Формирование стрессоустойчивости у студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование стрессоустойчивости у студентов

Незнамова Д.В. 1, Кирикова А.Д. 2
1ТГПУ им. Толстого
2ТГПУ им. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время такие понятия как «стресс» и «стрессоустойчивость» тесно вошли в обиход нашей речи. Это легко объяснить тем, что современный мир диктует нам свои условия и правила, поэтому нам тяжело избежать стрессовых ситуаций и, даже, практически невозможно.

Больше всего стрессу подвержены студенты высших учебных заведений. Это обусловлено тем, что студенты, вчерашние школьники-выпускники, меняют привычный ритм жизни на более взрослый. Некоторые ученики высших учебных заведений поступают учиться в другие города и начинают жить самостоятельно. Разлука с домом и адаптация с новыми условиями проживания вызывают у студентов дополнительный стресс.

Исследование стресса

В начале своей профессиональной деятельности, в 1930-х, молодой специалист в области эндокринологии Г. Селье изучал воздействие экстракта яичников на организм, используя подопытных крыс. Он делал крысам инъекции экстракта несколько неуклюже: крысы падали со стола, ударялись, убегали, то есть они были в панике.

Через несколько месяцев Селье обнаружил возникновение болезней у крыс: язва желудка, увеличение надпочечников (где вырабатываются гормоны стресса), изменения в тканях иммунных органов. На первый взгляд было очевидно влияние данного экстракта на организм.

Но, для чистоты эксперимента, ученый решил использовать контрольную группу: этим крысам он ежедневно делал инъекции раствора соли. При этом, Селье не стал ловчее и аккуратнее с крысами, и они все так же метались и падали со стола во время инъекций. Через время крысы демонстрировали те же болезненные симптомы, что и крысы первой группы, получавшие инъекции экстракта.

Размышляя над результатами эксперимента, Селье пришел к предположению, что общим и в первом и втором случае были болезненные инъекции и, возможно, возникновение заболеваний – это реакция на неприятные переживания боли, которым впоследствии он дал понятие «стресс».

Теория стресса

В науке до сих пор не существует единой точки зрения, что такое стресс. Сам феномен стресса настолько многогранен, что каждое из определений способно описать лишь какую-либо одну из его сторон.

Понятие «Стресс» рассматривают как:

Реакцию на раздражители (стрессоры) (Г. Селье, Ж. Годфруа, О. Н. Полякова);

Требования к адаптивным способностям человека (Д. Фонтана, Д. Л. Гибсон, Дж. Гринберг);

Естественный процесс взаимодействия между человеком и внешней средой (Р. Лазарус, С. Фолкман, К. Купер, Ф. Дэйв, М. О'Драйсколл);

Особое функциональное, психологическое, физиологическое состояние организма (М. Фогиел, Р. С. Немов, Н. П. Фетискин, В. В. Суворова, А. Г. Маклаков);

Психическое или физическое напряжение, являющееся причиной ухудшения физического и психического здоровья (Л. А. Китаев-Смык, Ю. И. Александров, А. М. Колман).

ТРИ ФАЗЫ РЕАГИРОВАНИЯ ОРГАНИЗМА НА ЛЮБОЙ СТРЕСС

I.   Реакция тревоги, отражающую процесс мобилизации резервов.

II.  Фаза сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотери, лишению пищи, болевым ощущениям и т.п.), чем в обычном, исходном состоянии.

III.  Фаза истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т.п.

Признаки стресса

В психотерапии выделяют когнитивные (ухудшается память, появляется нерешительность и т.д.), физические (головокружения и головная боль, расстройство пищеварения и т.д.) , поведенческие( замкнутость, отстранённость ,пристрастие к алкоголю и наркотическим препаратам и т.д.) и эмоциональные( повышается раздражимость, возникновение панических атак и т.д.) симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом.

Некоторые студенты менее подвержены стрессу чем остальные их сверстники .Это обуславливается тем, что они стрессоустойчивы, т.е. спокойно и адекватно смотрят на те, или иные ситуации, которые вызывают отрицательные эмоции и стресс.

Стрессоустойчивость - это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.

Приведём пример. Во время первой сессии у студентов появляется, так называемый, экзаменационный стресс. Это одна из главных причин, вызывающих психическое напряжение у учеников высших учебных заведений. Это связанно с тем, что студенту надо успеть подготовиться к экзамену в определённый срок, при этом у него сбивается сон и привычный режим жизни. Студенты, обладающие стрессоустойчивостью, справляются с этим легче, чем студенты с низким уровнем стрессоустойчивости.

Снижение уровня стрессоустойчивости в учебной деятельности выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной сфер деятельности студента

Для того, чтобы развить стрессоустойчивость, студенты могут воспользоваться следующими советами:

Измените отношение к тому, что происходит вокруг Вас.

Старайтесь полноценно отдыхать.

Смотрите в лицо своим страхам.

Научитесь «выпускать пар».

Таким образом, стресс, действительно, является неотъемлемой частью современной жизни. Но если следовать вышеперечисленным советам, то можно повысить свой уровень стрессоустойчивости. Различные психологические тренинги открывают огромное возможности для овладения студентами приёмами психической саморегуляции, что может способствовать эффективному преодолению стрессовых ситуаций и, в дальнейшем, формированию уровня стрессоустойчивости.

Список литературы:

Наталья Щербакова. Что такое стресс. История термина, значение стресса. 2019. [Электронный ресурс], URL: https://www.psysovet.ru/articles/1045

История стресса, 2016. [Электронный ресурс], URL: http://ruka-na-pulse.ru/news/detail.php?ID=709

Стресс в психологии: определение, признаки, лечение. 2017. [Электронный ресурс], URL: https://neurofob.com/mood-disorders/stress/stress-eto.html

Олеся Вяткина. Как развить стрессоустойчивость. [Электронный ресурс], URL: http://www.gczn.nsk.su/sovety-spetsialistov/1410/

Стрессоустойчивость, 2020. [Электронный ресурс], URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрессоустойчивость

Просмотров работы: 115