Введение: Современная отрасль железнодорожного производства и эксплуатации характеризуется высокой сложностью и насыщенностью трудовых процессов, требующих профессиональной скорости и правильной эксплуатации локомотивов, значительного уровня концентрации интереса и поиска необычных выводов. Данная отрасль обладает значительной нагрузкой, психической и физиологической интенсивностью, а также способностью усиливать координацию, последовательность действий и цивилизованных движений, а также значительным уровнем ответственности. В приведенной статье мы рассмотрим материалы которые касаются, теоретических подходов становления профессионально-отраслевая физической подготовки работников железной дороги, как физическая подготовка влияет на развитие личности и критерии, предъявляющие при работе на железнодорожном транспорте.
Цель работы представляет собой рассмотрение содержания физической подготовки работников железной дороги, а также как развивать в процессе учебы физическую подготовку у студентов.
Современные представления и веяния при развитии физической культуры.
На данный момент считается, что профессионально применяемая физическая нагрузка осуществляет собственные преобразующие функции, в основном в форме профессионально-практической физической подготовки, профессионально-практического спорта, профессионально-практического восстановления (отдыха) и профессионально-практической реабилитации.
Принимая во внимание специализированный вид физической культуры, в последнее время все больше говорят о промышленной науке, промышленном производстве и промышленной культуре, поэтому логично предположить, что обучение в железнодорожной системе должно быть отраслевой спецификой и тенденцией развития.
Многие научные данные свидетельствуют о том, что постоянные физические упражнения и нагрузки, рассматриваются как альтернативный вариант трудовым нагрузкам, так же являются единым надежным и правильным методом возобновления функциональных способностей. В ходе выполнения спортивных упражнений достигается большая степень функционирования всех физиологических систем организма, что гарантирует способность к продуктивному труду, увеличивается резервная емкость организма, снижается стоимость адаптации к процессу продуктивной деятельности.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, внося свой вклад в успешное развитие железнодорожной профессии. Подготовка к профессиональной деятельности осуществляется в течение всего периода обучения в университете, а совершенствование различных аспектов личности с помощью физической культуры и спорта является основной задачей образования. Средства физической культуры, главным образом, направлены на формирование профессиональных качеств будущих специвлистов железнодорожного транспорта, таких как: стабильность психофизические качества, способность распределять внимание на несколько объектов, окружающих, ловкость и точность, координацию движений, способность ориентироваться в пространстве и во времени, способность быстро освоить различные действия, мелкой моторики и физической формы универсальный.
Физическая подготовка и степень требуемых физических качеств студентов.
Среди различных видов физических упражнений выбираются те, который наиболее подходят будущим работникам железнодорожного транспорта.
Например, выпускник: "Строительство железных дорог, путей и путевого хозяйства" должен быть в идеальной физической форме, так как его специальность отличается большими физическими нагрузками и выполнением двигательных действий скоростно-силового характера, а так же трудовые действия связанные с приложением мышечных усилий и большими энерготратами.
Для специалистов: "Организация шрузовых перевозок и управление на транспорте" (по видам) для проверки координации и отзывчивости используются тесты, такие как: метание мячей, упор присев – упор лежа за одну минуту. Для оценки: силы разгибателей тазобедренного и коленного суставов – время удержание данной позы; Выносливости – шести минутный бег; Мышц брюшного пресса – поднимание туловища из положения лёжа на спине; Скоростных способностей – челночный бег 3х10 м.
Одной из основных профессий, от которой зависит качество и эффективность железнодорожного транспорта, является "машинист локомотива" и "помощник машиниста локомотива". Одной из важнейших причин, приводящих к серьезному дефициту в профессиональной подготовке "локомотивных механиков" и их "помощников локомотивных механиков", является отсутствие научно обоснованных методов развития профессиональных навыков применения физических средств и даже результатов экспертного анализа руководителем трудовой деятельности основных видов спортивной механики и помощников локомотивных механиков: координация движений, скорость двигательных движений, устойчивость к мышечной работе, устойчивость к статическим нагрузкам, способность выдерживать физическое и умственное утомление, мышечная сила, гибкость, устойчивость к монотонной работе, внимание.
Физическая культура, как составной элемент профессиональной подготовки железнодорожника.
В ходе профессиональной физической подготовки также высококлассного применения различных видов спорта у специалиста железнодорожного транспорта формируется общественно-промышленный портрет профессионала. Обусловливается его точка зрения, профессионально значимые физические способности, нравственные качества человека, формирование творческого нрава, способствующие социально-трудовой деятельности.
Содержание профессиональной и физической подготовки устанавливает запросы личности специалиста, прежде всего его физико-психологической подготовки, которая тесно связана с особенностями профессиональной деятельности.
Интенсивное выполнение физических упражнений приводит к ряду положительных изменений в организме человека: улучшается взаимодействие процессов в центральной нервной системе, функции питания, компонентов крови, функции сердца, кровообращение головного мозга.
Среди инженерно-технических работников железной дороги, занимающиеся спортом, улучшились показатели дыхания, обмена газа в легких, энергоснабжения мышечной деятельности, и, таким образом, повышаются показатели работоспособности.
Занятия спортом оказывают колоссальное воздействие на формирование важных психологических качеств в трудовой деятельности. Данный шанс продемонстрирован с помощью подбора специальных средств психофизической подготовки и физического обучения для расширения стойкости внимания и эмоциональных движений к труду и физической активности.
Критерии профессиональной физической подготовки.
Для того чтобы спланировать и улучшить развитие физического воспитания в рамках профессиональной физической подготовки, следует знать критерии его производительности. В научных источниках наиболее часто выделяют следующие критерии:
1. Критерии описания социально-экономических выгод от профессиональных физических упражнений. Эти критерии определяют влияние на результаты производственной деятельности. Приемлемость тарифов зависит от уровня творческой работы, социальной активности, изобретательской и рационализаторской деятельности, качества и эффективности выполнения стандартных решений, характерных для данного специалиста.
2. Критерий характеризует влияние профессиональной спортивной подготовки на индивида в целом, его профессиональные способности, развитие личностного характера и качества, необходимые в его профессиональной деятельности. На основе этих критериев проводится комплексная оценка профессиональной компетентности лиц, занимающихся профессиональными физическими упражнениями, или уровня развития их личностных характеристик и качеств. Показатели эффективности относятся к разнице между оценкой общего уровня профессиональной компетентности или личностных качеств до и после реализации программы обучения.
3. Стандартная характеристика методики и организации профессиональной физической нагрузки. В соответствии с этими критериями определяется степень выполнения требований и правил, вытекающих из принципов методической системы занятий спортом, строгого плана выполнения, методических рекомендаций и стандартов профессиональной спортивной подготовки.
4. Критерии определения экономической осуществимости профессиональных физических упражнений. Показатели эффективности здесь – материальные ресурсы и социально полезное время, потраченное на учебный процесс для улучшения результатов работы или повышения уровня психофизиологической готовности. Количественные показатели производственных видов заболеваемости.
Заключение. Занятия физической культурой и спортом полезны и необходимы людям любого возраста. Профессиональная деятельность в области железнодорожного транспорта требует от специалиста общей силовой выносливости, статической выносливости мышц рабочей позы, силы основных групп мышц, скорости простых и сложных двигательных реакций, пространственных, силовых и временных характеристик движений рук и ног, умения точно различать вестибулярную устойчивость, темперамент, уравновешенность и самостоятельность.
Список литературы
Гигиена и физиология труда на железнодорожном транспорте: Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека / Под ред. А. А. Прохорова. - М.: Транспорт, 1973. - 264с.
Колиненко Е. А. Повешение уровняфизического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры: Автореф. Дис. ... Канд. пед. наук / Е. А. Колиненко; ДВГАФК. - Хабаровск 2001 г..
Полиевский С. А. Физкультура и профессия: Монография / С. А. Полиевский И. Д. Страрцева. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 160с.