ЛИДЕРСТВО В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЛИДЕРСТВО В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Стуколов И.В. 1, Нехарашев И.А. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении всей истории роль лидера в обществе была огромной. Людям всегда нужен был человек, способный не только направить по верному пути, но и в случае чрезвычайной ситуации взять на себя ответственность. Лидеры существуют везде, где человек не один – в паре, в семье, в школьном классе, в студенческой группе, в политической партии, на предприятии, в государстве. Данная статья рассмотрит основные аспекты этого социального феномена и главные черты, присущие лидерам, а также то, какие лидеры зачастую встречаются в студенческой среде.

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера.

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

Лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Типология лидерства

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Психологи выделяют четыре типа лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:

Сенсорно-воспринимающий лидер (Дионисий). К СВ-лидерам относятся люди, имеющие следующие психосоциотипы личности: Дюма, Габен, Наполеон, Жуков. Наиболее яркой чертой СВ-лидеров является способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас». Очевидными становятся области, в которых СВ-лидеры способны в полном объеме использовать свои таланты. Это, например, профессиональный спорт или работа в составе специальных поисково-спасательных команд.

Сенсорно-решающий лидер (Эпиметей). К СР-лидерам относятся люди, имеющие такие психосоциотипы: Драйзер, М. Горький, Гюго, Штирлиц. Жесткость Эпиметея может быть с успехом использована в системе, являясь основой стабильности, планомерности и надежности. Более надежного партнера, чем СР, не следует даже пытаться искать: слово СР - закон, и все операции будут исполнены в срок, как было спланировано по предварительной договоренности.

Иинтуитивно-логический лидер (Прометей). К типу ИЛ-лидеров относятся люди психосоциотипов Робеспьер, Бальзак. Дон Кихот, Джек Лондон. Если СВ-лидер (Дионисий) чувствует себя хорошо, руководя людьми в критических ситуациях, СР (Эпиметей) стремится обеспечить стабильность в системе, то ИЛ-лидеру (Прометею) свойственно стремление разрабатывать концепции развития руководимой им организации. ИЛ-лидер обладает способностью планировать будущее организации на несколько лет вперед.

Интуитивно-эмоциональный лидер (Апполон). К типу ИЭ-лидеров относятся следующие психосоциотипы: Есенин, Достоевский, Гексли, Гамлет. Д. Кейрси называет ИЭ-лидера «катализатором», потому что основной чертой менеджера этого типа являются ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В отличие от ИЛ (Прометея) и СР (Эпиметея), ориентированных на решение проблем самой системы организации, «катализатору» более свойственно стремление разрешать проблемы людей в организации. «Катализатор» - самый демократичный из лидеров, внимательный к личным проблемам и интересам сотрудников, думающий в первую очередь о реализации потенциала каждого члена команды и лишь во вторую - о документации или архитектуре системы.

Лидерство в группе складывается из нескольких компонентов: эмоциональной, деловой и информативной составляющих. По этим пунктам соответственно выделяют три типа лидерства в группе (так же их называют ролями лидера)

Деловое лидерство. Данный тип характерен для формальных групп, занятых решением производственных задач. Главные черты этого типа лидера - высокая компетентность, умение решать организационные задачи лучше остальных, наибольших опыт в области деятельности и деловой авторитет. Этот тип лидера делает работу лёгкой, грамотно ее организуя и налаживая лучшие деловые взаимосвязи.

Эмоциональное лидерство. Оно возникает чаще в неформальных группах и основывается на банальной человеческой симпатии. Такой лидер вызывает у людей доверие, притягивает участников группы к себе, вселяет в них уверенность и помогает справляться с эмоциональным состоянием группы.

Информационное лидерство. Это лидер, занимающий свою должность просто из-за преимущества в количестве знаний в области работы группы. К этому лидеру участники идут за советом, он является энциклопедией группы.

Очевидно, самым лучшим является лидер, совмещающий в себе все три этих аспекта. Однако далеко не все таковыми являются. Чаще, лидер совмещает в себе максимум две каких-то черты (эмоционально-деловой или информационно-деловой).

Ситуативное лидерство может быть только деловым и эмоциональным. Отличительная черта ситуативного лидерства – неустойчивость. Такой лидер временно ограничен в связи с определённой ситуацией. Ситуативный лидер может являться лидером в одних ситуациях, а в других на эту роль не подходить вовсе.
Л.И. Усманский выделяет 6 типов лидеров, в зависимости от исполняемой роли:

Организатор (функция групповой интеграции)

Эрудит (наличие обширных знаний)

Инициатор (выдвижение идей и решений для проблем)

Генератор эмоционального настроя (помогает формировать настрой группы)

Мастер (специалист в определённой сфере)

Эталон (образец, идеал)


В зависимости от преобладающих функций лидера также выделяют:

1. Лидера-организатора. В нем все уверены, а он в свою очередь думает о нуждах группы как о своих собственных.

2. Лидера-творца. Он видит новое, берётся решать проблемы, которые другим кажутся нерешаемыми.

3. Лидера-борца. Уверенный в себе и своих силах. Такой лидер не задумываясь берётся за любую проблему, но это не всегда хорошо. Часто ему не хватает продуманного плана.

4. Лидера-дипломата. Этот лидер знает все, и даже больше. Главный способ решения задач для него - надавить на нужного человека, чтобы ситуация была удачной для коллектива. Однако такая дипломатия чаще лишь замещает настоящее неумение решать проблемы правильными действиями.

5. Лидера-утешителя. Готов поддержать в любую минуту. Уважает людей и доброжелательно к ним относится, поэтому к нему тянутся.

При управлении группой используется следующая классификация лидеров:

1. «Один из нас». Воспринимается как первый среди равных. Наиболее удачливый, оказавшийся на правящей должности. Такой же человек, как и все, со своими преимуществами и недостатками.

2. «Лучший из нас». Выделяется из группы по ряду качеств, превосходит других. В целом является образцом подражания для группы.

3. «Хороший человек». Видится членами группы как собрание лучших нравственных качеств человека. Порядочный, доброжелательный, готовый прийти на помощь.

4. «Служитель». Выступает в роли выразителя интересов группы, ориентируется на ее мнение. Этот тип лидера воспринимается членами группы по-разному: кто-то видит его как "одного из нас", а кто-то как "лучшего из нас". При этом данные видения накладываются на все тот же тип "служителя".

На основе все вышесказанного можно сделать следующие выводы. Зачастую лидер в студенческой группе обладает такими качествами и чертами: это бытовой лидер, ориентированный на межличностные отношения в группе, в основном сочетающий эмоциональное и информационное лидерство, являющийся инициатором, организатором и генератором эмоционального настроя группы. Также, согласно классификации типа управления группы, может являться «лучшим из нас» или же «служителем».

Итак, лидер - очень важный элемент студенческой группы. Через него происходит связь обычных студентов с преподавателями и руководителями университета. Лидером в студенческой группе в идеале должен становиться по-настоящему ответственный и серьёзный человек, умеющий находить подход к каждому человеку, потому как во многом судьба группы зависит от его скорости выполнения обязанностей, имению находить общий язык не только с одногруппниками, но сотрудниками университета.

Мотивация лидерства

Что заставляет человека стремиться к лидерству? Субъективные механизмы становления, характера и направленности лидерства проясняет

1. Психоаналитическая теория 3. Фрейда. С его точки зрения, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Другие психологи трактуют либидо более широко — как психическую энергию вообще. В процессе сублимации (накопления и перехода в более высокие состояния) либидо проявляется в стремлении к творчеству-лидерству и пр. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет преодолевать и подавлять различного рода комплексы — чувство неполноценности, некомпетентность и пр. Подчинение лидеру тоже находит объяснение в теории психоанализа — субъективное принятие лидерства закладывается в детстве как необходимость в покровителе, авторитетном человеке. В этом смысле авторитет, покровительство руководителя организации подобны авторитету и покровительству главы семьи.

Последователи 3. Фрейда (Франкфуртская школа, Адорно, Фромм) выявили особый тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы — состояния подавленности — гнетущего напряжения, тревожности-безысходности и отчаяния. У человека появляется желание убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть — психологическая потребность, которая позволяет избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Авторитарная личность дуалистична: с одной стороны, она проявляет своеобразные, садистские (обладание безграничной властью доставляет особое наслаждение, слабость других людей вызывает презрение и желание унизить их), а с другой стороны — мазохистские наклонности (при столкновении с превосходящей силой такой человек раболепствует перед ее носителем, восхищается и поклоняется ему). Авторитарная личность такого типа психологически слаба — иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями – не терпит равенства.

Становясь руководителем, такие личности имеют склонность распространить свою власть на личные отношения с подчиненными и нарушить их права, заботятся не столько об интересах дела, сколько о сохранении и увеличении своей власти. За деятельностью такого рола руководителей необходим жесткий контроль.

2. Инструментальная мотивация. Психоаналитическая мотивация стремления к лидерству выявляет один из типов лидеров. Большинство людей, как показывают исследования, совершенно не стремятся к власти. Они становятся лидерами, но власть не является их целью. Власть только инструмент, механизм получения разного рода благ, средство достижения других целей: материальных (высокий доход, престиж — выгодные связи, привилегии) или духовно-нравственных (достижение высоких целей — ответственность за общее дело, оказание помощи слабым, налаживание дружеских отношений в коллективе)

3. Игровая мотивация, Мотивация может быть и игровой - человек воспринимает процесс руководства как увлекательную, захватывающую игру. В этом случае мотивом лидера становится само содержание управленческой деятельности — решение сложных и общественно значимых проблем в процессе организации взаимодействия и общения с людьми

Теории лидерства

К концу 19-го началу 20-го веков основные подходы к лидерству были сугубо описательными и не пытались раскрыть сущность лидерства. В 20 же веке в процессе анализа выдвигались различные теории, целью которых было объяснить природу лидерства и выявить черты, делающие человека лидером. В целом можно выделить несколько теорий.

Теории героев - данная группа теорий является одной из древнейших. Эти теории строятся исходя из мнения многих людей о том, что "историю творят герои". Еще древние египтяне наделяли своих правителей, фараонов, божественными свойствами и всячески воспевали их. Для египтян главными качествами лидера были справедливость, мудрость, хитрость и доблесть. У многих культур список лидерских черт похож, однако со временем они продолжают меняться.

Вслед за героической теорией появилась теория черт, которая пыталась объяснить, какими именно качествами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Сторонники этой теории считали, что лидером человека делает ряд определённых качеств и свойств (черт). Лидера рассматривали по нескольким критериям. Его способности (умственные, вербальные и т.д.), достижения (образование, физическое развитие), ответственность (зависимость, инициатива, упорство, желание и т.д.), участие (активность, кооперация), статус (положение, популярность), "ситуативные черты" личности.

Теория среды. Основное положение данной теории состоит в том, что лидерство является функцией окружения, т.е. времени, места и обстоятельств. Эта теория игнорировала индивидуальные качества людей, объясняя их поведение лишь требованием создавшейся среды. Согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

"Гуманистические" теории лидерства. Основой "гуманистических" теорий была мысль о том, что человек, по сути, "существо мотивированное", а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидера здесь считали способность модифицировать организацию с целью обеспечения свободы участников для реализации своих собственных потенциалов и удовлетворения нужд, одновременно с этим обеспечивая достижение организацией своих целей.

Литература

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. -- 4-е изд., перераб. и доп (Серия «Учебники, учебные пособия».) -- Ростов-на-Дону Феникс: «Феникс», 2001. 665 с.

2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.-(СПО)

3. Основные теории лидерства, статья / Д. В. Ольшанский, Политическая психология, М. 2002 г.

Просмотров работы: 685