Поступление ребенка в школу - переломный момент в процессе его социализации. Первые дни и месяцы в школе являются для первоклассников достаточно трудными, так как в этот период происходит кардинальная перестройка всего образа жизни и деятельности ребёнка. Новое окружение, новый режим дня, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от младшего школьника новых форм поведения. Всё это может привести к возникновению трудностей адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе.
Сегодня перед педагогической общественностью остро стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его дальнейшая успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что вопрос адаптации первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующа, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в новые по сравнению с детским садом условия. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Как показывает реальная практика, учитель способен лишь констатировать факт нарушения процесса адаптации, однако в большинстве случаев, он не может правильно определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции. Кроме педагогов родители тоже сталкиваются с множеством проблем, связанных с периодом адаптации их ребенка к школе, к новой среде.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Поэтому проблема изучения трудностей адаптации первоклассников к школене теряет своей актуальности, требуя пристального внимания и дальнейшего раскрытия. Важно изучить трудности, возникающие в процессе адаптации и предотвратить их появление.
В настоящее время наблюдается необходимость в проектировании системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни. Данная проблема является одной из наиболее острых педагогических и социальных проблем современности и требует углубленного изучения.
Все выше изложенное определило актуальность исследования, которое обусловленопротиворечиями:
- между социальным заказом общества на творческую, самостоятельную, активную личность и современной практикой начального общего образования, недостаточно ориентированного на адаптационную подготовку первоклассника к школьной жизни;
- между выполнением условий к адаптации первоклассника к школьной жизни и содержанием образования и воспитания в начальной школе.
Экспериментальное исследование изучения процесса адаптации ребенка к школе проходило в три этапа. В процессе изучения трудностей адаптации детей к школьному обучению мы ориентировались на этапы адаптации, которые предложил автор М.М. Безруких.
Первый этап адаптации рассматривался нами как ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длительность этого этапа две-три недели.
Второй этап характеризовался неустойчивым приспособлением, когда организм ищет и находит оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе затраты организма снижаются, а бурная реакция начинает затихать.
Третий этап рассматривался как период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
По результатам проведенного исследования было выявлено несколько групп детей, испытывающих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма ребенка компенсировалось в течение первой четверти.
При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья были более выражены и наблюдались в течение первого полугодия, что позволило нам считать эти проявления закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.
У некоторой части детей адаптация к школе проходила тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастали от начала к концу учебного года. Мы пришли к выводу, что это свидетельство чрезмерности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника.
В качестве критерия благополучной адаптации детей к школе нами была предложена благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение образовательной программы по предметам. За индикатор трудности процесса адаптации к школе были взяты изменения в поведении детей.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что первая группа детей с легкой формой адаптации привыкают к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети достаточно быстро осваиваются в школе, относительно быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности в контактах с детьми, в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.
Вторую группу составили дети со средней степенью адаптации. Они имели более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы был затянут, дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, они испытывали трудности в усвоении образовательной программы по предметам. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям.
К третьей группе мы отнесли детей, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они не усваивали образовательную программу по некоторым учебным предметам, у них отмечались негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя и родители.
Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей были те, кто нуждался в специальном лечении - это обучающиеся с психоневротическими нарушениями, но были и обучающиеся, которые не готовы к обучению в школе. Эту категорию детей мы отнесли к «группе риска».
Проблемы в первый школьный год возникают практически у всех детей. В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь со стороны взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.
Адаптация детей к школе зависит от разных факторов: особенностей характера, уровня сложности образовательной программы, обстановки в семье, наличие сторонних стрессовых факторов, степени подготовленности ребенка к школе и др.
Подготовка ребенка к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Лучше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе. Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.
Для того чтобы адаптация прошла без особых сложностей нужно чаще хвалить ребенка, за неудачи не осуждать. Очень важно организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями. Никогда не нужно сравнивать его успехи с учёбой других детей. Не нужно предъявлять повышенных требований к ребенку, не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. Необходимо прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.
Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, если он испытывает трудности в освоение образовательной программы первого класса, то целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения (обучение на дому, дистанционное обучение и др.).
Таким образом, анализ литературы по проблемам адаптации детей к школе и проведенное экспериментальное исследование позволили нам утверждать, что подготовка ребенка к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Лучше подготовлены и легче адаптируются к новым условиям школьной жизни дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения.
Мы считаем, что трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание, но для этого необходимо тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Подготовка ребенка к обучению в школе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс, с дошкольного возраста.