АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА РОТЫ ПО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА РОТЫ ПО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Уваров И.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретический анализ проблемы использования информационных технологий в деятельности должностных лиц подразделения в целях повышения эффективности деятельности войск позволил сформулировать педагогические условия эффективной реализации данной цели.

Условие – философская категория, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. В данном исследовании условия выступают как целенаправленно создаваемые обстоятельства, необходимые для повышения эффективности деятельности войск средствами современных информационных технологий.

На основании проведённого исследования представляется возможным выделить следующие этапы алгоритма использования информационных технологий в деятельности должностных лиц подразделения:

1. Использование разнообразных форм и средств обучения военнослужащих. Лишь взятые в единстве, разумном сочетании друг с другом, они позволяют успешно и последовательно повышать уровень профессиональной подготовки военнослужащих, тесно связывать его с их воспитанием, личностным развитием и психологической подготовкой.

Аудиовизуальную форму обучения, предполагающую поабзацное сопровождение учебных текстов слайдами, диаграммами, графиками, целесообразнее использовать на лекционных занятиях по общественно-государственной подготовке.

Программированная форма обучения, получившая широкое распространение в связи с созданием обучающих машин, систем группового контроля и адаптивных систем для электронных классов, может успешно применяться в процессе самостоятельной подготовки военнослужащих. Суть программированного обучения состоит в повышении плотности управления процессом накопления знаний и умений за счет разделения учебных текстов на множество порций и немедленного контроля качества их усвоения.

На основе программированной возникла мультимедиальная форма обучения, которая предполагает объединение нескольких обучающих средств, сочетание текстовой информации и графических изображений, возможность использования псевдографики, звуковых эффектов, цветовой палитры, что даёт возможность использовать данную форму в процессе военно-технического информирования военнослужащих. Мультимедиальная система обучения оперативно реагирует на ошибки, оказывает необходимую помощь, может выдавать промежуточные результаты обучения.

В соответствии с данными формами обучения выделяются четыре группы компьютерных средств обучения.

К первой группе относятся средства, основанные на представлении военнослужащим в процессе чтения лекций и проведения семинаров по общественно-государственной подготовке учебной информации в виде графических статических и динамических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации её схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у них общие представления об их профессиональной деятельности.

Во вторую группу выделяются средства, ориентированные на приобретение военнослужащими знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы, автоматизированные системы контроля знаний, компьютерные обучающие программы. Названные средства служат для автоматизированного обучения военнослужащих, комплексной оценки знаний и управления познавательной деятельностью.

В третью группу включаются компьютерные средства, используемые для формирования у военнослужащих необходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся компьютерные функциональные и комплексные тренажеры, позволяющие сформировать у военнослужащих качества, определяемые их профессиональной деятельностью; компьютерные деловые и ситуационные игры, имитирующие те или иные практические ситуации.

К четвертой группе относятся средства, применение которых возможно для решения нескольких дидактических задач одновременно. Это автоматизированные библиотечные системы, автоматизированные справочные системы, информационно-поисковые системы, информационно-расчетные системы, банки данных и базы знаний, универсальные системы управления базами данных, обеспечивающие возможность работы с готовыми профессиональными и учебными базами данных, позволяющие решать значительную часть прикладных учебных задач.

Следует оговориться, что деление компьютерных средств обучения на указанные выше группы является в известной мере условным, поскольку каждое из них может быть переориентировано на решение других, в том числе частных дидактических задач.

2. Следующим условием применения информационных технологий в деятельности должностных лиц подразделения является учёт исходных функциональных и психофизиологических возможностей военнослужащих, так как достижение ими высокого уровня познавательной деятельности при применении современных информационных технологий достигается ценой достаточно серьезных нервно-психических затрат.

Так, например, чрезмерное увеличение количества информации в компьютерной обучающей программе приводит к «срабатыванию» защитных механизмов нервной системы военнослужащего, а желание повысить скорость информационного потока или большая продолжительность занятий приводит к понижению качества усваиваемой информации, к увеличению количества ошибок, ухудшению настроения и самочувствия пользователя.

По данным физиолого-гигиенических исследований при работе с компьютером умственная работоспособность обучаемых снижается обратно-пропорционально усвоенному объему учебной информации, то есть соответственно восприятие на 6%, запоминание на 10%. Установлено, что локальное утомление зрительного анализатора пользователей при полностью автоматизированном обучении происходит в 2–3 раза интенсивнее, чем при традиционном.

Таким образом, большое значение имеет организационно-плановая сторона комплексного применения информационных технологий, то есть четкое определение моментов начала и прекращения использования того или иного из средств комплекса, параллельного их ввода в процесс решения дидактической задачи.

3. Одним из условий внедрения современных информационных технологий в практику должностных лиц подразделения, помимо рассмотренных выше, является подготовленность офицеров к их использованию, и это предопределяет актуальность их подготовки.

По мнению ряда исследователей, представляется возможным выделить базовую составляющую информационной подготовки офицеров. Можно сделать вывод о том, что совокупность профессиональных знаний, характеризующих модель современного офицера, должны быть включены знания, отражающие содержание таких понятий и процессов, как «информатика», «информация», «модели и алгоритмы», «информационные процессы», «использование информационных технологий в военном деле» и многих других.

Раскрытие содержания данной модели должно осуществляться через систему информационной подготовки[2], включающей совокупность учебных курсов, направленных на формирование представлений об основах информатики как комплексной учебной дисциплины и основных умений по применению информационных и коммуникационных технологий на базе современной вычислительной техники в будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с необходимостью информатизации Вооруженных Сил выделяется приоритетная задача – организация и совершенствование информационной подготовки слушателей, курсантов и офицеров войсковых частей на базе вузов. При этом под информационной подготовкой понимается обязательная составляющая образовательного процесса, направленная на подготовку специалистов, способных эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения практических задач управления войсками и оружием в боевой обстановке и повседневной деятельности [1].

Целью информационной подготовкиявляется формирование основ информационной культуры специалиста Вооруженных Сил Российской Федерации.

Общими задачами информационной подготовки военнослужащих являются:

обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;

изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров;

формирование умений и навыков работы на компьютере;

освоение методов работы с современными информационными технологиями;

изучение и освоение методов и способов применения новых информационных технологий в профессиональной деятельности, определяемой по предполагаемому предназначению.

Содержание основных компонентов информационной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры специалиста Вооруженных Сил Российской Федерации любого профиля. Специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить своё отражение в решении конкретных прикладных задач на практических занятиях. Таким образом, информационная подготовка военных специалистов должна быть построена с учетом целевой направленности их профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1 Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. – М., МО, 1999. 328 с.

2 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).

Просмотров работы: 12