Стресс и его влияние на успеваемость студентов в высших учебных заведениях - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Стресс и его влияние на успеваемость студентов в высших учебных заведениях

Ефанов М.Ю. 1
1ТГПУ им Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для того чтобы разбираться в феномене стресса и его влиянии на успеваемость студентов при обучении в высших учебных заведениях, надо разобраться в самом термине стресса. В моей статье, для определения понятия стресса, я опираюсь на мнение первооткрывателя стресса, знаменитого эндокринолога XX века, Ганса Селье:

«Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»» [1]

Автор учения о стрессе рассматривал стресс как естественную реакцию организма на воздействие каких-либо раздражителей, а уже его последователи расширили понимание термина и стали использовать его для обозначения различных ухудшений психического и физического здоровья человека на фоне различных бытовых, производственных проблем. Именно наличие большого количества раздражителей ослабляют психическое и физическое состояние человека.

Стресс в студенческой среде очень распространенное явление, сами студенты стараются по возможности избегать стрессовых ситуаций или снимать стресс с помощью различных инструментов, таких как мотивирующие книги, просмотр фильмов, употребление алкоголя и др. Главная задача в процессе снятия стресса состоит в создании комфортной для человека обстановки.

«Студенты, оценивая признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. Также, к негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Студенты отмечали проблемы в общении, нарушения социальных контактов. Эти и другие многие причины имеют как объективный, так и субъективный характер. Исследователи к субъективным причинам относят излишне серьезное отношение к учебе, стеснительность и застенчивость и проблемы в личной жизни. К объективным факторам - большую учебную нагрузку, строгих преподавателей, жизнь вдали от родителей

Если рассматривать факторы снятия стресса у студентов, то к деструктивным факторам относят употребление алкоголя, повышение ежедневных норм курения, избыточный прием пищи.

При стрессе обычно страдает интеллектуальная деятельность. Нарушаются почти все характеристики внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, отмечается повышенная отвлекаемость. В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Постоянная загруженность сознания учебным материалом снижает емкость оперативной памяти, нарушается процесс воспроизведения необходимой информации.

Нарушается нормальное взаимодействие полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека, что препятствует успешному и своевременному разрешению различных стрессовых ситуаций. В мышлении отмечаются следующие отклонения: трудность принятия решения, снижение творческого потенциала, нарушение логики. Человек не может понять очевидных аргументов, совершает негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям» [2]

Сильнее всего подверженность стрессу проявляется у студентов, поступивших на 1 курс и не готовых к усиленным умственным нагрузкам. Наиболее стрессовым для таких студентов является их первые экзамены. По данным различных исследований, наиболее сильное стрессовое влияние на студентов оказывает экзаменационный стресс. Это разновидность стресса, возникающая при подготовке к экзаменам. Характеризуется он тем, что студент может испытывать тревожность на протяжении всей подготовки к экзамену, вплоть до самого экзамена. На самом экзамене, под влиянием стресса в организме происходят различные изменения сравнимые с изменениями, происходящих в организме во время стрессовых ситуаций, таких как угроза жизни и здоровью самого человека или его близким. Время проведения экзамена считается пиком экзаменационного стресса. У студента во время экзамена учащается пульс, дыхание, повышается кровяное давление, происходит выброс адреналина в кровь. После экзамена, если студент написал работу на оценку, ниже ожидаемой, то его психоэмоциональное состояние ухудшается, теряется дальнейшая мотивация к каким-либо активным действиям в процессах, связанных с получением и усвоением информации. Потеря мотивации является одной из главных причин неуспеваемости студентов в дальнейшем обучении. Снятию стресса способствует нормализация распорядка дня, использование сторонних средств, в том числе и тех, которыми категорически не стоит злоупотреблять. Злоупотребление такими средствами может вызвать различные виды зависимостей, такие как игромания, сильная тяга к курению и т.п.

Вывод.

Стресс очень сильно влияет на психоэмоциональное состояние студентов, у них ухудшаются различные функции организма, сбивается режим дня из-за постоянной нехватки времени и большого объема информации поступающего за короткий период времени. У студентов с низкой стрессоустойчивостью возникают проблемы с психическим здоровьем, что может привести к появлению различных отклонений. А проблемы со здоровьем, как физическим, так и психическим напрямую влияют на успеваемость студентов высших учебных заведений.

Список литературы.

1 [Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции, с 7]

2 [Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015, c 21-22]

Просмотров работы: 429