ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Просветов В.Д. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевыми дидактическими категориями в современной педагогике являются обучение и образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование – новое явление в педагогике. Анализ научно-теоретической и учебно-методической педагогической литературы, изучение нормативных правовых документов представляет возможным сделать вывод, что отсутствует единое понимание сущности и содержания понятий «обучение» и «образование» применительно как к традиционному образовательному процессу, так и к процессу дистанционного образования [2]. Если говорить об образовании и обучении, то опыт показывает, что освоение знаний человеком возможно исключительно на основе самообразования. Дистанционное обучение в данном случае предполагает самоактуализацию познавательной потребности военнослужащих и помощь в процессе самообразования. Таким образом, дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется обучающимися достижение и подтверждение образовательного ценза [там же].

Для России с ее территорией и, в частности, для российских военнослужащих, проходящих службу или проживающих в самых отдаленных местах за сотни километров от крупных образовательных центров, такой вид обучения особенно актуален. Потенциально он предоставляет возможность военнослужащим независимо от места проживания, без отрыва от служебной деятельности, получить профессиональное образование, пройти профессиональную переподготовку и повысить квалификацию в ведущих высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. При этом зачастую дистанционное обучение является для военнослужащих единственно возможным способом повысить свою квалификацию.

К сожалению, процесс развития дистанционного образования в России сдерживается несовершенством нормативной правовой базы в области образования, недостаточным материально-техническим обеспечением, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями телекоммуникационных сетей и другими объективными и субъективными факторами.

Для повышения эффективности профессиональной переподготовки военнослужащие, получающие образование дистанционно, должны учиться по тем же учебным планам и программам, что и офицеры, обучающиеся в военно-учебных заведениях очно или заочно. При этом военнослужащие должны пользоваться максимально гибкой системой удобств при дистанционном получении образования. Особенно важны синхронизация учебного процесса со свободным от исполнения служебных обязанностей временем, возможность учёта ранее полученного образования, определение компетентности с помощью стандартных тестов, упрощение процедуры перевода на другие специальности и в другие вузы.

Анализ существующих форм образования показывает, что дистанционное обучение является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и экстернат), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая активная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте.

Использование технологий дистанционного обучения в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих в социальном плане предполагает:

снять напряженность среди военнослужащих, проходящих службу и проживающих в отдаленных регионах, а также находящихся в отдалении от научных и культурных центров страны;

дать возможность военнослужащим и членам их семей получить любую специальность, а также возможность трудоустроиться по полученной специальности;

учитывая высокую общую подготовку военнослужащих и их деловые качества, получить для страны тысячи высококвалифицированных специалистов в различных областях экономики;

имея высокое качество программ и курсов по дистанционному обучению, повысить качество профессиональной подготовки военнослужащих независимо от места их дислокации;

создать дополнительные рабочие места для персонала и преподавателей, обслуживающих систему дистанционного образования, а также разработчиков и производителей технических средств дистанционных технологий обучения;

существенно снизить затраты военнослужащих на получение выбранного ими образования;

предоставить возможность получить дополнительное образование не только офицерам и прапорщикам, но и другим категориям военнослужащих, в том числе и военнослужащим, находящимся в запасе и отставке; кроме того, военнослужащим, получившим увечья и инвалидность и не имеющих возможность получить образование по другим формам обучения.

Системы дистанционного обучения потенциально стать основой самообразования людей разного возраста, что открывает возможность увеличения темпов межотраслевой переквалификации профессиональных кадров в ходе научно-технического прогресса.

Преимуществами дистанционных технологий обучения являются доступность, массовость, мобильность, отсутствие привязанностей к месту и времени обучения. В качестве недостатков можно отметить отсутствие гарантии идентификации слушателя и отсутствие «живого» общения преподавателя и обучаемого. Кроме того, обучающимся дистанционно необходима гораздо более сильная мотивация учения. Многим трудно заставить себя регулярно и последовательно проходить курс обучения без контроля со стороны преподавателя и общения с другими обучающимися. Также к недостаткам дистанционного обучения можно отнести то, что для его осуществления необходим, по меньшей мере, персональный компьютер с доступом в Интернет. Такая возможность есть далеко не у всех военнослужащих, нуждающихся в дистанционной профессиональной переподготовке или повышении квалификации. Причины тому разные, в основном финансовые и социально-бытовые.

В зависимости от типа носителя можно выделить три основных метода обмена информацией между обучающимся и преподавателем в процессе дистанционного обучения:

учебные материалы распространяются на CD- и DVD-дисках, видео- и аудиокассетах, на магнитном или бумажном носителе;

спутниковое телевидение;

обучение с использованием Интернет-ресурсов.

Тенденцией последних лет можно назвать возрастание доли обучения через Интернет. Появились специальные компьютерные программы-оболочки дистанционного обучения и тестирования приобретенных знаний.

Сегодня Интернет технологически представляет собой почти идеальное средство для дистанционного обучения и образования. С его помощью можно доставить до обучающегося любой дидактический материал (электронный учебник, видеозапись лекции или демонстрации эксперимента) и даже провести контрольную работу. Однако, несмотря на то, что практически каждая организация, оказывающая услуги дистанционного образования, декларирует использование при обучении Интернет-технологий, на деле нередко из всех возможностей Интернета используется только E-mail, а в качестве учебных материалов применяются магнитные и бумажные носители, аудио- и видеокассеты. Это и понятно, поскольку разработка систем дистанционного образования, в полной мере использующихся возможности современных компьютерных технологий и Интернет-ресурсов – дело дорогостоящее и длительное.

Любое обучение (в том числе и дистанционное) требует определенной организационно-информационной поддержки. Для этого как минимум необходимо иметь следующие структуры:

поддержки проектирования учебного материала (курсов);

доставки учебного материала слушателям;

поддержки «справочных» материалов (базы данных (SQL), библиотека);

консультации;

контроля знаний;

организации общения обучающихся (коллективные формы обучения) [3].

При этом вполне очевидно, что в системе военно-профессионального образования технологии дистанционного обучения возможно применять только в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных специалистов, да и то не во всех случаях. Обучение по большинству воинских специальностей насыщено курсовыми работами и дипломными проектами, войсковыми стажировками и педагогической практикой, тактико-специальными и командно-штабными учениями. Трудно представить себе дистанционно обучающую программу по строевой или боевой подготовке. В этом случае дистанционные технологии используются в основном как способ трансляции знаний. И уже от самого обучающегося зависит, готов ли он их усвоить. Следует учитывать и то обстоятельство, что передача учебных и учебно-методических материалов, имеющих ограниченный доступ пользования или гриф секретности по открытым каналам связи (почта, телеграф, телефон, факс, Интернет, кабельное, эфирное и спутниковое телевидение и др.) категорически запрещена [1].

ЛИТЕРАТУРА

1 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).

2 Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 3-4 (13-14), 1999. 322 с.

3 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001.

Просмотров работы: 0