Архитектурная экология на примере города Таганрога - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Архитектурная экология на примере города Таганрога

Аладьина Г.В. 1, Гутянский Д.С. 1
1Таганрогский Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области "ДОНСКОЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разнообразие и прорыв в развитии строительных технологий приводят к тому, что архитектура 21 века не укладывается в единые рамки. Она многолика и тенденции в ней разнонаправленные. Но все-таки есть устойчивые векторы ее развития. Первым таким направлением является рост функциональности. Современный человек хочет жить не только в красивом, но и обязательно удобном здании. Еще одним важным трендом является обязательное гармоничное сочетание здания с окружающим ландшафтом. Кроме того, здания должны быть энергосберегающими, экологичными. Таким образом, главные тренды связаны не с формой, а с функциями. Но есть и собственно архитектурные тенденции. В первую очередь это устремление вверх - высотное строительство во всем мире набирает популярность. Еще один тренд – это простота. Чистая геометрия линий, конструктивность, лаконичность – всего этого достаточно, чтобы создать современное здание. Архитектура должна сохранять воздух и свет – это еще одна важнейшая тенденция современного зодчества.

Таганрог – это один из старейших и интереснейших городов юга России. Таганрог является первым русским городом, который застраивался по заранее разработанному плану, в котором была предусмотрена в то время единственная площадь, названная «Генераловой» т.е. главной.

Сложная историческая судьба выпала на долю Таганрога, которая включает в себя его строительство, разрушение до основания и новое возрождение. Город менял неоднократно и свой статус: город-крепость, страж южных рубежей России, город-купец, крупный внутренне и внешнеторговый порт, город труженик, значительный промышленный пункт Юга страны, с 2011 года городу присвоено звание «Воинской Славы».

В разные периоды жизни Таганрога возникали в нем площади, одни исчезли, другие сохранились, третьи образовались уже в недавние времена.

Таганрог - это музей под открытым небом, его экспонаты – улицы и площади, памятники архитектуры и истории, мемориальные здания, парки и скверы. Они помогают ощутить подлинность прошлого, его связь с настоящим. Наша цель рассказать о возможностях восстановления первоначального исторического облика здания.[литература №1].

При визуальном обследовании города было решено, что состояние исторического облика зданий неудовлетворительное, поэтому мы рассмотрели некоторые современные технологии, которые помогут вернуть зданиям первоначальный вид. [приложение 7, фото 1].

Ухудшающаяся экологическая ситуация, кислотные дожди не только убивают живую природу, но и разрушают памятники архитектуры [приложение 7, фото 2]. Прочный металл покрывается ржавчиной, а твердый мрамор превращается в гипс под воздействием этого явления. Смена температур, потоки дождя и ветер разрушают многолетние конструкции. Исторические памятники Греции и Рима, простояв тысячелетия, в последние годы разрушаются прямо на глазах.

Особенность циркуляции атмосферы над Северным Кавказом такова, что основная часть кислотных дождей имеет отечественное происхождение,

приходя с востока и севера, чем и объясняется их редкое присутствие в послед-

-нее время. Свойства кислотных дождей весьма коварны: в почве кислотны раствор вступает в реакцию с щелочными компонентами, характерными для черноземов на глубине 0,5-1,5 метра, изменяя химическое строение почвы, и усиливает коррозию фундаментов и оснований. К концу XX века загрязнение воздуха в городе обеспечивается главным образом автомобильными выхлопами. Средний автомобиль за год сжигает около 200 кг кислорода, выбрасывает более 2 кг окиси серы и 100 кг несгоревших углеводородов и окислов азота. Автомобильные выхлопы соседствуют в воздушной массе с промышленными газами, пылью и бытовыми выбросами, иногда вступая друг с другом в сложные фотохимические реакции, образуя новые, более токсичные вещества. При неблагоприятных метеорологических условиях они скапливаются в приземном слое воздуха, выступая в роли ядер консолидации. В результате в атмосфере города наблюдается рост конвективной облачности, увеличивается число дней с туманом и на 20-30 миллиметров количество осадков. Поскольку асфальтированные улицы и каменные массивы зданий плохо задерживают и не поглощают влагу, в летнее время микроклимат города приближается к климату пустынь с их жарой и крайней сухостью воздуха. Влажность в городе на 6% ниже, чем в окружающей местности. Вредное влияние загрязнителей воздуха проявляется в снижении солнечной активности на 20-30% по сравнению с пригородом, воздействии на здания (обветшание фасадов, потеря защитных свойств краски), возрастании скорости коррозии (для железа в 20 раз, для алюминия в 100 раз), заболевании и гибели растений и животных.

Целью нашей работы являлось изучение современных подходов к принятию решений в области реставрации зданий, привлечение внимания к необходимости создания новой науки - архитектурной экологии.

Термин "экология" означает дословно "мысль о родном доме". В последние два десятилетия экологическая наука накопила такой большой банк информации, что стала интенсивно ветвиться. Появились новые отраслизнаний - экология человека, военная экология, политическая экология, экология нации, экология языка и другие. И хотя официально еще не объявлено о создании новой науки –архитектурной экологии, но стоит признать, что необходимость в этом давно назрела.

Под архитектурной экологией следует понимать взаимоотношения человека нынешнего с ценной в художественном отношении архитектурной пластикой прошлых эпох. Ведь в этом взаимодействии человек, безусловно, обогащается, а произведения архитектуры могут не только оберегаться, но, к сожалению, и гибнуть.

Архитектурная экология предполагает три основных вида деятельности:

формирование заповедников или заповедных, т.е. охранных зон;

консервацию произведений архитектуры, живописи, интерьеров, произведений скульптуры, культовой и другой утвари;

реставрацию произведений архитектуры, скульптуры и мебели.

Такой многогранный характер экологической работы в области архитектуры приобретается благодаря колоссальному числу произведений русского зодчества, нуждающихся в защите. Например, в России на государственном учете состоят 150 тысяч памятников истории, археологии, культуры. Несколько тысяч из них ежегодно разрушаются. В Таганроге заслуживают внимания более 285 памятников. В июне 1981 года был создан литературный и историко-архитектурный заповедник в Таганроге (точнее, в границах старого Таганрога от морского порта до старинного железнодорожного вокзала).
В минувшем столетии в городе были установлены указательные таблицы с названиями улиц прошлого века [Фото №1]

[Фото №1]

Принципиальная разница между заповедными и историческими городами состоит в том, что в заповедниках новое строительство запрещено, а если нужно "заполнить" какие-то провалы в застройке кварталов на месте уже разрушенных или подлежащих сносу строений, строительство ведется только по индивидуальным проектам, с соблюдением масштабности и стилевых особенностей сопредельной застройки.

В наши дни, когда атмосфера перенасыщена окислами азота, углерода, в туманные осенние дни, во время дождей воздух, благодаря высокой влажности, насыщается азотной и углекислотой. Выпадая на поверхность зданий и произведений скульптуры, кислотные дожди постепенно разрушают кирпич, бетон и особенно мрамор. Например, в таганрогском некрополе вся мраморная скульптура прошлого века стала шершавой на ощупь и утратила первозданный белоснежный цвет: с шершавой поверхности ни дождь, ни ветер не сносят и не смывают оседающую городскую пыль и копоть промышленных предприятий.

При близком же исследовании выявляется утрата изначальных прочностных свойств мрамора, следовательно скульптура разрушается. Это явление в реставрации носит название "каменного рака". Каменный рак - болезнь почти повсеместная.


[фото №2]

Венец саркофага работы итальянского мастера, вывезенный из некрополя во двор картинной галереи.[фото №2].

В таганрогском некрополе, как отмечалось выше, выполнены консервационные работы и то на самом примитивном уровне: простая побелка известью или цементным молоком. Спустя год от такой "консервации" практически не остается и следа.

Более серьезно ведется у нас консервация фасадов отреставрированных зданий. Она применяется на объектах так называемой "краснокирпичной эклектики" или "краснокирпичного барокко". Впервые пропитка облицовочного кирпича после цветовой расшивки швов была осуществлена в Таганроге при реставрации "Лавки Чеховых", а затем на более профессиональном уровне при реставрации старого вокзала.[приложение 7 фото 3],[литература №5]. Для консервации кирпича используются растворы на жировой или любой водоотталкивающей основе. Как показала практика, консервация кирпича предупреждает его деструктуризацию, по крайней мере, в течение 15 лет. К сожалению, этот вид работ у нас мало изучен и находится в стадии эксперимента.

В нашей работе детально рассмотрен и изучен Дворец Алфераки. [фото №3] [фото №3]

Он находится на улице Фрунзе 41. Здание построено в 1848 году. Принадлежало крупному таганрогскому домовладельцу Н. Д. Алфераки Автором проекта был профессор Петербургской академии художеств, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Князь М. Г. Голицын, побывавший в Таганроге в 1857 году, писал: «В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметамАрхитектура дворца Алфераки представляет собой образец пышного южного необарокко. Здание украшают четыре коринфских колонны с классическими капителями. В центре фронтона помещен дворянский герб Алфераки. Крыша обрамлена балюстрадой. Внутри здания — мраморная лестница c 41 ступенями. Выходная дверь на бельведер украшена пилястрами с классическими капителями. В парадный зал ведет легкая арка. Зал состоит из трех отделений. В центральном отделении к центру потолка тянутся дуги, между которыми находятся фрески — медальоны из жизни версальских салонов эпохи Людовика XIV, XV и XVI: дамы и кавалеры в париках и роскошных костюмах. Орнаменты всех отделений зала выдержаны в стиле рококо. В 1870-х годах здание было куплено таганрогским купцом Негропонте и сдано в аренду клубу Коммерческого собрания и впоследствии перешло в собственность этого клуба. В советское время дворец национализировали и передали Таганрогскому краеведческому музею. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, однако уже в конце 1943 года приняло первых посетителей. Реставрация здания выполнялась в 60-х и 90-х года XX века. В настоящее время дворец Алфераки находится на реставрации и вновь поразит таганрожцев к 2022 году. В архитектурно-художественном оформлении фасадов здания использованы элементы лепного и штукатурного декора, характерные для неоклассического направления эклектики. Таганрожцы всегда подчеркивают, что их город любили цари и не любили царедворцы. Они при каждом удобном случае проводят аналогию своего города и столиц, обращая внимание на то, что в Таганроге тоже есть и Красная площадь, и площадь Восстания (как в Москве и Петербурге). Таганрог как "пробный камень" петровских преобразований стал местом, где опробовались европейские методы строительства и военно - инженерного искусства, где служили первые регулярные полки русской армии и стояли первые корабли военно - морского флота. Здесь рождался новый тип российского городского населения: интернационального, многоконфессионального, поликультурного, легко принимавшего европейские новшества. Таганрожцы всегда гордились тем, что рождение их города стало одним из первых шагов царя - реформатора по пути создания Российской империи. Эти чувства ярко и ёмко таганрогский историк П.П.Филевский, который писал:"Коротки были дни Таганрога под властью Петра Великого, но они наложили на чело его печать исторического величия, они создали ему имя в истории и осветили его блеском славы гениального человека".Слово "реставрация" в переводе с латинского означает "восстановление".[литература №3]. Выполнению собственно реставрационных работ должны предшествовать историко-библиографические и историко-архивные исследования, графо- и фотофиксация памятника, его обмеры, различные зондажи, лабораторные исследования строительных материалов, проекты восстановительных работ и приспособления памятника для современных нужд. В 1981 году в связи с организацией в Таганроге музея-заповедника в нем был учрежден Северо-Кавказский филиал Российского института Спецпроект реставрация, существующий и поныне.

Рис.1

Произведение искусства, вывезенное из некрополя во двор картинной галереи. [рис.1].

В связи с 300-летним юбилеем Таганрога и заметно возросшим объемом реставрационных работ в 1992 году на основании постановления правительства России №307 от 5 мая 1991 года в нашем городе создано самостоятельное строительно-реставрационное предприятие "Юг".

Рассмотренные технологии по реставрации фасадов:

1)Помогут защитить фасады от осадков и грязевых налётов, позволяют добиться большей или меньшей насыщенности цвета кирпича или других облицовочных материалов вплоть до создания эффекта "мокрой кладки".

2) Восстановление лепных изделий, который включает в себя обширный комплект работ.

3) Правильно выполненная работа при реставрации и воссоздании металлических конструкций и декоративных элементов позволит сохранить исторический облик города.

В ходе выполнения научно- исследовательской работы были предложены различные методы и инструменты для выполнения:

РЕМОНТ ФАСАДОВ

КОМПЛЕКСНЫЙ РЕМОНТ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ:

Защита фасадов из камня, кирпича, бетона, в том числе памятников архитектуры от разрушающих природных факторов.

Удаление солевых отложений с кирпичных фасадов и архитектурных памятников.

Аварийный ремонт труднодоступных мест фасадов верхолазами-высотниками.

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИЗ КАМНЯ, КИРПИЧА И БЕТОНА

Начиная с 1996 года успешно применяются различные полимер-силикатные композиции для защиты строительных материалов и конструкций от разрушающих природных факторов. Основные способы работ здесь - это выполнение проникающей гидроизоляции и создание специальных защитных покрасочных покрытий. При этом материалы строительных конструкций приобретают гидрофобные свойства, химическую стойкость, повышается морозоустойчивость и их структура упрочняется.

Гидроизоляционные составы изготавливаются, исходя из конкретных условий, непосредственно перед началом работ.

Экологически чистые композиции успешно применяются для защиты фасадов и фундаментов зданий, архитектурных памятников, подвалов, лоджий, террас, бассейнов и тоннелей. Составы являются бесцветными, не изменяющими цвета и фактуры исходной поверхности, при добавлении пигментов возможны любые цветовые решения.

Предварительная обработка специальными камнеукрепляющими составами, позволяет успешно выполнять работы на слабых основаниях, в том числе по выветренным известняком и гипсом.

ОЧИСТКА ФАСАДОВ ОТ ВЫСОЛОВ

ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСОЛОВ

«Высолами» обычно называют высохший белый соляной налёт, возникающий на стенах домов. Он образуется из-за выноса водой на поверхность фасада солей, ранее содержащихся в кирпиче, кладочном растворе, в результате миграции растворённых солей из-за протечек, неправильной гидроизоляции фундаментов, вследствие выпадения сильно загрязнённых атмосферных осадков и т.д. Высолы на фасадах нарушают не только эстетичный внешний вид, но и угрожают его разрушением.[литература №2].

В большинстве случаев высолы - это водорастворимый сульфата натрия, соединение чрезвычайно гигроскопичное. Образующийся при соединении с водой десятиводный кристаллогидрат существенно увеличивается в объёме и оказывает расклинивающее усилие в микропорах, приводя к трещинообразованию и разрушению поверхностного слоя фасада. Постепенно соливымываются, а по образовавшимся каналам и порам в поверхностный слой проникает конденсат или дождевая вода, растворяющие следующий солевой слой. В зимний период вода превращается в лёд, который опять оказывает расклинивающее действие в микропорах. Повторяясь циклически, данный процесс приводит к потери фасадными материалами гидрофобных свойств и лавинообразно нарастающему разрушению. [приложение 7, фото 7]

ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ОТ ВЫСОЛОВ

Классическая технология удаления высолов включает в себя следующие операции:

- промывка фасада водой;

- удаление поверхностных загрязнений, известкового молочка, труднорастворимых солей (в том числе солей металлов).

- удаление большинства водорастворимых солей .

- гидрофибизация поверхности фасада с целью предотвращения повторныхвысолов «Гидрофобизатором фасадным».

УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Самыми распространёнными в городе загрязнениями являются сажистые тёмные налёты и копоть с потёками. Для их удаления наиболее эффективными являются моющие средства на щелочной основе, содержащие поверхностно-активные вещества, обеспечивающие высокуюсмачиваемость поверхности и проникновение в поры. При  заражённости фасада микроорганизмами в раствор могут вводиться асептические добавки. Конкретный вид очистителя и его концентрация выбирается в зависимости от характера загрязнений и поверхности - стекло, камень, кирпич, стальные или алюминиевые конструкции. Мойка выполняется как вручную, так и с помощью аппаратов высокого давления, имеющих систему подмешивания моющего раствора в струю воды, а для осеннего периода - систему подогрева воды.

Многие заказчики – владельцы и арендаторы на длительный срок зданий, находящихся в статусе памятников архитектуры и зодчества, рано или поздно сталкиваются с проблемой реставрации фасада.

   

Фото 2 Фото 1

Поговорим о самых распространенных работах по реставрации фасада – мокром фасаде.[фото 1]

В первую очередь выделяются пораженные места (биопоражение, излишнее скопление влаги и т. д.).

На фото 2 показано одно из таких мест. В этом случае осуществляется полный демонтаж старой штукатурки в радиусе полметра от края, пораженного участка. Бывает, что на фасаде штукатурка частично отсутствует. В этом случае требуемый демонтаж определяется путем простукивания для определения отслоения штукатурки. [Фото 2]

Фото 3

 

Далее производится демонтаж штукатурного слоя. Осуществляется он маломощными перфораторами и скальпелями. Делается это, во избежание деформации, путем сильной вибрации, нормальных участков [фото 3]. Затем измеряется влажность стен. Если влажность превышает 4 %, то стены нужно просушить. Процесс этот довольно длительный. Иногда занимает год и более (обычно просушка ведется естественным путем). Но можно обойти процесс просушки. В этом случае, экспозиция (перерыв между нанесением реставрационного слоя) будет дольше.

Следующий этап – это восстановление кладочного шва. Все старые кирпичные здания строились на известковых растворах.

     

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Места утрат раствора зачищаются на глубину не менее 1,5 см и восполняются свежим раствором. Некоторые участки стен могут иметь повреждение кирпичной кладки. В этом случае требуется ее отремонтировать. Делается это так – сначала набивается мелкоячеистая металлическая штукатурная сетка. В тех местах, где она не плотно прилегает, при помощи строительного пистолета восполняют раствором. Неглубокие выемки – известковым раствором, глубокие – саморасширяющимся [фото 4]. Далее наносится первый щтукатурный слой. Слой наносится путем обмазки и не должен превышать 1,5 см. Затем выдерживается экспозиция (до 4 % влажности), устанавливаются маяки и наносятся покрывочные слои не превышающие толщины 0,5 см каждый. Промежуточные слои не заглаживаются [фото 5]. После нанесения последнего слоя, вынимаются маяки. Последний слой выравнивается полутерками[фото № 6].

Рассмотренные участки выполняются исключительно известковыми реставрационными штукатурками. Далее следует пауза (не менее трех недель), до полного высыхания штукатурного слоя. Затем оштукатуренные поверхности обрабатываются антищелочными составами, и, только после этого приступают к выравниванию поверхностей с помощью известковой шпаклевки. Сначала наносится первый слой, затем в сырую шпаклевку утопается сетка из стекловолокна (делается это во избежание мелких трещин).

Экспозиция между каждым слоем 5-7 дней. Последний слой шлифуются наждачной бумагой нескольких фракций [Фото 6].

И последний этап – покраска стен. Обычно реставрационные программы имеют зарубежные фирмы Тиккурила (Финляндия) и Аллигатор (Австрия). Краски могут быть нескольких видов – силикатные, силиконовые, известковые и т. д. [Фото 7].

Наносится не менее трех слоев. Свежеокрашенные поверхности могут иметь некоторую пятнистость. Это не страшно. Из-за неравномерного высыхания такое часто случается. Обычно через 2-3 недели краска полностью высыхает, и окрашенная поверхность приобретает ровный, единый оттенок [фото 8].

     

Фото 7

Фото 8

Фото 9

 

В заключение хочется добавить, что перед нанесением каждого слоя реставрационного материала поверхности требуются грунтовать составами, одобренными в Кгиоп (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуре.) Естественно реставрационные работы на этом не заканчиваются. В данной статье хочется отметить два основных вида работ, которые почти всегда встречаются в процессе реставрации старинных зданий.

Первый – это специфические работы по цокольной части здания, как правило, самой влажной и поврежденной. Современные методы гидроизоляции подразумевают после подготовки нанесения слоев специальной штукатуркой – санирующей. Это пористый материал, пропускающий влагу, впитывающий соли и щелочи. Подготовка перед нанесением аналогична подготовки перед нанесением обыкновенной известковой штукатуркой. Разница в том, что швы кирпичной кладки в обязательном порядке зачищаются на глубину не менее 1,5 см и не восполняются никаким раствором. Кроме этого, при нанесении санирующей штукатурки не используется металлическая сетка, так как ржавчина от нее со временем выйдет наружу. При подготовке есть еще одна маленькая хитрость, используемая в данных видах работ не одно десятилетие. В цокольной части, в шахматном порядке, на расстояние 200-250 мм друг от друга сверлятся отверстия диаметром 20-22 мм. Эти отверстия заполняются древесным углем (желательно березовым). Как известно, древесный уголь обладает высокими абсорбирующими свойствами, что на много дольше сохранит действие санирующей штукатурки [фото 8].

Затем наносится первый, обмазочный, слой, который играет функцию гидроизоляции [фото 9]. Данный слой наносится простой кистью-макловицей. После высыхания первого слоя (1-3 суток) наносят основной слой, играющий роль абсорбента. Этот слой можно наносить до 5 см за один раз. Затем после высыхания второго слоя (в среднем две недели) шпаклюют и красят цокольную часть общими реставрационными материалами. Вторая важная работа – это иньекцирование трещин. Почти на всех старых зданиях в большей или меньшей степени проводятся такие работы. Если на реставрационной поверхности образовались трещины, то в этом случае главное правильно поставить диагноз.[Фото 10].

   

Фото 10

Фото 11

Теоретически можно разобрать несколько слоев кладки до пустот и выложить ее заново. Но здесь, естественно, увеличиваются затраты и время на проведения всех реставрационных работ на объекте. Поэтому существует белее эффективный способ – иньецирование. Как оно происходит. Сначала нужно произвести подготовку стен (см. выше). Но и в этом случае есть свои особенности. Помимо металлической штукатурной сетки используется и кладочная – с ячейкой50 на 50 мм [фото 11].

Фото 12 Фото 13

Эту сетку кладут первой. Затем в шахматном порядке на расстоянии 150-200мм друг от друга до пустот сверлятся отверстия диаметром 20-22 мм. Далее в отверстия забиваются металлические трубки. Наружный конец трубки должен иметь резьбу. На эту резьбу навинчивается шаровой кран [фото 12]. Другой конец шланга опускают в емкость, где заранее размешивается саморасширяющийся раствор.

Теперь производится закачка под давлением 2-2,5 атмосфер.После заполнения пустот шаровой кран перекрывается и шланг насоса отсоединяется. Раствор заполняет пустоты и в процессе застывания увеличивается в объеме, что укрепляет кладку и заполняет микротрещины. И последний этап – это отвинчивание кранов и вынимание металлических трубок. Далее реставрация производится по общим правилам. Конечный результат виден на [фото 13]

Дом Рафаиловича [фото №4] по адресу ул. Николаевская, 22 был построен в 1860-х годах. Это Объект культурного наследия РФ с длинной историей. В конце 1880-х годов здание приобрела жена австрийско-подданного Екатерина Антоновна.

[фото №4]

Ее муж Николай Иванович Рафаиловичи (1850—1912), купец 2-й гильдии, скоропостижно скончался 9 января 1912 года на 62 году жизни. Дочь Николая Ивановича Зинаида, 18-летняя красотка, по настоянию отца обручилась и обвенчалась с 54-летним Николаем Николаевичем Алафузавым, брак с которым, однако, оказался недолговечным и был расторгнут.

Вместе со своим вторым мужем Максимовым, сыном богатого ростовского капиталиста, Зинаида уехала за границу с целью побывать во Франции и увидеть ее столицу. В 1895 году ее второй муж после смерти отца П. Р. Максимова получил по наследству 65 тысяч рублей. В связи с Октябрьской революцией Зинаида и ее муж в Россию больше не вернулись. У Николая Ивановича Рафаілавіча вазніцай работал Александр Михайлович Недадаеў, который жил вместе со своей семилетней дочерью Анастасией в цокольном этаже хозяйского дома. Ее Николай Иванович устроил в женскую гимназию, по окончании которой она работала у него секретарем-машинисткой .В заключении мы хотели бы отметить актуальность рассмотренного вопроса научно-исследовательской работы, которая поможет сохранить историко-архитектурные памятники нашей страны. Объект нуждается в срочной реконструкции, время сильно «искалечило» искусные гравюры здания, но возможность восстановления ещё существует.
Помогут защитить фасады от осадков и грязевых налётов, позволяют добиться большей или меньшей насыщенности цвета кирпича или других облицовочных материалов вплоть до создания эффекта "мокрой кладки".

Вовремя и правильно выполненная реставрация лепных изделий позволит сохранить исторический облик города.

В связи с организацией в Таганроге музея-заповедника необходимо проводить реставрационные работы согласованные с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Привлечение внимания к необходимости создания новой науки - архитектурной экологии позволит сохранить памятники архитектуры под открытым небом.

Правильно выполненная работа при реставрации и воссоздании металлических конструкций и декоративных элементов позволит сохранить исторический облик города.

Планы и сроки реализации

Мы планируем обратиться в городскую администрацию с предложениями по применению современных технологий для обновления исторического облика зданий.

6. Литература

1. М.С. Киричек «По ладоням твоих площадей» - Таганрог: ООО «Издательство «Лукоморье», 2007 г.

2. Интернет http://piramida.d-c.spb.ru/ «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "СЕВЕРНАЯ ПИРАМИДА"», НПСП "Северная Пирамида" ВВВ© 2003.

3. Интернет © http://architecture.artyx.ru "Архитектура"

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворец_Алфераки
5. www.infotaganrog.ru

6.http://tgliamz.ru/obekty-pokaza/Dvorec_Alferaki.php

7. Приложения

Фото. 1. Визуальное обследование города Таганрога.

фото 1

Фото 2

Фото 3

Просмотров работы: 8