ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САВАТОМ, В ПЕРИОД ПЕРВОГО ГОДА ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САВАТОМ, В ПЕРИОД ПЕРВОГО ГОДА ПОДГОТОВКИ

Цинис А.В. 1, Цинис Э.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время молодые люди, обучающиеся в высшей школе, испытывают на себе сильные психоэмоциональные, учебные и социально-бытовые нагрузки, которые неизбежно приводят к напряжению адаптивных механизмов, сохраняющих гомеостаз и предупреждающих появление перенапряжений и астенизацию. Использование мышечной работы в качестве безусловного раздражителя непосредственно изменяет метаболизм тканей, снижает психоэмоциональные нагрузки и уменьшает негативные изменение в организме, к которым могут привести стрессовые состояния. Кроме того, одной из важнейших потребностей, обусловливающих социальный статус студента вуза молодого человека, можно считать физический облик и функциональные возможности основных систем жизнеобеспечения.

Цель исследования

Целью исследования является анализ изменения физической работоспособности студентов, занимающихся саватом, в период первого года подготовки.

Методы исследования

Исследования, посвященные изучению функционального состояния здоровых людей, основываются на влиянии моторной активности на отдельные стороны работы сердечно-сосудистой системы. Многочисленные функциональные пробы с одно-, двух- и трехмоментной физической нагрузкой позволяют оценить эффективность деятельности и адаптивные возможности наиболее важной системы – кардиореспираторной.

Тестирование проводится в течении различных этапов подготовки студентов.

1) Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе);

2) Проба Генче (задержка дыхания на выдохе);

3) Индекс Скибински (численно равен произведению жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) (мл) и времени по пробе Штанге (с), делённому на ЧСС (уд/мин)); отражает функциональные резервы дыхательной и сердечнососудистой систем;

4) Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин;

5) Измерение артериального давления (АДс - артериальное давление систолическое, АДд - артериальное давление диасистолическое, АДп - артериальное давление пульсовое (разница между АДс и АДд), АДср - артериальное давление среднее).

6) Измерение минутного объема кровообращения (МОК) или сердечного выброса (СВ) - количество крови, которое сердце прокачивает за 1 минуту.

7) Измерение систолического объема крови (СОК) - количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение (равен МОК/ЧСС).

8) Измерение общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС), равен АД/МОК.

Результаты исследования

Динамика показателей, отражающих реакцию организма на нагрузочное тестирование в виде проб с задержкой дыхания, указывает на рост функционального состояния саватистов от начала к окончанию тренировочного цикла. Наблюдается рост индекса Скибински (ИС) на 39%, увеличение результатов в пробе Штанге на 7% и в пробе Генче на 8% (Рисунок 1).

Участие всей мышечной массы в интенсивной физической нагрузке является причиной самой большой нагрузки на сердечно-сосудистую систему, имеющей место в интактном организме. Известно, на физическую нагрузку организм реагирует повышением артериального давления. У юношей на начальном этапе тренировочного цикла после выполнения физической нагрузки зафиксировано увеличение АДс и АДп на 46% и 160% соответственно относительно состояния покоя (Рисунок 2). К моменту окончания учебно-тренировочного цикла данная динамика сохраняется (Рисунок 3). При этом, наблюдается снижение АДд на 16% как в начале года, так и в конце на 22%.

Рисунок 1. Изменение гипоксической устойчивости и показателя Индекса Скибински у студентов в динамике тренировочного цикла

Рисунок 2. Состояние гемодинамических показателей до и после нагрузки у студентов

Рисунок 3. Изменения системной гемодинамики у студентов после физической нагрузки (за 100% приняты показатели покоя).

Во время физической нагрузки у саватистов относительно неизменным остается АДср. Это связано с тем, что прессорецепторы во время физической нагрузки уравновешивают увеличенный МОК соответствующим уменьшением ОПСС с целью поддержания АДср. При физической нагрузке у студентов наблюдается снижение ОПСС (Рисунок 3) как в начале - на 75%,, так и в конце учебно-тренировочного года – на 72%. Данные изменения ОПСС на фоне увеличения МОК свидетельствует о более экономичной работе миокарда в период окончания тренировочного цикла.

Как показывают многочисленные исследования, адаптация к различным по мощности режимам работы осуществляется в большей степени за счет ЧСС, которая увеличивается пропорционально мощности нагрузки. После выполнения физической нагрузки субмаксимальной мощности у юношей наблюдалось увеличение ЧСС на 158% в начале учебного года и на 144% в конце учебного года соответственно (Рисунок 4).

Известно, что ЧСС может служить индексом интенсивности физической нагрузки у юношей, так как имеет связь линейного характера с потреблением кислорода. Более высокие значения ЧСС зафиксированные у юношей при выполнении одинаковой нагрузки в начале учебного года свидетельствуют о напряжении адаптивных механизмов сердечно-сосудистой системы осенью, тогда как к летнему периоду происходит снижение ЧСС после выполнения такой же нагрузки, следовательно, наблюдается улучшение функционального состояния первокурсников, занимающихся саватом.

В ответ на воздействие физической нагрузкой также увеличивается СОК на 62% и на 64%. Сокращения скелетных мышц и действие адреналина, которые вызывают сокращение вен, влекут за собой увеличение венозного возврата путем мобилизации депо крови и большую наполняемость желудочков кровью, что при включении механизма Франка-Старлинга формирует изменения СОК. Увеличение МОК за счет СОК свидетельствует об улучшении состояния сердечно-сосудистой системы, о более надежном и стабильном обеспечении повышенного запроса транскапиллярного обмена и наибольшей экономической выгоде. Режим работы сердца с повышенным СОК обеспечивает поступление в микроциркуляторную систему на единицу объема ткани большего объема крови и с большей скоростью.

Суммирование показателей сердечно-сосудистой системы и расчет значений индекса накопления пульсового долга ИНПД показал, что к окончанию тренировочного года наблюдается его снижение на 11% (Рисунок 4). Данный факт указывает на рост физической работоспособности у студентов в динамике тренировочного цикла.

Рисунок 4. Изменение ИНПД у студентов в течение первого года подготовки

Заключение

Таким образом, реакция на физическую нагрузку основных параметров системы кровообращения у студентов, занимающихся тайским боксом, свидетельствует, что к концу тренировочного цикла у юношей наблюдается рост функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Данные изменения у первокурсников, происходящие на фоне роста физической работоспособности указывают на эффективную организацию учебно-тренировочного процесса.

Список литературы

1) Цинис А.В., Зелянина А.Н. Сават в высших учебных заведениях: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 0321703753).

2) Цинис А.В., Цинис Э.А. Тайский бокс: программа для высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 321703754).

3) Титова Т.А. Пути профилактики психосоматических нарушений и повышения адаптационных возможностей студентов в процессе обучения // Материалы Всероссийской научн. практ. конф. «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» // Т.А. Титова, Г.Р. Мухамедова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «РГППУ», 2007. - С. 382-388.

4) Муфтахина Р.М., Шаяхметова Э.Ш. Оценка некоторых психофизиологических функций единоборцев в ходе тренировочных нагрузок / Р.М. Муфтахина, Э.Ш. Шаяхметова // Теория и практике физ. культуры. – 2009. - № 4. – С. 76-77.

5) Шестаков Н. М. Ударный, минутный выбросы сердца, потребление кислорода и их изменение под влиянием физической нагрузки // Физиология человека. 1983. Т. 9, № 1. С. 83−91.

Просмотров работы: 9