелых случаях необходима госпитализация с постоянным наблюдением.

Список литературы:

Шелехов И. Л, Каштанова Т. В., Корнетов А. Н., Толстолес Е. С.

Суицидология: учебное пособие – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011.

Геннадий Старшенбаум Суицидология и кризисная психотерапия. - 5-89353-132-9 изд. Когито-Центр, 2005.

Л.Н.Юрьева Клиническая суицидология . - 966-525-740-4 изд. - Днепропетровск : Пороги, 2006.

Эдвин Шнейдман Душа самоубийцы . - 0-19-10366-1 изд. - М.: Смысл, 2001.

Меннингер Карл Война с самим собой. - 978-5-04-005636-1 изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.

Тараненко, О. Н. Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества / О. Н. Тараненко, Я. А. Идрисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 710-713. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26832

Просмотров работы: 34