Под технико-технологическим обеспечением следует понимать комплекс взаимосвязанных технических средств, организационно-технических, функциональных и информационных систем, обеспечивающий организационное, информационное и техническое единство технологических работ, выполняемых на стадиях разработки и производства продукции (услуг, процессов), на основе представления технологии получения продукции (результата услуги, процесса) как совокупности единых конструкторско-технологических решений. В данной статье рассмотрены основные элементы технико-технологического обеспечения процесса служебного расследования ДТП.
В соответствии с Правилами дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [1].
По ГОСТ Р ИСО 39001-2014 дорожно-транспортное происшествие - столкновение или иное ударное воздействие на дороге, вызвавшее гибель, ранение или телесное повреждение.
Оба этих определения, раскрывают ДТП как некоторое событие, повлекшее за собой материальный ущерб и(или) гибель и травматизм участников ДТП. Помимо прямого ущерба, ДТП могут содержать скрытые негативные факторы и риски:
- нарушение технологических режимов производства, связанные с нарушением работы транспортного обеспечения деятельности конкретного предприятия;
- нарушение работы транспортной системы на отдельных участках дорожной сети, связанные со снижением его пропускной способности;
- экономический ущерб, связанный с ремонтно-восстановительными работами, повышением тарифных коридоров по договорам ОСАГО, страховыми выплатами, компенсациями и т.п.;
- простои подвижного состава работников, связанные с временной нетрудоспособностью рабочих (водителей) или ремонтно-восстановительными работами и т.д. [2].
Поэтому сбор и анализ первичной информации о факте дорожно-транспортного происшествия является одним из ключевых процессов в управлении риском возникновения повторных дорожно-транспортных происшествий. Процедура законодательной регламентируется ФЗ «Об обеспечении безопасности дорожного движения» и конкретизируется приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 «Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий» [3].
При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:
- обстоятельства, предшествующие происшествию;
- причины происшествия;
- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно - транспортного происшествия;
- последствия происшествия;
- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
- недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Для получения полной и достоверной информации о факте дорожно-транспортного происшествия, снижения потенциальной опасности и вероятности повторного инцидента, процесс расследования ДТП должен иметь достаточный уровень технико-технологического обеспечения.
Расследование дорожно-транспортных происшествий является обязательной частью системы обеспечения безопасности дорожного движения. Для систематизации элементов технико-технологического обеспечения расследования дорожно-транспортных происшествий необходимо определить элементы, составляющие систему безопасности дорожного движения. В классическом представлении организации безопасности дорожного движения перемещение транспортного средства можно охарактеризовать системой ВАДС - взаимосвязанной системой, состоящей из элементов: водитель, автомобиль, дорога, среда (рисунок 1) [2,4].
Рисунок 1 – Схема управления движением ВАДС
Дорожно-транспортное происшествие, по сути, является частным случаем нарушения функционирования данной системы. Базируясь на указанных аспектах, процедура реализации процесса расследования дорожно-транспортных происшествий обязана описывать следующие категории показателей, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Категории процесса расследования ДТП
Элемент системы ВАДС |
Категория |
1 |
2 |
Водитель |
Опыт работы/возраст |
Уровень подготовки |
|
Психофизиологическое состояние |
|
Автомобиль |
Результаты контроля выпуска на линию |
Оснащенность системами послеаварийной безопасности |
|
Оснащенность системами активной безопасности (ABS, ESP, системы-ассистенты) |
|
Оснащенность системами пассивной безопасности (ремни безопасности, подушки безопасности, армирующие дуги и т.д.) |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Дорога |
Тип и состояние покрытия |
Интенсивность движения по маршруту движения (плотность потока) |
|
Направление движения |
|
Среда |
Метеорологические факторы |
Схема места ДТП |
|
Время совершения ДТП |
В соответствии с определенными категориями показателей процесса расследования ДТП можно определить перечень необходимого технико-технологического обеспечения процесса расследования ДТП (таблица 2).
Таблица 2 – Перечень необходимого технико-технологического обеспечения процесса расследования ДТП
Элемент системы ВАДС |
Технико-технологическое обеспечение |
1 |
2 |
Водитель |
Информационная система по учету кадров ( информационная система, хранящая и позволяющая оперативно получить информацию о водителе-участнике ДТП (стаж вождения, категория, квалификация и т.д.) |
Методика медицинского освидетельствования и осмотров водителей (позволяет определить перечень медицинских показателей при допуске водителя к управлению транспортных средств) |
|
Медицинское оборудование (Устройство для оценки содержания алкоголя в крови на основании анализа образца выдыхаемого воздуха; тонометры; термометры и т.д.) |
|
Автомобиль |
Информационно-аналитическая система учета технического обслуживание и ремонта подвижного состава |
Диагностическое оборудование (люфтомеры, манометры, люксметры, диагностические сканеры, бортовые компьютеры ТС) |
|
Методики и технологические карты проведения ТО и Р подвижного состава (позволяет определить в оперативном режиме перечень показателей технического состояния транспортного средства, которые могли повлиять на причины возникновения ДТП) |
|
Информационная систем учета балансного движения и изменения подвижного состава |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Дорога |
Схема устройства уличной дорожной сети города |
Онлайн-карта загруженности автомобильных дорог |
|
Внешние камеры наблюдения с открытым доступом |
|
Материалы с внутренних камер и регистраторов |
|
Утвержденные маршруты движения подвижного состава (определяющие тип и категорию дорог, на которой совершено ДТП, а также прогнозируемые значения характеристик транспортного потока) |
|
Карта мест размещения производственных объектов |
|
Среда |
Сводки метеопрогнозов |
Схемы организации уличного дорожного движения |
|
Дальномеры (для определения точного месторасположения ТС на проезжей части на месте ДТП) |
|
Постановление Президиума РСА от 15 февраля 2012 «Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции» |
|
Методики проведения трассологических экспертиз дорожно-транспортных происшествий |
Полученные выше категории (Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда) процесса расследования в свою очередь определяют перечень показателей, оказывающих наибольшее влияние на процесс расследования ДТП. При этом следует отметить, что часть этих показателей должна быть определена непосредственно на месте совершения ДТП, а часть из них может быть определена после устранения последствий дорожно-транспортных происшествий. Так, например, такой показатель как содержание алкоголя в крови водителя, определяющий его физиологическое состояние, должен быть определен непосредственно на месте ДТП, что требует специального оборудования. С другой стороны, показатель «стаж вождения автомобиля» возможно определить и после факта ДТП, при проведении служебного расследования.
Список использованных источников
1 ГОСТ Р ИСО 39001 - 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению. Введ.: 2015–06–01. Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.
2 Лукоянов, В.А. Характеристика процесса «Расследование дорожно-транспортных происшествий» в системе менеджмента безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия/ В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург. – С. 360-363.
3 Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий [Электронный ресурс].: Приказ Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2020. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 10.12.2020
4 Об утверждении методических рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции положения [Электронный ресурс].: Постановление Президиума Российского союза автостраховщиков от 15.02.2012 // Российский союз автостраховщиков: официальный сайт РСА. – Москва : РСА, 2002-2020. – Режим доступа : https://autoins.ru/ – 10.12.2020