ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКИХ ТУРОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКИХ ТУРОВ

Десятова К.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Туризм – это одна из самых прибыльных и динамично развивающихся отраслей экономики в ее развитии заинтересованы все развитые и развивающиеся страны мира. Туризм относится к социально-экономическому сектору, где клиенту за деньги предоставляются различные услуги. Он принадлежит к сфере услуг, которая охватывает различные сферы деятельности. Развитие туристских услуг обеспечивается ростом в развитых странах социального богатства, которое сопровождается уменьшением части затрат на питание и предметы роскоши в пользу увеличения расходов на отдых и организацию досуга.

Успех деятельности туристских предприятий, как и любых других, работающих в сфере услуг, направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей потребителя, выявление и прогнозирование их запросов. Но поведение потребителей не может быть просто предсказуемым, ведь на него влияют большое количество факторов.

Каждый человек, является потенциальным потребителем, со своими психологическими особенностями, типом характера и темперамента. Изучением и анализом этих особенностей занимается психология потребления, которая предоставляет ценный материал для тех, кто связан с производством, распределением, обменом товаров и услуг.

Сфера туристских услуг интересна с точки зрения психологии потребления тем, что сам туристский продукт, являясь сложным комплексом услуг, с учетом специфики его продажи, порождает интересные модели, поведенческие стратегии и другие особенности поведения потребителя.

Сегодня потребитель стремится, все также много потреблять, но уже по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Теперь основной упор идет на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и все меньше на материальные ценности.

Нового потребителя можно описать как более активного, самостоятельного, информированного, критически и привередливо относящегося к предполагаемым ему товарам и услугам, который жаждет новых впечатлений и удовольствий. Сейчас потребитель стремится получить максимум от поездки, что ведет к увеличению туристского отдыха, насыщению его экскурсиями, прогулками, общением, погружением в культуру и др.

Для таких новых потребителей и искушенных путешественников или тех, кто просто не хочет ехать по готовым «пакетам» крупных туроператоров появился новый формат организации путешествий – авторские туры.

В законе «Об основах туристской деятельности в РФ» закреплено следующее понятие тура. Тур – это комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гид-переводчиков и др. услуги, предоставляемые в зависимости от цели путешествия [1].

Термин «авторский тур» пока не получил своего научного определения. И если попытаться вывести его смысл из значений входящих в него слов и, опираясь на определения, которые приводят специалисты туристской деятельности, тоавторским туром можно считать определенный комплекс услуг, входящий в путешествие, запланированное индивидуальным гидом или группой лиц (автором тура) без участия крупного туроператора по специально разработанной уникальной программе. Авторский тур – это золотая середина между пакетными турами и самостоятельными путешествиями.

Рассмотрев и определив понятие «авторский тур» можно выделить следующие характерные черты:

у тура обязательно есть автор, который его создал, организовал и, как правило, является идейным вдохновителем и сопровождающим на протяжении всего путешествия;

организаторами могут быть как физические лица, так и небольшие фирмы, знающие местность или специализирующие на определенной теме путешествий;

стоимость проезда к точке сбора группы не входит в стоимость тура и оплачивается участниками программы самостоятельно;

путешествие происходит в небольших группах единомышленников, подобранных по возрасту и интересам[2].

Авторский тур от обычного пакетного тура отличается тем, что вместо курортного отдыха со стандартным набором развлечений (отель, пляж, ресторан, дискотека, стандартные экскурсии) предлагается купить поездку в нетуристические места с необычной активностью и получить незабываемые эмоции, и общение с единомышленниками.

Единой классификации авторских путешествий пока еще не существует, так как это довольно молодое и еще формирующееся направление. Авторы туров постоянно разрабатывают новые маршруты и радуют заядлых путешественников по миру необычными предложениями [2]. Остановимся на следующих видах авторских туров:

групповые и индивидуальные туры;

тематические и обзорные;

многодневные и однодневные;

по уровню подготовки.

Для выявления предпочтений и заинтересованности людей в приобретении авторского тура с декабря 2020 года по январь 2021 года нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 111 респондентов: 73% женщин и 27% мужчин. Результаты анкетирования показали, что, во-первых, максимальный интерес к отдыху и авторским турам проявляют женщины в возрастных группах от 18 до 35 лет. Во-вторых, большинство опрошенных состоят в отношениях и предпочитают путешествовать вместе или одиноки, поэтому в поисках группы единомышленников. В-третьих, у 67,6% респондентов есть высшее образование, поэтому достаток, скорее всего, выше среднего, и желание развиваться, узнавать мир и вести активный образ жизни.

На вопрос «Как часто Вы пользуетесь услугами туристических операторов?» 35,1% респондентов ответили «Один раз в 2–3 года», 21,6% ответили «Один раз в год», 5,4% пользуются два раза в год и остальные 37,9% выбирали «Другое», и, как правило, отвечали «Не пользовались» или «Редко». Большинство ответов на вопрос «Ездили ли Вы отдыхать в период пандемии коронавируса?» были «Нет» – так ответили 59,5% опрошенных, ответили «Да, путешествовали по России» – 37,8% респондентов и «Да, посещали зарубежные страны» – 2,7% респондентов. Таким образом, 40,5% респондентов не остановили закрытые границы и введенные ограничения, чтобы отказаться от отпуска, они путешествовали по России или в открытые страны.

При ответе на следующий вопрос «Приобретали ли Вы авторский тур?» 45% респондентов ответили «Никогда не приобретали и не собираются», еще 45% ответили «Никогда не приобретали, но планируют», 7,2% выбрали «Один раз», 1,8% приобретали два раза и 0,9% более двух раз. На вопрос «После снятия всех ограничительных мер, какой тур Вы предпочтете?» 51,4% ответили «Самостоятельное путешествие», 34,2% ответили «Обычный тур» и 14,4% выбрали авторский тур.

Основные факторы, которые больше всего влияют на выбор при приобретении авторского тура, выбирали (в порядке уменьшения значимости): стоимость услуг – 70,3%; качество предоставляемых услуг – 63,1%; рекомендации друзей и родственников – 56,8%; безопасность – 52,3%; марка фирмы и репутация гида – 32,4%; количество направлений – 22,5%; отказались выбрать – 1,8%.

Из предложенных тем авторских туров 33,3% выбрали бы событийный тур, 30,6% культурный, 19,8% оздоровительный, 12,6% спортивный, остальные четыре группы по 0,9% выбрали культурно-познавательный, паломнический, обычный и никакой. Большинство опрошенных готовы потратить на покупку авторского тура 30–50 тысяч рублей (45% респондентов), 28,8% – до 30 тысяч рублей, 23,4% – от 50 до 100 тысяч рублей, 2,7% – более 100 тысяч рублей.

Самым большим преимуществом авторских туров для респондентов стал нестандартный маршрут – 51,4%; интересную авторскую программу выбрали 49,5% респондентов; 47,7% опрошенных, что не нужно переживать за планирование, логистику и др.; 46,8% выбрали расширение зоны комфорта, новые навыки; для 42,3% важно общение с интересными людьми; для 22,5% важна компания единомышленников; 18,9% решили, что это отличный способ привить себе новые привычки; 2,7% воздержались, не знали или не нашли плюсов.

Самым большим недостатком авторских туров респонденты сочли невозможность по ходу тура корректировать маршрут – 56,8%; для 47,7% не понравилось подчинение общим правилам; для 36,9% слишком мало свободного времени; для 34,2% стало минусом необходимость нахождения внутри коллектива; 30,6% выбрали стоимость; 4,5% ответили, что не знают.

Таким образом, проведя данное исследование, были выявлены основные потребности потенциальных потребителей авторских туров. Данные исследования могут быть использованы организаторами туров для повышения спроса на свои авторские туры. По итогам опроса можно сделать выводы, что такое направление, как авторские туры только начинает набирать популярность среди туристов, поэтому важно знать своего потребителя и его особенности. Однако, помимо этого, должна быть разработана стратегия информирования клиентов о том, что такое авторский тур, в чем его особенности, чем они отличаются от обычных пакетных туров и в чем их преимущество. При грамотной организации технологического процесса услуги с высокой степенью вероятности авторские туры будут с каждым днем все популярней на рынке услуг и смогут стать устойчивым направлением организации отдыха, культуры и здорового образа жизни.

Литература

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-osnovah-turistskoj-deyatelnosti-132-fz/ (дата обращения 25.01.2021).

Авторские туры по всему миру [Электронный ресурс].URL: https://wowmego.ru/blog/avtorskie-tury-po-vsemu-miru/#title10 (дата обращения 21.01.2021).

Просмотров работы: 172