ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИИЯ

Беспалов В.В. 1, Беспалова Ю.О. 1, Матвеева В.В. 1
1ОГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под технико-технологическим обеспечением следует понимать комплекс взаимосвязанных технических средств, организационно-технических, функциональных и информационных систем, обеспечивающий организационное, информационное и техническое единство технологических работ, выполняемых на стадиях разработки и производства продукции (услуг, процессов), на основе представления технологии получения продукции (результата услуги, процесса) как совокупности единых конструкторско-технологических решений. В данной статье рассмотрены основные элементы технико-технологического обеспечения процесса служебного расследования ДТП.

В соответствии с Правилами дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [1].

По ГОСТ Р ИСО 39001-2014 дорожно-транспортное происшествие - столкновение или иное ударное воздействие на дороге, вызвавшее гибель, ранение или телесное повреждение.

Оба этих определения, раскрывают ДТП как некоторое событие, повлекшее за собой материальный ущерб и(или) гибель и травматизм участников ДТП. Помимо прямого ущерба, ДТП могут содержать скрытые негативные факторы и риски:

- нарушение технологических режимов производства, связанные с нарушением работы транспортного обеспечения деятельности конкретного предприятия;

- нарушение работы транспортной системы на отдельных участках дорожной сети, связанные со снижением его пропускной способности;

- экономический ущерб, связанный с ремонтно-восстановительными работами, повышением тарифных коридоров по договорам ОСАГО, страховыми выплатами, компенсациями и т.п.;

- простои подвижного состава работников, связанные с временной нетрудоспособностью рабочих (водителей) или ремонтно-восстановительными работами и т.д. [2].

Поэтому сбор и анализ первичной информации о факте дорожно-транспортного происшествия является одним из ключевых процессов в управлении риском возникновения повторных дорожно-транспортных происшествий. Процедура законодательной регламентируется ФЗ «Об обеспечении безопасности дорожного движения» и конкретизируется приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 «Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий» [3].

При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

- обстоятельства, предшествующие происшествию;

- причины происшествия;

- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно - транспортного происшествия;

- последствия происшествия;

- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

- недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Для получения полной и достоверной информации о факте дорожно-транспортного происшествия, снижения потенциальной опасности и вероятности повторного инцидента, процесс расследования ДТП должен иметь достаточный уровень технико-технологического обеспечения.

Расследование дорожно-транспортных происшествий является обязательной частью системы обеспечения безопасности дорожного движения. Для систематизации элементов технико-технологического обеспечения расследования дорожно-транспортных происшествий необходимо определить элементы, составляющие систему безопасности дорожного движения. В классическом представлении организации безопасности дорожного движения перемещение транспортного средства можно охарактеризовать системой ВАДС - взаимосвязанной системой, состоящей из элементов: водитель, автомобиль, дорога, среда (рисунок 1) [2,4].

Рисунок 1 – Схема управления движением ВАДС

Дорожно-транспортное происшествие, по сути, является частным случаем нарушения функционирования данной системы. Базируясь на указанных аспектах, процедура реализации процесса расследования дорожно-транспортных происшествий обязана описывать следующие категории показателей, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Категории процесса расследования ДТП

Элемент системы ВАДС

Категория

1

2

Водитель

Опыт работы/возраст

Уровень подготовки

Психофизиологическое состояние

Автомобиль

Результаты контроля выпуска на линию

Оснащенность системами послеаварийной безопасности

Оснащенность системами активной безопасности (ABS, ESP, системы-ассистенты)

Оснащенность системами пассивной безопасности (ремни безопасности, подушки безопасности, армирующие дуги и т.д.)

Продолжение таблицы 1

1

2

Дорога

Тип и состояние покрытия

Интенсивность движения по маршруту движения (плотность потока)

Направление движения

Среда

Метеорологические факторы

Схема места ДТП

Время совершения ДТП

В соответствии с определенными категориями показателей процесса расследования ДТП можно определить перечень необходимого технико-технологического обеспечения процесса расследования ДТП (таблица 2).

Таблица 2 – Перечень необходимого технико-технологического обеспечения процесса расследования ДТП

Элемент системы ВАДС

Технико-технологическое обеспечение

1

2

Водитель

Информационная система по учету кадров ( информационная система, хранящая и позволяющая оперативно получить информацию о водителе-участнике ДТП (стаж вождения, категория, квалификация и т.д.)

Методика медицинского освидетельствования и осмотров водителей (позволяет определить перечень медицинских показателей при допуске водителя к управлению транспортных средств)

Медицинское оборудование (Устройство для оценки содержания алкоголя в крови на основании анализа образца выдыхаемого воздуха; тонометры; термометры и т.д.)

Автомобиль

Информационно-аналитическая система учета технического обслуживание и ремонта подвижного состава

Диагностическое оборудование (люфтомеры, манометры, люксметры, диагностические сканеры, бортовые компьютеры ТС)

Методики и технологические карты проведения ТО и Р подвижного состава (позволяет определить в оперативном режиме перечень показателей технического состояния транспортного средства, которые могли повлиять на причины возникновения ДТП)

Информационная систем учета балансного движения и изменения подвижного состава

Продолжение таблицы 2

1

2

Дорога

Схема устройства уличной дорожной сети города

Онлайн-карта загруженности автомобильных дорог

Внешние камеры наблюдения с открытым доступом

Материалы с внутренних камер и регистраторов

Утвержденные маршруты движения подвижного состава (определяющие тип и категорию дорог, на которой совершено ДТП, а также прогнозируемые значения характеристик транспортного потока)

Карта мест размещения производственных объектов

Среда

Сводки метеопрогнозов

Схемы организации уличного дорожного движения

Дальномеры (для определения точного месторасположения ТС на проезжей части на месте ДТП)

Постановление Президиума РСА от 15 февраля 2012 «Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции»

Методики проведения трассологических экспертиз дорожно-транспортных происшествий

Полученные выше категории (Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда) процесса расследования в свою очередь определяют перечень показателей, оказывающих наибольшее влияние на процесс расследования ДТП. При этом следует отметить, что часть этих показателей должна быть определена непосредственно на месте совершения ДТП, а часть из них может быть определена после устранения последствий дорожно-транспортных происшествий. Так, например, такой показатель как содержание алкоголя в крови водителя, определяющий его физиологическое состояние, должен быть определен непосредственно на месте ДТП, что требует специального оборудования. С другой стороны, показатель «стаж вождения автомобиля» возможно определить и после факта ДТП, при проведении служебного расследования.

Список использованных источников

1 ГОСТ Р ИСО 39001 - 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению. Введ.: 2015–06–01. Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.

2 Лукоянов, В.А. Характеристика процесса «Расследование дорожно-транспортных происшествий» в системе менеджмента безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия/ В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург. – С. 360-363.

3 Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий [Электронный ресурс].: Приказ Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2020. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 10.12.2020

4 Об утверждении методических рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции положения [Электронный ресурс].: Постановление Президиума Российского союза автостраховщиков от 15.02.2012 // Российский союз автостраховщиков: официальный сайт РСА. – Москва : РСА, 2002-2020. – Режим доступа : https://autoins.ru/ – 10.12.2020

Просмотров работы: 3