«Синдром отличника» в университетской среде - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

«Синдром отличника» в университетской среде

Дьякова А.В. 1, Сахарова Е.С. 1
1ТГПУ им Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Название синдрома отличника объясняется возрастом появления – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых.

Синдром отличника – это психологический термин. Под ним понимаются психологические особенности личности, при которых человек стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих, то есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства. Несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Синдром отличника – это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Обычно синдром начинает формироваться в детском возрасте, а потом переходит на студенческие годы и во взрослую жизнь. Человеку c синдромом отличника во взрослой жизни чрезвычайно сложно избавиться от них.

История появления понятия

Изначально термин перфекционизм появился в философии, обозначая учения и идеи, связанные с совершенствованием человека. На данной проблеме акцентировали внимание многие великие мыслители, и в известном смысле к философам-перфекционистам можно отнести Г. Лейбница, А. Шефтсбери, Ж. Кондорсе, Э. Ренана, X. Вольфа, И. Канта, которые считали совершенствование человека его нравственной целью и видели в нем смысл человеческой истории.

В психологии первые научные теоретические попытки исследования перфекционизма были предприняты в начале 30-х годов XX века К. Хорни и А. Адлером, а серьёзно изучать эту тему на западе стали только в 1980-е годы. Они трактовали перфекционизм как обостренное стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности, так и к результатам любой деятельности.

Для синдрома отличника характерны следующие проявления:

постоянное ожидание похвалы и одобрения со стороны;

стремление доводить работу до идеального состояния;

болезненное отношение к критике;

страх неудачи при выполнении любого дела, особенно в котором нет опыта;

гиперответственность;

ревность к чужим успехам.

Как возникает синдром отличника

«Все мы родом из детства», – сказал однажды французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. И зарождение в человеке синдрома отличника кроется там же, в детстве. Ребенок, которому не хватает поддержки, одобрения и похвалы со стороны родителей, часто старается привлечь их внимание через становление лучшей версией себя. Он стремится выигрывать в школьных олимпиадах, спортивных соревнованиях, получать наивысшие оценки за контрольные работы, быть так называемым «любимчиком» учителей. Такие дети боятся неправильно ответить на уроке, упасть в глазах преподавателей, тренеров. Особенно комплекс отличника свойственен тем детям, чьи родители частенько сравнивают их с другими детьми, заставляя их стыдиться собственных неудач. Именно поэтому отличники всё время стараются сделать всё лучше других, зачастую даже в ущерб себе.

Эта постоянная борьба зачастую остаётся в молодых людях в студенческие годы, то есть поступив в ВУЗ, они не могут избавиться от навязчивой идеи быть лучшим в группе, потоке, курсе. Нередко, студенты, готовые на все ради заветной пятерки, занимают отчужденную позицию в группе по отношению к остальным, и этому есть несколько причин. На многих имеют влияние родители, беспокоящиеся о том, чтобы их ребенок думал только об учебе и ни с кем не заводил ни дружбу, ни отношения, способные плохо сказаться на успеваемости.

Некоторые сами по себе высокомерно относятся к сверстникам, считая их недостойными, чем отталкивают от себя окружающих. Есть и те студенты, которые испытывают трудности адаптации в коллективе. Блестящие успехи в учебе скрывают их неумение общаться с ровесниками, стеснительность и закомплексованность.

Положительные и отрицательные стороны синдрома

На первый взгляд может показаться, что в синдроме отличника нет ничего плохого. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение сроков и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Перфекционизм часто не отличают от сильной мотивации в достижении поставленных целей и упорства в решении жизненных задач. Однако, стремления перфекциониста отличаются от здоровой мотивации крайней навязчивостью и даже маниакальностью.

Здоровую мотивацию достижения формируют адекватная самооценка и уровень притязаний, поэтому постановка целей, соизмерима с собственными способностями и возможностями. Возможность провала принимается во внимание и адекватно оценивается, это не приводит к деморализации, а, наоборот, является стимулом, повышает желание найти оптимальное решение. Достижение поставленных задач вызывает удовлетворение и радость.

Для человека, страдающего «синдромом отличника» дела обстоят по-иному. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку окружающих и особенно начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Таким способом «отличник», сам того не подозревая, гонит себя в ловушку – невозможность выполнения задачи сулит ему провал, которого перфекционист бессознательно боится. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни. Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием.

Итак, мы видим, что человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье. Вот почему важно избавиться от синдрома отличника.

Борьба с синдромом отличника

На просторах сети Интернет можно найти великое множество советов о том, как же избавиться от синдрома отличника и нужно ли избавляться от него вообще. В подобных статьях приводятся различные способы и методы борьбы с перфекционизмом как в учёбе, так и в жизни.

Во-первых, стоит отметить, что многие школьники и студенты почти полностью отождествляют себя со своими результатами. Они уверены: что их работа – это полное отражение их личности, забывая при этом, что в учёбе всегда есть место неудаче. Таким образом, при выполнении тех или иных заданий следует вести постоянный диалог с самим собой; каждый раз, когда у учащегося просыпается страх допустить ошибку, он должен ставить себе установку: «эта работа и ее результат – это не я, а значит, оплошность в задании не может перечеркнуть все мои предыдущие достижения».

Очень важно при этом вовремя хвалить учащегося, но и он не должен забывать о поддержке по отношению к самому себе. Необходимо забыть о том, что ошибка – это позор или унижение; так, постепенно к человеку может прийти осознание собственного достоинства и исчезнуть страх перед неправильным ответом, неуверенность в себе.

Как было уже указано выше, любая перегрузка – это угроза появления проблем со здоровьем. Студент, который всё своё свободное время тратит на оттачивание знаний и стремление выполнить то или иное задание идеально, имеет высокую вероятность получить постоянную тревожность и другие психологические проблемы. Следовательно, такому человеку необходимо помочь избавиться от желания ежеминутно думать об образовании и успехе в учёбе. Следует как можно напоминать ему, что невозможно достичь идеального, без единого изъяна, результата, а также, что этот самый изъян не станет катастрофой и полным провалом в его дальнейшей жизни.

Часто случается так, что перфекционизм губит жизнь людям до самой глубокой старости, не давая даже заметить мир вокруг себя. На наш взгляд, это явление опасно как для физического, так и психологического здоровья любого человека. Это своего рода комплекс, мешающий нормальному, полноценному существованию. Избавиться от него бывает очень сложно.

Признаемся честно, эту тему для своей статьи мы выбрали не случайно. На протяжении школьных лет и сейчас, учась в университете, мы всегда стремились к достижению лучших результатов, доведению работы до идеала, предъявляя к себе и окружающим нас людям завышенные требования. Мы не можем спокойно отдыхать, если знаем, что у нас есть невыполненные дела. Изучив материалы по данной теме, мы осознали, что нам самим присущ этот синдром. Мы понимаем, что перфекционизм мешает нам наслаждаться жизнью сейчас и, конечно же, это только будет усугубляться в будущем. Поэтому считаем необходимым приложить усилия к тому, чтобы избавиться от этой зависимости.

Заключение

Этот синдром все чаще встречается в наше время. С самого детства детям говорят о том, что правильно, а что неправильно, что они должны делать, а чего не должны. Им постоянно рассказывают про нормы, которых они должны придерживаться чаще всего в угоду другим людям, а не себе. Постоянный самоконтроль и чувство ответственности давит и не дает ощутить радость и полноту жизни. Поэтому надо любить своего ребенка, своих близких и себя самого не за что-то, а просто так. Попробуйте сделать что-то не идеально, и вы увидите – никто не станет из-за этого меньше вас любить.

Список использованных источников:

1. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. «Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств». Московский психотерапевтический журнал, 1996, № 4.

2. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

3. Корчагина Ю. В. «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Методическое пособие АПК и ППРО, 2010.

4. Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности». М., 1994.

5. Бердникова А. «Кто такой отличник?» http://afield.org.ua/otlichnik/p13.phtml, 2006.

Просмотров работы: 31