РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Волынкина Н.В. 1, Думьяк С.Г. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России XXI века утверждающиеся социально-экономические отношения прогнозируют новые целевые установки инновационных стратегий образовательного процесса в высшей военной школе, рассматриваемых в контексте культуры и творчества. В свете глобализации образования особую актуальность приобретает совершенствование преподавания английского языка как средства межнациональной коммуникации, занимающего доминирующее положение в мировой информационной системе. Однако практический опыт позволяет выявить противоречие между возрастающими требованиями к развитию творческого мышления курсантов военного вуза и относительно узкой направленностью реального процесса обучения английскому языку, ориентированного преимущественно на достижение частных дидактических целей.

По мнению Н.В. Волынкиной одним из направлений в разрешении обозначенного противоречия является активизация Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на учебных занятиях по английскому языку в военном вузе [2, 3]. На современном этапе основанная на принципах диалектики ТРИЗ является одной из наиболее эффективных теорий, дающей потенциальную возможность любому человекустатьтворческой личностью, обладающей сильным творческим мышлением. Такой тип мышления представляет собой «сложный комплекс качеств, умений и навыков и характеризуется: диалектичностью; системным подходом; новыми оценочными критериями; эстетичностью восприятия новых решений; уверенностью в способность справиться с любой творческой задачей; хорошо развитым воображением» [1; с. 98].

Задуманная первоначально как инженерная дисциплина, ТРИЗ сегодня используется: в науке – для решения исследовательских задач и выработки новых концепций; в психологии и педагогике – для формирования творческой личности; в организации управления – для обеспечения непрерывного поступательного развития различных коллективов.

Современная ТРИЗ включает: конкретные инструменты решения изобретательских задач в технике, законы развития технических систем; методы прогнозирования и выявления задач; методы решения исследовательских задач; жизненную стратегию творческой личности; закономерности развития коллективов. В настоящее время ведется работа по выявлению закономерностей развития в нетехнических областях, разрабатывается методология обучения творчеству.

В процессе обучения английскому языку в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) развитие творческого мышления курсантов следует осуществлять, осуществляется по триединому алгоритму: найти противоречие в проблемной ситуации – точно сформулировать противоречие – разрешить противоречие на английском языке, используя известные приемы Теории решения изобретательских задач. В конечном результате курсанты получают новое качество, находят неординарный подход к изучаемой проблеме, что способствует реализации творческого аспекта в обучении английскому языку.

Основными формами таких занятий являются: пресс-конференция, диспут, деловая игра, телемост, заочное путешествие по странам изучаемого языка и т.д. Творческое решение проблемы оформляется в виде проектов (например, «Авиационное управление будущего», «Особенности наземных средств воздушной разведки будущего» и т.д.). На этапе защиты собственного открытия на английском языке раскрывается личность курсанта как научного исследователя, обладающего сильным творческим мышлением.

Таким образом, применение элементов Теории решения изобретательских задач на учебных занятиях по английскому языку в военном вузе позволяет не только эффективно усваивать лексико-грамматический материал, но и развивает умение учиться, раскрывая при этом интеллектуально-творческий потенциал, а также мотивационную готовность к образовательной деятельности в рамках коммуникативного обучения иноязычной культуре.

Список использованной литературы

Альтшуллер, Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. – 381 с.

Волынкина Н.В. ТРИЗ и преподавание иностранного языка Высшее образование в России. – 2005. – № 6.С. – 160–161.

Volynkina N. V. Future Teachers’ Intellectual and Creative Skills Development in the Multicultural Educational Sphere. Proceedings IFTE-2019, ARPHA Proceeding, 765-774.

Просмотров работы: 19