Безнадзорность воспитанников социально-реабилитационного центра - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Безнадзорность воспитанников социально-реабилитационного центра

Сабурова К.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится несовершеннолетним с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. На фоне продолжающегося сокращения общей численности населения России и уменьшения рождаемости, рост безнадзорности несовершеннолетних вызывает особую тревогу. В значительной степени эти негативные процессы связаны с ослаблением роли семьи, снижением ответственности родителей за воспитание и образование детей, обусловлены тяжелым материальным положением, неблагоприятной социально-психологической ситуацией, зачастую жестокостью и агрессивностью во внутрисемейных отношениях.

Безнадзорность несовершеннолетних является острейшей проблемой современного общества. Эта проблема существовала всегда, ввиду постоянного роста правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Актуальность профилактики безнадзорности в социально – реабилитационных центров обусловлена тем, что, если семья или ребенок в результате профилактической работы, переходит из группы риска в другую, более благополучную категорию, и ситуация перестает быть опасной, снижается острота кризиса в семье - значит у детей появляется возможность вырасти, успешно социализироваться и создать собственные благополучные семьи.

Теоретическим обоснованием данного исследования стали работы многих ученых и авторов, которые посвящены проблемам безнадзорности детей. Это Балабанов И. Т., Блонский П. П., Васильев Н. М., Воробьева С. В. Глозман Ж. М., Гуслова М. Н. и другие.

Основы профилактики безнадзорностии несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф. А.

Система профилактики безнадзорности несовершеннолетних была изучена Бакаевым А. А., Иващенко Г. М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп. Зайнышев И. Г. 5 изучает проблемы профилактической работы, организацию и технологию деятельности с лицами без определенного места жительства. Превентивной психологии несовершеннолетних посвящены труды Беличевой С. А.

Однако, несмотря на наличие многочисленных научных трудов, степень разработанности данной проблемы требует дальнейших исследований, так как специалистам в настоящее время необходимы новые, соответствующие требованиям времени методы работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Сложившаяся ситуация позволяет говорить о необходимости реализации мер профилактики, в том числе с привлечением специалистов других учреждений, создания условий для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, работе по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании и контроле, индивидуальной работе с ними и его семьей.

Профилактика играет главную роль в решении проблемы безнадзорности несовершеннолетних, поэтому в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) акцентируется внимание на необходимости первичной, вторичной, третичной профилактики [1].

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.

Раскроем сущность основных понятий.

Детская безнадзорность – это ослабление или отсутствие надзора за поведением, развитием, самочувствием [4].

Безнадзорность несовершеннолетних – это явление достаточно острое и не новое для нашего государства. Оно сопровождает любое общество. Это негативное социальное явление, вызванное отсутствием контроля взрослых, в частности родителей, за поведением детей. Безнадзорные дети, имеющие контакт с семьей, но по разным причинам (бедность, перенаселенность в квартире, эксплуатация детей, равнодушие, непонимание с родителями, друзьями, учителями и т.д.) вынуждены большую часть дня, а иногда и ночи проводить на улице. Это явление приобрело масштабы государственного кризиса. Безнадзорные дети являются группой особого риска как распространители социально опасных болезней и как лица, склонные к правонарушениям и преступлениям [4].

Причины явления безнадзорности несовершеннолетних в современной России многообразны, рассмотрим их.

Основной причиной является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.

Другой причиной является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, 18 психологического, физического и сексуального насилия.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации безнадзорности несовершеннолетних. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании [2].

Как отмечает В.М. Оржевская: кризис современной семьи – одна из главных причин безнадзорности. Разрушаются традиционные моральные нормы, снижается авторитет и воспитательный потенциал семьи, увеличивается количество детей, пострадавших от жестокости взрослых, физического, психического и сексуального насилия.

Однако следует отметить факторы, обуславливающие безнадзорность несовершеннолетних.

 психологические и психофизические - указывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизиологические аномалии и черты асоциального поведения. В среде подрастающего поколения такие дети 19 составляют примерно 3-5% [5]. Основные психофизиологические качества детей формируются в условиях бездомной жизни, посредством раннего включения ребенка в жесткую личную борьбу, один на один с улицей без необходимой помощи взрослой и детской среды;

 социально-психологические - (они часто выступают как следствия социально-экономических реформ) связаны с общим кризисом семьи: увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель, ухудшение морально-психологического климата в отношениях между родителями, что приводит к грубому обращению с детьми и частым физическим наказаниям;

 социально-экономические - длительное нарушение трудового уклада жизни, деформирующее быт людей, экономический кризис, голод, эпидемии, безработица, продажа жилья, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами и природными катаклизмами [5].

Большое количество родителей, злоупотребляющих алкоголем, также увеличивают рост числа безнадзорных детей, т.к. подобные родители чаще всего неспособны должным образом исполнять свои обязанности по воспитанию ребенка. Не имея определенного образа занятий, ведя беспорядочный образ жизни такие родители, прививают ребенку искаженные нравственные ценности.

Социальные аспекты чаще всего сказываются на психологическом состоянии ребенка и родителя: отсутствие полноценного взаимодействия с ребенком по тем или иным обстоятельствам, влечет за собой нарушение детско-родительских отношений, утраты доверия и привязанности к семье. Потребность в принятии ребенок реализует вне дома, нередко попадая под влияние «авторитетных», асоциальных лиц.

Безнадзорность несовершеннолетних – проблема современного общества. Огромное число подростков предоставлены сами себе, в то время, как их родители занимаются материальным благополучием семьи. И это приводит к печальным последствиям [3].

Чем больше внимания родители уделяют своим детям, тем меньше вероятность попадания подростка под влияние неблагополучных сверстников.

Чаще всего подростки сбиваются в группы себе подобных- без занятий и контроля, приобщаются к алкоголю и наркотикам, под их воздействием, просто ради интереса и куража, совершают серьезные правонарушения. Безнадзорные подростки очень часто становятся жертвами преступлений сексуального характера, что влечет за собой огромное количество последствий для их дальнейшего здоровья и психологического состояния в целом.

Школьная среда также может спровоцировать рост числа безнадзорных – неподготовленность педагогов школы к работе с «проблемными» детьми, так называемый «скрытый отсев», грубое отношение учителей, конфликтные отношения в коллективе может сформировать в ребенке эмоционально отторжение к учебному процессу, потерю интереса к познанию, вызывающему поведению и полному отчуждению от школы.

Значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье.

Причиной безнадзорности может стать атмосфера дома, которая решающим образом воздействует на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни, скрытность, враждебность, осознание своей ненужности даже близким людям. У этих детей, лишенных детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля органично не вошла в их жизненные представления. Ребенок, с детства не приученный признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, не имеет модели поведения, позволяющей выбраться из замкнутого круга.. Дети, проживающие в семьях, которые оказались в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры, нецензурная речь, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам, проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как амбивалентность – озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым, выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо там, где детей бьют дома.

Проблема безнадзорности несовершеннолетних объясняется и психологическими особенностями, а часто и психологической патологией детей. Нередко наблюдается опустошение или притупленность чувств у детей, замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.

Таким образом, безнадзорность несовершеннолетних – проблема общества. Безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Основными причинами становятся: социально-экономические факторы и социальнопсихологические факторы, влияние неблагополучной семьи на формирование личности ребенка вследствие ошибок семейного воспитания, эмоциональная депривация, недостатки школьной среды как элемент, способствующий безнадзорности и беспризорности детей. В целях профилактики данного явления созданы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Рассмотрим специфику социально реабилитационного центра.

Социально-реабилитационный центр- это организация, занимающаяся физическим, психологическим, социальным и нравственно-духовным восстановлением людей. В центрах проводится восстановительная медицинская, психологическая и социально-психотерапевтическая помощь.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних как учреждения социальной политики являются специализированными учреждениями, созданными в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации, и осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, целью которых является осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, работа с семьями несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или находящихся в социально-опасном положении [6].

Список использованных источников

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Рос. газ. – 1999. – 30 июня (№121) ; Консультант Плюс: справ. правовая система.

Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 2008.-С. 47.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.8: Социализация и образование./ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.-Москва: ИНФРА-М,2005.

Словарь терминов социологии: официальный сайт.-Москва, 2014.-URL:https://studme.org/1190061525413/sotsiologiya/slovar_terminov_sotsiologiya

Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрайт, 2011. - 203 с.

Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» в г. Ульяновске»: официальный сайт. - Ульяновск. - URL: http://alparusa73.ru/

Просмотров работы: 13