КИБЕРБУЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КИБЕРБУЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ.

Рудь М.В. 1, Трифанова А.О. 2
1ТГПУ им. Л. Толстого
2ТГПУ им. Л. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важная проблема гуманистического общества – насилие, к которому с развитием технологий примкнул и кибербуллинг. Россия, по данным Microsoft, занимает одно из первых мест по интернет-травле среди школьников: каждый второй подросток хотя бы раз сталкивался с буллингом.

Facebook перезапустил Центр предотвращения травли — информационный ресурс, который призван помочь пользователям избежать нападок в интернете — по отношению к себе и к другим людям. Мы решили, что это хороший повод рассказать о том, есть ли такая проблема в России и чем опасна травля. В этой статье разбираем значение кибербуллинга, его виды, опасность, которую он несёт и как с ним бороться.

Распространенность информационных технологий и доступность Интернета привели к появлению новой формы травли — кибербуллинга – среди подростков и молодежи.

Давайте разберемся в этом понятии более подробно. В английском языке есть термин «bully». Это грубый аналог российского «хулиган». Так в школах США называют проблемных детей и подростков. Они начинают драки, предпочитают решать вопросы насилием и не подчиняются взрослым. «Bully» считают правыми тех, кто сильнее. Таким образом, кибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала.

Если при обычном буллинге используются вербальные и физические акты насилия, в том числе и психологического, то для кибербуллинга нет необходимости личного присутствия. Все действия совершаются с использованием сообщений в меседжерах и соцсетях, а также посредством выкладывания фото и видео-материалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть. В отличие от непосредственных, контактных форм буллинга, он обладает рядом специфических свойств, таких как: анонимность, которую предоставляют многие сайты, что дает возможность пользователям примерить на себя разные социальные роли, не боясь при этом столкнуться с социальным порицанием. Дистантность проявляющаяся в том, что хулиган совершает запугивание через технологии, которые позволяют чувствовать себя в безопасности. Большое количество свидетелей и бесконтрольное распространение информации, которые предоставляет Интернет. Кибербуллинг в социальных сетях и на других ресурсах осуществляется регулярно и довольно длительное время. Первый случай кибербуллинга произошёл в 1998 году в США. В то время интернет был молод и не так развит, как сегодня. Этого хватило для уничтожения репутации молодой стажёрки из Белого дома Моники Левински. СМИ и общественность обсуждали скандал вокруг её сексуальной связи с президентом США Биллом Клинтоном. Параллельно почту Моники Левински завалили письма с угрозами и насмешками, хулиганы обзванивали её знакомых и распространяли новые слухи. Следующий раз женщина появилась на публике на конференции TED в 2015 году, где рассказала о своём опыте борьбы с травлей.

Сегодня жертвами кибербуллинга чаще всего становятся дети и подростки. Теоретической основой кибербуллинга занимается общественная организация “Региональный общественный центр интернет-технологий” (далее – РОЦИТ). Его ведущий аналитик Урван Парфентьев уверен, что агрессия в рунете часто связана с национальными или социальными мотивами. Это делает её ещё опаснее.

Виды кибербуллинга

Самой распространенной является следующая классификация видов кибербуллинга:

1.Перепалки (flaming) – обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, которые разворачиваются обычно в публичных местах Сети.

2.Нападки (harassment) – повторяющиеся оскорбительные сообщения с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Нападки чаще всего встречаются также в чатах и на форумах. В онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы (grieffers) – группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.

3.Клевета (denigration) – распространение оскорбительной и лживой информации.

4.Самозванство (impersonation) – способ травли, при котором преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений. Также преследователь может создать свой аккаунт с аналогичным никнеймом и осуществлять от имени жертвы негативную коммуникацию.

5.Надувательство (outing & trickery) – получение персональной информации и ее публикация в Интернете и/или передача информации тем, кому она не предназначается.

6.Отчуждение (isolation) – способ травли, при котором жертва не может получить доступ к своей собственной информации в результате утраты контроля над ней. Данное явление возможно в любых средах, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. Может проявляться также в отсутствие ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.

7.Киберпреследование (cyber stalking) скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования офлайн.

8.Хеппислепинг (happy slapping) – публикации видео с записями реальных сцен насилия на мобильные телефоны или камеры.

9.Секстинг (sexting) – рассылка или публикации фото и видео с обнаженными и полуобнаженными людьми.

Влияние кибербуллинга на психику подростка. К каким последствиям может привести травля в интернете.

В социальных сетях тролли собираются в специальные сообщества. Одним из самых крупных на территории СНГ долгое время оставался «Troll for fun» в “Живом журнале”. С 2013 года аккаунт молчит. Сейчас в большинстве крупных российских городов действуют локальные группы ненависти.

Каждый пятый российский подросток в возрасте 12-17 лет встречался с буллингом в реальной и виртуальной жизни. О кибербуллинге рассказала известный блоггер Sasha Spilberg. Ее видео на эту тему набрало более 1,3 млн. просмотров. Она сама прошла через травл в интернете и поделилась этим опытом с людьми. Девушка обращает внимание на то, что каждое слово в интернете должно быть взвешено.

Дети и подростки тяжело переживают травлю в интернете. Стресс грозит депрессией, снижением самооценки и развитием других расстройств. У подростков не успевают сформироваться механизмы самозащиты, они пока не могут отделить себя от окружающих событий. По словам руководителя линии помощи «Дети онлайн» Галины Солдатовой, 41% обратившихся к ним испытывают проблемы при онлайн-общении.

Есть и другая статистика. В 2019 году Mail.ru Group провела исследование, посвящённое травле в интернете, приуроченное ко Дню борьбы с кибербуллингом, который отмечается 11 ноября. Согласно исследованию, 58% россиян сталкивались с травлей в Сети. При этом около 76% подростков не рассказывают родителям о травле.

Как общество может бороться с кибербуллингом?

Главное оружие против буллинга — сопереживание. Умение выйти за пределы своего зачастую не слишком широкого угла зрения и понять, почувствовать, что происходит с другим человеком. Люди, совершающие насилие и призывающие к нему, не лишены аналитических способностей, у них не всегда исключительно эгоистичные мотивы, у них также есть своя правда, даже иллюзорное ощущение совершаемого подвига. А вот с эмоциональным интеллектом у них не очень. Сопереживать они не умеют.

Как же избежать кибербуллинга?

Во-первых, есть множество разных технических решений. Фейсбук, «ВКонтакте» и другие социальные сети позволяют избавиться от неприятных комментариев и сообщений с помощью настроек. Вы также можете запретить людям отмечать себя в записях и на фотографиях. В конце концов, обидчиков можно просто заблокировать. Кроме того, если кто-то оскорбляет вас или вашего ребенка в социальной сети, на него можно пожаловаться администрации ресурса с помощью кнопки «Report» («Пожаловаться»).
Во-вторых, есть рекомендации более общего толка. И взрослым, и детям не стоит публиковать в открытом доступе личные данные — например, номер телефона. Жертвам кибербуллинга важно не оставаться с преследованием один на один — надо с кем-то поделиться. Есть нестандартные способы: например, основательница проекта для ЛГБТ-подростков «Дети-404» Елена Климова регулярно получала оскорбления и угрозы в интернете и начала собирать специальную галерею — портреты обидчиков и их высказывания. По ее словам, это сработало в том числе и как защитный механизм: люди боялись попасть в эту галерею.
Подросткам советуют обращаться за поддержкой к учителям и родителям, а родителям подростков — следить за тем, что ребенок делает в интернете, и быть готовым помочь ему в трудной ситуации. К сожалению, часто бывает так, что дети не хотят говорить родителям о таких вещах, а сами взрослые не замечают проблем. Поэтому хорошо бы хотя бы держать в голове, что кибербуллинг — существует и он может вести к серьезным психологическим сложностям. В России есть горячая линия для подростков, столкнувшихся с преследованиями в интернете.

Список литературы:

Видео блоггера https://www.youtube.com/watch?v=i7Uh4pMNDAA&t=202s

Материалы из интернет-пространства https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kiberbulling-detej-i-podrostkov, https://reputation.moscow/2018/06/25/kiberbulling_travlya_v_internete/#kiberbulling_chto_eto_i_otkuda_vzyalos

Волкова Е.Н., Волкова И.В., Голубовская А.С. «Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи»

Работы Практического психолога Ведмеш Н.А.

Андреева А.О., Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи – 2015 – С. 21-28.

Carter J.M. Examining the relationship among physical and psychological health, parent and peer attachment, and cyberbullying in adolescents in urban and suburban environments. United States: Ann Arbor, 2011 − 257 p. − P.13-21, URL: http://search.proquest.com/docview/913501100?accountid=164707.

an Ingen, Barbara G. Investigating Entity Theory as a Mediator Between Peer Victimization and Cyberbullying. United States: Ann Arbor, 2014 – 151 p. – P. 24-25. URL: http://search.proquest.com/docview/1503779920?

Просмотров работы: 385