Обоснование решения задачи автоматизации рейтинга активистов вуза - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Обоснование решения задачи автоматизации рейтинга активистов вуза

Дубовченко А.А. 1, Ширяева Е.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный аграрный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы рейтинговой системы активности студентов актуальны для образовательного пространства вуза [1]. Плюсы и минусы студенческого рейтинга активности обсуждались не один раз, эти вопросы давно являются темой многих педагогических дискуссий [2]. Главными преимуществами рейтинговой системы являются стимулирование и активизация обучающихся. На сегодняшний момент воспитательно-образовательное пространство вуза включает в себя сеть разнообразных студенческих объединений: научных, социальных, общественных, патриотических, спортивных, клубных, творческих. Каждое направление студенческой жизни в вузе представлено несколькими молодежными отделами, отвечающими за организацию студенческих мероприятий от университетских до международных по своему масштабу.

Сбор рейтинга активности студентов всего вуза является непростой задачей, с каждым годом растет количество мероприятий и студентов-активистов, поэтому задействуется все больше сотрудников для обработки этой информации. Как правило, этот процесс в вузе представляет собой по сути «ручную» обработку данных, так как сбор и объединение данных в один документ, определение и подсчет баллов по каждому активисту, формирование итоговых документов происходит локально и в разных текстовых или табличных редакторах. Поэтому растет количество ошибок, снижается оперативность подачи сведений о рейтинге активистов вуза. Отсюда актуальность вопроса автоматизации процесса обработки рейтинга активности студентов.

Анализ процесса обработки рейтинга студентов в Волгоградском государственном аграрном университете позволил выделить следующие требования к автоматизации исследуемого процесса:

единая база активистов вуза;

оптимизация скорости работы и кеширования, которое способствуют максимальная производительность обработки информации;

максимально придерживаться сложившемуся алгоритму, который учитывает специфику обработки рейтинга студента для данного вуза;

автоматическая генерация шаблонов документов;

авторизация с использованием популярных социальных сетей;

идентификация студента по ID;

автоматический сбор статистики работы в системе, отслеживание действий пользователей, ботов и логирования всех процессов;

возможность интеграции различных модулей из социальных сетей для повышения мотивации у студентов;

удобное администрирование системы, не требующее высокой квалификации специалиста.

Следующим шагом в решении поставленной задачи автоматизации рейтинга является обзор готовых решений на рынке программного обеспечения, которые могут быть полностью или частично использованы для решения поставленной задачи с учетом выше перечисленных требований.

Анализ рынка отечественного ПО позволил выделить только два готовых решения, возможных к использованию для автоматизации студенческого рейтинга в вузе:

1С Университет ПРОФ;

готовая БД Microsoft Access Сургутского политехнического колледжа.

Исходя из предложенных вариантов, необходимо провести анализ представленных решений, рассмотреть их плюсы и минусы, определить наиболее подходящее методом идеальной точки.

Метод идеальной точки называют также методом смещенного идеала. Метод предполагает построение «идеального объекта», т.е. некоторого варианта решения, которое может приниматься как наилучшее возможное решение. Образ такого «идеального объекта» может не принадлежать реальному множеству объектов и даже не существовать в действительности. Наличие идеального объекта задает точку отсчета при сравнении реальных альтернатив с этим идеальным вариантом. При этом объекты из множества допустимых альтернатив сравниваются с моделью сформированного «идеального объекта» по критерию расстояния от текущего варианта до идеального. На основании этого значения расстояния происходит процедура ранжирования альтернатив по степени близости к «идеальному объекту» [3].

Для проведения анализа отобранных готовых решений методом идеальной точки необходимо определиться с критериями сравнения и их показателями, для этого рассмотрим программные продукты более подробно.

1С Университет ПРОФ позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения: поступление в вуз, обучение, оплата за обучение, выпуск и трудоустройство выпускников, управление научной работой и инновациями, дополнительным и послевузовским образованием, аттестацией научных кадров, кампусом вуза и др. [4]. В системе на данный момент нет необходимого нам функционала, однако возможна адаптация данного решения под различные непредусмотренные изначально задачи, в том числе и ведение рейтинга активистов.

Access является реляционной СУБД. Это означает, что с ее помощью можно работать одновременно с несколькими таблицами базы данных. Применение реляционной СУБД помогает упростить структуру данных и таким образом облегчить выполнение работы. Данные Access очень просто комбинировать с данными Excel. Система Access содержит набор инструментов для управления базами данных, включающий конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов. Кроме того, Access можно рассматривать и как среду для разработки приложений.

Готовая БД Microsoft Access Сургутского политехнического колледжа позволяет автоматизировать слежение за успеваемостью, а также активностью студентов, генерировать множество гибких отчетов, наблюдать за рейтингом как одного, так и нескольких студентов, а еще отслеживать мероприятия и показатели студентов [5].

Приведем возможности решения в Access:

хранение информации о студентах, проводимых мероприятиях, молодежных отделах; факультетах, преподавателях, предметах, задолженностях по учебе;

выполнение запросов на поиск, изменение и систематизацию БД;

удобный пользовательский интерфейс;

отслеживание показателей студентов;

общий рейтинг студентов.

Не смотря на достаточно полный функционал, необходимый для решения поставленной задачи, у БД Access Сургутского политехнического колледжа есть существенные недостатки.

MS Access относится к файл-серверным СУБД. Это означает, что абсолютно вся обработка данных происходит на компьютере клиента, пользователя. Это приводит к тому, что по ЛВС протекает огромное количество данных, и если с решением одновременно будет работать большое количество клиентов, то велик шанс перегрузки сети. При этом серверная часть лишь извлекает данные и передает их по требованию.

Еще одним существенным недостатком является то, что в Access отсутствуют надежные средства защиты данных. Возможно использование только пароля на базе данных и пароля от пользователя. Хорошему специалисту будет не сложно снять данную защиту.

Так как рассмотренные готовые решения не удовлетворяют всем ранее определенным требованиям автоматизации, необходимо рассмотреть вопрос собственной разработки. Предполагается, что собственная разработка будет выполнена на основе современного инструментария с использованием web-технологий и состоять из нескольких компонентов, описанных ниже.

HTML (Hyper Text Markup Language) – язык гипертекстовой разметки, используемый для определения структуры и описания содержания веб-страницы в структурированной форме.

CSS (Cascading Style Sheets) – каскадные таблицы стилей, содержащие набор свойств для определения внешнего вида документа (страницы).

PHP (Personal Home Page) – скриптовый язык программирования, созданный для генерации HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных, при помощи PHP можно генерировать html-страницу непосредственно в процессе обработки действий пользователя.

JavaScript – язык управления сценариями просмотра веб-страниц на стороне клиента (т.е. на компьютере пользователя).

Базовый набор из перечисленных выше компонентов способен решить нашу задачу автоматизации с учетом поставленных требований. Для ускорения и облегчения разработки, лучше использовать уже готовый набор фреймворков, библиотек, расширений и дополнений.

Для построения интерфейсов предлагается решение в виде Boostrap 4 – свободный набор инструментов для создания сайтов и веб-приложений. Включает в себя HTML и CSS шаблоны оформления для типографики, веб-форм, кнопок, меток, блоков навигации и прочих компонентов веб-интерфейса, включая JavaScript-расширения.

Чтобы пользователь мог взаимодействовать с интерфейсами, чаще всего используется jQuery – набор функций JavaScript, фокусирующийся на взаимодействии JavaScript и HTML.

Для взаимодействия с базой данных, выполнения сложных алгоритмов и генерации интерфейсов на основе шаблонов, в решение входит RedBeanPHP – мощная ORM для PHP, которая значительно упрощает работу с базами данных.

Создание web-приложения предполагается в специальной среде разработки IDE PhpStorm.

Перечисленные ранее технологии по отдельности не способны решить поставленные задачи, но объедение их в определённый комплекс даст возможность оптимального решения поставленной задачи.

Таким образом, для выбора решения автоматизации мы имеем два готовых решения, один из которых требует существенной доработки, и вариант собственной разработки. Для сравнения этих вариантов методом идеальной точки необходимо определиться с критериями сравнения. Возьмем следующий набор критериев, исходя из требований к решению поставленной задачи автоматизации:

простота разработки;

доступность с разных устройств;

высокая скорость обработки данных;

вывод отчетов по шаблонам;

логирование действий в системе;

вывод информации в web-интерфейсе;

легкость администрирования;

простота разворачивания решения;

обработка на стороне сервера;

защита данных;

многопользовательский режим;

отладка;

возможность расширения с помощью дополнительных модулей;

цена.

Расчет рейтинга рассматриваемых решений методом идеальной точки был выполнен в Excel и представлен на рисунке 1, на рисунке 2 представлено графическое представление метода идеальной точки.

Рисунок 1 – Рейтинговая оценка решений на основе метода идеальной точки

Рисунок 2 – Графическое представление метода идеальной точки

На рисунке 2 видно, что решение «Собственная разработка» самое близкое к идеальному, оно соответствует большему количеству необходимых критериев. Анализ доступных программных решений и технологий, а также метод идеальной точки (рисунок 1-2) показали, что выбор решения задачи автоматизации рейтинга активистов вуза за собственной разработкой. При решении задачи автоматизации будут использованы современные web-технологии, в их список войдут MySQL, PHP, HTML, CSS, JS, ввиду их гибкости и безграничных возможностей применения.

Список используемых источников

Романова, А. П. Разработка подхода к процессу формирования учебного рейтинга студентов / А. П. Романова // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3431/ (дата обращения: 13.02.2021).

Киреев, Д. Г. Преимущества и недостатки рейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов / Д.Г. Киреев, К.А. Кузьмин, П.В. Левин // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2008. №52. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-reytingovoy-sistemy-otsenivaniya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 13.02.2021).

Studme – Метод идеальной точки // – URL: https:// studme.org/353256/menedzhment/metod_idealnoy_tochki (дата обращения: 13.02.2021).

1С: Университет ПРОФ // Сайт ООО "1С". – 2011-2021. – URL: https://solutions.1c.ru/catalog/university-prof (дата обращения: 13.02.2021)

Савельева, С. Реализация модели в среде системы управления базами данных. База данных «Рейтинг студентов». // Образовательная социальная сеть nsportal.ru – URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/07/saveleva_sl.pdf (дата обращения: 13.02.2021).

Просмотров работы: 28