ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Железняк Р.Ю. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные квалификационные требования к уровню подготовки выпускников военных вузов обуславливает необходимость создания таких электронных обучающих комплексов, наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду для курсантов, слушателей (обучающихся) и преподавателей, в ходе совместной и самостоятельной работы.

Для успешной реализации современных образовательных программ в сфере военно-профессиональной подготовки необходимо, чтобы новые источники информации (в частности, электронные учебные пособия) стали одинаково доступные для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Электронный обучающий комплекс должен обеспечивать решение следующих основных задач:

формирование, совершенствование и поддержание на требуемом уровне у обучающихся знаний, умений и навыков, определенных квалификационными требованиями к подготовке военных специалистов в условиях, аналогичных штатным;

формирование готовности обучающихся применять знания в интересах служебно-боевой деятельности, полученные по другим учебным дисциплинам;

формирование готовности обучающихся к эффективному воздействию на подчинённых в нештатных, экстремальных и нестандартных ситуациях;

иллюстративная демонстрация возможных нештатных, экстремальных и нестандартных ситуаций в повседневных и боевых условиях;

контроль и восстановление уровня знаний навыков и умений.

Всё вышеизложенное определяет требования, которые предъявляются к созданию и использованию электронных обучающих комплексов для подготовки военных специалистов:

удобная навигация по всем структурным элементам электронного учебного пособия (главам, разделам, параграфам и т.д.);

возможность масштабирования текста, графики, таблиц, а также полноэкранного режима просмотра;

возможность импорта/экспорта, копирования и распечатки содержательной части электронного пособия;

использование в интерфейсе электронного пособия цветовой гаммы не вызывающей раздражение и утомление глаз;

защищённость от несанкционированного редактирования (декомпиляции) содержания электронного обучающего комплекса;

наличие блока контроля знаний, обеспечивающего как самоконтроль обучаемым, так и преподавателем, а также мониторинг успеваемости обучаемого;

включение статических и динамических иллюстраций действий войск и должностных лиц в различных условиях обстановки;

незначительный размер и совместимость с компьютером.

Наиболее полно вышеизложенным требованиям соответствует программная среда SunRavBookEditor 4.0 (из пакета SunRavBookOffice 3.0). Она предназначена для создания и редактирования разнообразных электронных книг и учебников, состоящих из неограниченного количества глав, разделов и подразделов. Простота в обращении, «дружественный» интерфейс и многофункциональность программы SunRavBookEditor 4.0 позволяет профессорско-преподавательскому составу в условиях повседневной деятельности кафедр с достаточной быстротой и эффективностью создавать (компилировать) электронные учебные пособия, учебники и книги, не владея при этом основами компьютерного программирования [1].

Для создания полноценного представления о программе SunRav BookEditor 4.0 целесообразно рассмотреть некоторые её функциональные возможности этого продукта отечественных разработчиков компьютерных программ. К ним относятся:

использование текста с различными визуальными эффектами (разные шрифты, жирные, наклонные, подчеркнутые символы, подстрочные и надстрочные индексы и т.д.);

создание параграфов книги с различными визуальными эффектами (нумерованные/не нумерованные/алфавитные списки, бордюры, цвет фона, выравнивание, отступы, межстрочные интервалы и т.д.);

использование изображений и таблиц (вложенных таблиц);

использование различных стандартных элементов Windows (кнопки, списки, выпадающие меню, радиогруппы и т.д.);

экспорт и импорт разделов в формат HTML и RTF;

импорт документов в формате HTML, RTF, TXT, DOC, XLS из выбранной директории;

интеграция с пакетом SunRav TestOffice Pro 3.0 позволяет сделать в учебниках ссылки на тесты и предоставляет возможность пройти тестирование во время ознакомления с учебником;

возможность перемещение разделов и объединения нескольких книг в одну;

быстрый просмотр созданной книги в программе SunRav BookReader.

Кроме того, электронные учебники, созданные с использованием программы SunRav BookEditor дополнительно позволяют:

просматривать электронную книгу с использованием автопрокрутки, т.е. без использования клавиатуры (скорость прокрутки можно отрегулировать);

голосовое озвучивание электронной книги;

индексный и полнотекстовый поиск по всей книге поможет быстро найти нужный текст в книге;

увеличение или уменьшение шрифта, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в книге.

Важнейшими частными структурными элементами электронного обучающего комплекса являются как тексты, так и нетекстовые компоненты с учетом того, что их значимость существенно изменяется. В электронном обучающем комплексе, в отличие от традиционного учебного пособия, ведущей становится система нетекстовых компонентов. Такое изменение ролей обусловлено уникальными по сравнению с другими техническими средствами возможностями современных компьютеров. В частности, программы мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации. Применением мультимедийных программных средств, кроме того, обеспечивается существенное возрастание роли иллюстраций. При этом под иллюстрациями, учитывая возможности новых информационных технологий, понимаются не только рисунки, схемы, таблицы, а приведение с использованием графики, видео и звукового сопровождения с элементами анимации примеров для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих и наиболее сложных компонентов учебного материала [2].

Не менее значимой в структуре электронного обучающего комплекса должна быть подсистема организации усвоения учебного материала, так как возможности данной подсистемы (аппарата или блока контроля знаний, навыков, умений) в электронном учебном пособии несравненно выше, чем в традиционном. Она может включать такие структурные компоненты, как индивидуальные расчетные задания (например, психогенных потерь подразделения, части), примеры проведения отдельных мероприятий, контрольные вопросы, тестовые задания и т.п. Аппарат (блок) ориентировки (или навигации) по электронному обучающему комплексу должен обеспечивать возможность быстрого доступа к необходимой информации (например, по ключевым словам, терминам, выражениям), отражать содержание охватываемого учебного материала (иерархические выпадающие меню) и предоставлять контекстно зависимую помощь.

Очевидно, что с появлением и совершенствованием различных электронных обучающих комплексов должны принципиально измениться учебные программы и планы лекций и практических занятий, а также роль преподавателя в учебном процессе [3].

В процессе создания электронных обучающих комплексов (как и мультимедийных средств обучения в целом) целесообразна следующая логическая последовательность их разработки и внедрения, состоящая из пяти этапов:

определение общего объема учебного материала, планируемого для включения в конкретное электронное обучающий комплекс;

разделение материала на блоки, модули в соответствии с критериями логической полноты, целостности, завершенности и диагностируемости усвоения;

создание блока контроля уровня знаний, умений, навыков и мониторинга успеваемости;

разработка методических рекомендаций и системы практических задач;

структурирование и установка связей между блоками;

разработка рекомендаций по итоговой оценке знаний, навыков, умений.

Отдельные электронные учебники можно объединять в электронную библиотеку. Такая библиотека представляет собой собрание взаимосвязанных электронных учебников.

Также необходимо, чтобы электронные обучающие комплексы полностью соответствовали потребностям обучающихся и предоставляли им необходимую информацию в реальном масштабе времени. Электронное обучение успешно, когда оно способно доставить необходимую для работы специалиста информацию в тот момент, когда им это необходимо.

К процессу разработки и развития системы электронного обучения целесообразно привлекать обучающихся. Непосредственное участие в процессе создания электронного обучающего комплекса будет способствовать возрастанию личностной значимости в осуществляемой деятельности.

Особое внимание при подготовке электронных обучающих комплексов для военных специалистов необходимо уделять использованию материалов с разграничением уровня доступа (открытые, для служебного пользования, секретные). Если возникает необходимость в использовании материалов данного характера, то такое электронное учебное издание должно иметь определённый гриф секретности и использоваться установленным порядком на аппаратном обеспечении и в помещениях, специально подготовленных для этого.

Если разработанный обучающий комплекс, содержащий сведения закрытого характера, необходимо доставить обучающемуся к месту дислокации части, то такая доставка должна выполняться секретной почтой в установленном порядке.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что если говорить об образовании как о социальном процессе, то приобретённый человечеством опыт показывает, что освоение знаний человеком возможно только на основе самообразования. При этом технологии дистанционного образования в современном педагогическом процессе призваны активизировать в обучающемся его собственное стремление к освоению знаний и благоприятствовать процессу его самообразования в целом.

Таким образом, использование в деятельности должностных лиц подразделения информационных технологий, электронных обучающих комплексов, Интернет-ресурсов с учётом всех особенностей военно-профессиональной деятельности, могут оказать существенную поддержку самообразованию военных специалистов различного профиля, опыта, возраста, а также стать основой профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, что в свою очередь непосредственно влияет на боеспособность частей и подразделений и обороноспособность страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1 ГОСТ 7.60-90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Издания. Основные виды. Термины и определения.

2 Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3 Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1646 от 19.06.1998 г. «О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям».

Просмотров работы: 75