Введение.
В настоящее время проблема бесплодия стала намного острее и серьёзнее. Она затрагивает множество сфер общественной жизни.
В биоэтике ЭКО является одним из самых важных и спорных вопросов для изучения.
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)— вспомогательная репродуктивная технология, чаще всего используемая в случае бесплодия.
Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «invitro» («в пробирке»).Полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития.
ЭКО встречает противодействие и возражения большей частью со стороны различных религий, считающих данный метод проблематичным и категоричным. Однако экстракорпоральное оплодотворение помогает людям обрести то,к чему они стремились ни один год, даря людям возможность стать счастливыми родителями.
Экстракорпоральное оплодотворение впервые было применено в 1978 г. в Кембридже. Первым ребенком из пробирки была девочка Луиза Браун. В 1986 г. ЭКО также былопроизведено в России. Метод оказался довольно результативным как при женском, так и при мужском бесплодии.
Показаниями к ЭКО являются не поддающееся терапевтическому лечению бесплодие либо заболевания, при которых невозможно наступление беременностипри использованиимножества методик лечения.
Физиологическими проблемами объясняются 20–30% бесплодия мужчины, физиологическими проблемами женщины – 20–35%, в 25–40% случаев проблемы имеют оба партнера, в 10–20% причину бесплодия выявить невозможно.
С 1978 г. и до наших дней более 5 млн детей в мире рождено с помощью ЭКО.
Ежегодно в мире выполняется около 1,5 млн циклов ЭКО, что приводит к рождению примерно 350 тыс. детей.
Большинство случаев применения приходится на женщин в возрасте 30– 39 лет.
По причине напряженных моральных проблем в ряде стран действует довольно жесткое законодательство по отношению к ЭКО.
В частности эта процедуразапрещается илисоздаютсяограниченияпроцедуры редукции лишних эмбрионов, числа подсаживаемых в матку эмбрионов, запрещается использование донорских яйцеклеток (например, в Италии ЭКО разрешено только для семейных пар с использованием их собственных гамет). А в таких странах, как Коста-Рика и Германия, ЭКО законодательно запрещено.
Этические проблемы ЭКО
-возможность нанести вред человеческому организму
Главный слоган клятвы Гиппократа – «не навреди», и именно он заложил основу биоэтических кодексов в медицине.
К возможным аспектам нанесения вреда можно отнести:
а) негативные последствия для женщины при гиперстимуляции яичников, трансвагинальной пункции яичников;
б) нанесение вреда эмбриону при развитии многоплодной беременности, при которой один из плодов может недополучать питательных веществ. Также при этом увеличивается риск преждевременных родов;
в) уничтожение эмбрионов по причине наличия дефектов;
г) уничтожение законсервированных эмбрионов по истечении срока в 10 лет, поскольку после этого снижается качество консервации.
Таким образом, можно сказать, что процедура ЭКО влечёт за себя большие риски, как для здоровья женщины, так и для плода. Также не стоит забывать и о моральных мучениях матери, которые могут возникнуть при уничтожении нежизнеспособных эмбрионов.
-возможность развития патологий. Рассматривая статистику, можно сделать вывод, что дети, зачатые с помощью процедурой ЭКО, наиболее часто имеют врождённый дефект в виде «заячьей губы», пороков сердца, развития желудочно-кишечного тракта.
-«генетический груз». Генетический груз – накопление в генофонде популяции летальных и сублетальных мутаций. Эта проблема актуальна для ЭКО, поскольку при проведении данной процедуры уменьшается роль естественного отбора.
-возможность возникновения близкородственных связейВ настоящее время яйцеклетки и сперматозоиды можно получить от донора, и информация при этом является анонимной. Особенно остро этот вопрос стоит при донорстве мужских половых клеток, поскольку за момент эякуляции выбрасывается сперма, содержащая множество сперматозоидов, которые могут оплодотворить несколько яйцеклеток.
Важно отметить, что при наличии у родителей близкородственных связей родителей у потомства повышается риск возникновения генетических заболеваний.
- «абортивная идеология» ЭКО. В эндометрий матки женщине имплантируют несколько эмбрионов, чтобы увеличить шанс успеха, поскольку не все эмбрионы приживаются. Таким образом, можно говорить о том, что в матку к женщине «подсаживают» заведомо несколько эмбрионов, поскольку велика вероятность, что некоторые не приживутся и будут отвержены организмом.
- процесс коммерализации донорства. Женщины могут продавать свои яйцеклетки, зарабатывая деньги. Таким образом, репродуктивное здоровье расценивается как товар, который женщина может продать и получить за это денежные средства.
За продажу спермы, содержащей сперматозоиды, мужчины получают меньшую сумму, однако, по причине наличия патологий в мужской репродуктивной системе, данный вид донорства пользуется спросом.
- позиция православной церкви.В Библии процесс зарождения человека рассматривается с точки зрения некого «чуда». Однако при процедуре ЭКО человек вмешивается в этот процесс, контролирует его, хотя, с точки зрения религии, этот процесс должен контролироваться Богом.
Также стоит отметить тот факт, что некоторые пары с нестандартной сексуальной ориентацией прибегают к данной процедуре, используя донорские половые клетки. Это автоматически лишает будущего ребёнка на право иметь мать или отца, что, конечно же, противоречит библейским понятиям о семье. Однако, несмотря на это, во Франции данный факт был оспорен и 24 июля 2019 года представлен законопроект о биоэтике, разрешающий проведение ЭКО одиноким женщинам и представителям нетрадиционной ориентации, что вызвало бурю эмоций у противников законопроекта. Вследствие этого было проведено массовое мероприятие под лозунгом «Свобода, равенство, отцовство».
Заключение.
Дети – это большая радость для супружеских пар, но, к сожалению, не всем дано иметь ребенка. Отчаявшиеся родители готовы пойти на многое, чтобы испытать счастье от материнства и отцовства, поэтому искусственное оплодотворение пользуется большим спросом.
Но достижения в области вспомогательных репродуктивных технологий вызывают озадаченность общества, так как такие новшества порой препятствуют правилам, заложенным природой, а это, в свою очередь, может принести человечеству какие-либо тяготы и страдания. Развитие данной отрасли направлено на улучшение жизни человечества, но не каждый может это явление принять, в связи с духовно-нравственными или социальными соображениями.
В наше время ведется множество споров о статусе эмбриона: одни утверждают, что эмбрион неприкосновенная личность и не допускают мысли об ЭКО, другие же придерживаются противоположного мнения. Поэтому этот вопрос на данный момент времени остается неразрешимым и всегда будет актуален.
Применение новых биомедицинских технологий разрешает проблему бесплодия и ими пренебрегать, с одной стороны, абсурдно. Но, с другой стороны, при развитии вспомогательных репродуктивных технологий происходит распространение репродуктивных прав. Данная система взглядов устанавливает приоритет биологических прав родителя над социальными, над правами ребенка на свое духовное и физическое здоровье, на нравственную устойчивость.
Таким образом, затронутая сфера является областью не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.